Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Ясон. Героизм в союзе с древней магией

Ясон. Героизм в союзе с древней магией

путь аргонавтов на корабле Арго

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Ясон. Героизм в союзе с древней магией

Ясон, сын царя Эсона из Иолка, знаменит как глава похода на корабле «Арго» за золотым руном в далекую Колхиду. Там он овладел золотым руном, избежав козней царя Ээта. Но произошло это с помощью влюбленной в него Медеи, дочери Ээта, сведущей в древней магии и колдовстве. В свою очередь любовь и помощь Медеи возможны благодаря вмешательству великих богинь Геры, Афины и Афродиты, допустивших удивительный союз героической силы и колдовской мудрости.

Главным источником для истории Ясона является поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» (III в. до н. э.), включающая множество сведений из древнейших мифологических пластов.
Сама тема похода с её дальними странствиями, подвигами в загадочной Колхиде и многотрудным возвращением на родину заставляет включить в спутники Ясона характерных героев. Во-первых, это минийцы, то есть герои из племени древних орхоменских автохтонов, потомков Эола, а во-вторых, многие из них знамениты даже не сами по себе, а своими отцами и дедами, предками явно хтонического происхождения.

Не говоря уже о самом Ясоне, потомке Эола, на «Арго» находятся: Геракл, он, правда, вернется с середины пути, Орфей, лапиф Полифем Элатид (собственно «сын ели»), лапиф Кеней, известный оборотничеством, Флиант — сын Диониса, Навплий — потомок Посейдона, Линкей и Ид — сыновья Афарея, некогда сражавшиеся с Диоскурами, Авгий — сын Гелиоса, Евфем из Тенара — сын Посейдона и Европы, дочери великана Тития, Эргин и Анкей — сыновья Посейдона, сын Ойнея Мелеагр, жизнь которого была заключена в тлеющей головешке, Зет и Калаид — сыновья северного ветра Борея и Орифии, Палемоний — сын Гефеста.

Дети и внуки богов сохраняют рудименты былой демонической мощи, объединяя её зачастую с новым типом разумной силы, разрушающей грубый, исполненный магии и фетишизма хтонизм своих праотцев.

Орфей, сын музы Каллиопы, унаследовал от неё магическую силу искусства.

Дети Борея мчатся по воздуху, на ногах с золотыми пятками у них чёрные крылья.

Евфем, сын Посейдона, не ведая морских глубин, бегает вихрем по водной глади.

Линкей видит сквозь воду, а глаза потомков Солнца наделены особым, но уже не опаляющим блеском Гелиоса.

Душа Эфалида, сына Гермеса, живёт то в царстве смерти, то среди живых, будучи отражением и подобием двойного бытия самого Гермеса, водителя душ в Аиде и путников на дорогах земли.

Периклемен, внук Посейдона, обладает особой силой, которая заставляет сбываться всему, чего бы он ни пожелал.

Палемоний, сын Гефеста, ничего не унаследовал от отца, кроме хромоты, а в похвальбе Ида своим копьём, что помогает ему вместо Зевса, слышатся отголоски древней безудержной силы. Она не так уж чужда героическому миру, являясь то в виде богов, чудовищ и демонов, то воплощаясь в как будто бы совершенно безобидные предметы — растения, животных, воду и землю.

Участие в событиях похода аргонавтов принимают в основном Олимпийские боги. Однако некоторые из них, сохранившие архаические рудименты, соседствуют с чисто хтоническими божествами, воздействуя на героический мир своими благодетельными или губительными потенциями.

Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, даёт благие советы Ясону (Аполлоний Родосский.«Аргонавтика» I стр.33). Афина, наделенная архаическим эпитетом Тритонида, дарит Ясону плащ своей работы; Гера Пеласгическая (её имя указывает на большую древность) гневается на Пелия, не принёсшего ей жертвы, и отсюда вся её дальнейшая вражда к нему.

На пути аргонавтов встречается Аполлон Заревой, идущий из Ликии к гипербореям, вселяя одним своим видом ужас в сердца героев, сотрясая землю и моря.
Тритон, обитатель водных глубин, с рыбьим хвостом, по молитве Ясона является в божественном виде, продвигая корабль аргонавтов к морю. Ночная богиня Геката не раз возникает, вызванная заклинаниями Ясона, среди факельных огней, лая подземных псов, воплей болотных и речных нимф, обвитая змеями.

Путникам аргонавтам встречаются удивительные чудовища: шестирукие «землерожденные», крылатые Гарпии, железные птицы Ареса. Золотое руно в Колхиде охраняется змеем, сыном Геи, родившимся на Кавказе. Медные быки, выдыхающие пламя, пашут ниву Ареса, где из зубов дракона появляются воины.

