Среда , 5 Август 2020
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Выставка «Сокровища донских степей»

Выставка «Сокровища донских степей»

Прежде чем приступить к рассказу об экспонатах Золотой комнаты в Ростовском Краеведческом музее, стоит вспомнить о том, что территория Подонья находилась на перекрестке путей различных древних народов. По Донским степям, задолго до древнегреческих поселений в городе Танаис, перемещались многочисленны кочевые племена: скифов, саков, киммерийцев, меотов, синдов, сарматов, савроматов и др. Археологическими экспедициями были найдены сотни драгоценных исторических свидетельств о бурной жизни  территории Подонья, которые сегодня представлены в Золотой комнате краеведческого музея Ростова-на-Дону.

В различные годы были раскопаны курганы — древние захоронения, найдены многочисленные клады из монет, украшений, предметов быта.
Начиная с 7 века до нашей эры Донские земли населяли ираноязычные племена из Прикаспийских степей и Средней Азии, которых не различали древние гречки, считая их варварами и называли всех одним именем —  Скифы.

Царские скифы имели европейскую внешность и называли себя Сколоты, они представляли собой союз родственных племён.

По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саки. В слове «сколот» ясно слышится слово «коло» — круг солнца, возможно, слово «сколот» означало «с солнцем иду» или «за солнцем иду». Известно, что скифские племена пришли с востока и расселялись на запад, то есть они шли за солнцем.

Возможно, от самоназвания скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), происходит слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валлийцы Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Юлий Цезарь и Павсаний утверждали, что это было самоназвание кельтов.

В 4 веке до нашей эры на территории Великой Скифии было создана держава во главе с царём Атеем, которому удалось сплотить родственные скифские племена в единый военно-политический союз.

В 339 году до нашей эры войска скифов были разбиты Филиппом Македонским,  и в этом сражении погиб царь Атей. Скифское государство распалось. Их вытеснили племена сарматов и савроматов. Узнать больше о культуре этих народов помогают археологические раскопки.

Курганы «Пять братьев»

Самыми интересными предметами выставки являются предметы, найденные при раскопках скифского царского Елизаветинского могильника. Так называемая группа царских курганов «Пять братьев», расположенная вблизи елизаветинского могильника была описана ещё в 1853 году профессором Московского университета П.М. Леоновым, который проводил исследование островной части дельты Дона. В 1871 году были предприняты попытки раскопа двух курганов, тогда была раскрыта часть гробницы и обнаружены детали сбруи. За неимением передовых технологий, археологические работы были свернуты.

В 1980 году археологами было открыто самое богатое скифское царское захоронение на Юге России.

Сегодня в музее можно увидеть реконструкцию костюма Скифского царя IV век до нашей эры, с золотыми нашивками на одежде. Костюм украшен 349 золотыми деталями.

Символом власти у скифов была не корона, а царская золотая гривна, особый золотой обруч, который скифский царь носил на шее.

Гривна с фигурками лежащих львов. Золотые нашивки на одежде не были на одежде скифов при жизни, они использовались, как ритуальные обереги только на погребальной одежде

Предметы из гробницы Скифского царя

 Вся поверхность золотой обкладки ножен из скифского кургана «Пять братьев» покрыта рельефными изображениями. Сражение скифов с греками происходит под покровительством могущественного скифского крылатого грифона с телом молодого сильного льва, который перегрызает горло оленя с ветвистыми рогами. Сцена терзания оленя грифоном изображена в верхнем ряду и главенствует над всеми сценами сражений скифов с греками, и это иносказательная аллегория грядущих побед скифов над всеми врагами.

grifon-i-voiny-pyat-bratevФрагмент №1 золотой обкладки ножен. Курганная группа «Пять Братьев».

На поверхности золотой обкладки ножен в нижнем ряду представлено пять сцен битвы скифов с греками. Сражение в самом разгаре и, судя по всему, складывается не в пользу греков: их военачальник в шлеме и панцире (он стоит первым слева) обернулся назад с вытянутой рукой и, очевидно, призывает на помощь подкрепление. Он не замечает опасности, грозящей ему со стороны предводителя скифов, который уже занёс над ним свой короткий меч — акинак.

2-oruzh-nozhny-melkunov-kurg-4v-do-n-eФрагмент №2 золотой обкладки ножен. Курганная группа «Пять Братьев».