В сказочной Колхиде по воле царя Ээта Ясон совершает свои подвиги, усмиряя огнедышащих быков и уничтожая землерожденных воинов. Не следует забывать, что Ясону приходит на помощь царская дочь Медея, полюбившая его по решению богинь — Геры, Афины и Афродиты. Однако Медея, внучка Солнца-Гелиоса, колдунья, сведущая в магических ритуалах, призывающая богиню Гекату в союзницы, обладает собственной демонической силой.

Именно Медея делает зелье из цветка, выросшего на крови Прометея, задумывает усыпить змея и действительно усыпляет его с помощью Сна и ночной владычицы недр Хтонии. Чтобы склонить брата Апсирта на встречу с Ясоном, Медея окропляет воздух зельем, сила которого может привести с гор даже дикого зверя. По её коварным советам Ясон убивает Апсирта.

Медея же своей колдовской песней очаровывает Кер (др.-греч. Κῆρες, ед. ч. Κήρ) — демона смерти, желая погубить медного великана Талоса. Ввергнутый в безумие чарами Медеи, Талос, охраняющий Крит, гибнет, наткнувшись на острый камень и истекая кровью.

Медея даёт Ясону советы, как совершить жертвы Гекате. По ее совету он вызывает страшную богиню, мажет волшебным снадобьем своё оружие и сам натирается им, чтобы стать неуязвимым.

Таким образом, оказывается, что герой Ясон, потомок Эллина, а значит, Прометеева сына Девкалиона (может быть даже, отцом его был Зевс (Аполлодор. I стр.6,2) и самого Прометея, нуждается в помощи не своих божественных предков, но в колдовской силе Медеи, хотя  боги для пользы героического предприятия Ясона сами допускают такой союз, доказывая этим свою собственную связь с архаическим прошлым. Для свершения подвига классического героя требуется демоническая сила прошлых веков, еще живая и действенная на краю света, в Колхиде. Однако, по устоявшейся мифологической традиции, Ясон отталкивается от Медеи, пытается уйти от неё, как от чего-то чуждого по существу, как от силы, которая обесценивает своими чарами благородный героический подвиг и низводит его до низких, недостойных дел, например, жестокое убийство Апсирта, брата Медеи. Поэтому мифы о Ясоне подчеркивают с самого начала любовь, внушенную богом Эротом Медее, а не Ясону, отсюда удаленность друг от друга героев, связанных кровавыми преступлениями гораздо больше, чем любовью.

Тем не менее разрушительные силы древнего хтонизма губительно сказываются на героической сущности Ясона. И хотя Медея остаётся только необходимой до времени и только терпимой в героическом мире, но не любимой, она сделала своё дело. Героизм и хтонизм, соединившись по воле богов для свершения подвига, взаимно чуждые по самому своему существу, должны разойтись и вступить в тот драматический конфликт, который зловеще озаряет весь комплекс мифов о Медее и Ясоне. Но, как известно, судьба героев всегда драматична.

Чем больше злодеяний при возвращении Ясона на родину совершает Медея, чтобы добыть тому царскую власть, некогда отнятую его дядей, Пелием, тем все более эти усилия оказываются напрасными.
Медея умерщвляет Пелия с помощью его дочерей, но жители Иолка изгоняют ее вместе с Ясоном. Они отправляются в Коринф, но там Ясон пытается расстаться с Медеей и берет в жены царскую дочь. Тогда брошенная Ясоном, Медея мстит невесте и её отцу, погибающим в пламени от пропитанных ядом одежд.

Из мести Ясону Медея убивает двух своих сыновей, а третий, Фессал, спасается и в дальнейшем царствует в Иолке, на родине отца (по версии Диодора). Сама же Медея покидает Коринф на колеснице, запряженной драконами и присланной её дедом Гелиосом.

Медея ещё пытается устроить свои дела сначала в Фивах, у Геракла, затем в Афинах, соблазняя старого царя Эгея и строя козни против его сына Тесея, но изгнана и оттуда. Не узнанная никем, возвращается Медея в Колхиду, убивает своего брата Персея, чтобы вернуть власть отцу, от которого она когда-то бежала и которого предала ради Ясона.
Круг замыкается. Колдунья и волшебница Медея выполнила своё назначение. С её помощью Ясон добыл золотое руно, Гера удовлетворена гибелью не почитавшего её Пелия. Ясона не может считаться достойной героической личностью это наносит ему главный урон, так как слава героя живёт в песнях потомков. По версии Диодора (IV стр.55), Ясон кончает самоубийством в Коринфе, по другой — Ясон гибнет под развалинами корабля Арго, знаменуя этим крушение всей жизни.

Может быть, боги, некогда так решительно действовавшие на стороне Ясона, послали ему недостойную смерть во искупление союза героя и демонической колдуньи, того союза, который они, правда, создали сами, но которому, совершая подвиги, оказался чрезмерно предан Ясон, утерявший собственную волю и целиком отдавший свою судьбу в руки Медеи.

Далее… Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

Одиссей. Многоумный и многострадальный герой
Разные типы героизма — сила и разум

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*