Следующая группа изображает схватку двух греков со скифом. Безбородый грек лежит на земле, он ранен, но ещё жив. Его поддерживает бородатый греческий воин, который пытается копьём отразить удар скифа, стремящегося добить копьем раненого юношу.

grifon-i-voiny-5-bratevФрагмент №3 золотой обкладки ножен. Курганная группа «Пять Братьев».

На третьей сцене показан бой пешего грека с двумя скифами — пехотинцем и всадникомПеший юноша-скиф ранен и упал на колени. Греческий воин пытается его добить, а раненый скиф готовится к отражению удара своим боевым топором (секирой). На помощь ему спешит скиф на коне с длинным копьём в руке, но лошадь его споткнулась и упала на передние ноги. Всадник натянул поводья, пытаясь поднять коня, но безуспешно. Юный скиф, по-видимому, обречён.

4-fragment-5-bratevФрагмент №4 золотой обкладки ножен. Курганная группа «Пять Братьев».

Четвертая группа, расположенная на самой узкой части ножен, весьма любопытна. Здесь изображены два грека, один из которых ранен и полулежит облокотившись, другой же, склонившийся над ним, оказывает ему «первую помощь»: зубами он пытается вытащить из колена раненого вонзившуюся туда стрелу. Перед нами сцена врачевания в бою.

Подобные сцены и сюжеты часто встречаются в греко-скифском искусстве, мы могли наблюдать их и на электровой вазе из кургана Куль-Оба (близ Керчи).

grifon-i-voiny-pyat-bratФрагмент №5 золотой обкладки ножен. Курганная группа «Пять Братьев».

Наконец, последняя сцена сражения изображает мчащегося во весь опор коня, волокущего раненого молодого скифа, который крепко держит в руке повод. Перед конем на земле лежит греческий шлем.

Все изображения на ножнах очень реалистичны, детально переданы особенности скифского и греческого вооружения, одежды и т. д. Скорее всего, на ножнах меча изображены сцены скифского героического эпоса в передаче греческого мастера, но в основе этого изображения лежит хорошее знание особенностей ведения боя как греками, так и скифами. Весьма вероятно, что греческий художник, создавший это замечательное произведение искусства, сам участвовал в военных столкновениях со скифами и воспроизвел боевые эпизоды, виденные им воочию.

Горит — золотая обкладка футляра для лука и стрел.
Обивка горита, золото, IV век до нашей эры

Царский скифский короткий меч IV век до нашей эры, рукоятка меча украшена золотой фольгой.

В курганах «Пять братьев» захоронены представители высшей скифской аристократии, которых мы, вслед за Геродотом, называем скифскими царями, поэтому и Пятибратний курган с полным основанием причисляют к скифским царским курганам, но он принадлежит скифскому царю иного племени или объединения племён, чем цари, захороненные в скифских курганах Чертомлык и Солоха.


На выставке представлена реконструкция женского костюма молодой скифянки в калафе — женском головном уборе, и красной накидке, украшенной золотыми нашивками.

В едином стиле сделаны золотые бусы и подвески в виде плодов шиповника.

На золотых нашивках на одежду изображён методом штампованного тиснения крылатый лев-грифон, идущий влево.

Золотые изделия из захоронения сарматской царицы.

В золотой коллекции краеведческого музея также представлены и сарматские драгоценности. Сарматы появились на Донской земле в V веке до нашей эры. и принесли в культуру Подонья совершенно иные, восточные мотивы. Предметы, найденные в сарматских могильниках поражают своей пышностью.

Реконструкция элементов украшения головного убора, I-II века н.э.


Центральное место в экспозиции занимает погребение сарматской царицы из кургана №10 Кобяковского могильника.

По данным учёных сарматская царица умерла в возрасте 25-30 лет. По черепу компьютерными методами был восстановлен ее облик. Вот такой она была красоткой.

В 1987 году на территории Ростова-на-Дону сотрудниками лаборатории Ростовского университета было открыто погребение сарматской царицы (или жрицы). Курган был раскрыт благодаря тому, что в том районе начиналось строительство и экскаватор снес часть кургана. В захоронении были обнаружены золотые украшения — браслеты, гривна, калаф, золотые нашивки на сбруе лошади.

Этот экспонат, относящийся к концу I- началу II в.в. н.э., сотрудники областного музея краеведения называют «жемчужиной» коллекции «Сокровищ Донских степей». Золотое шейное украшение называется гривна. Она принадлежала сарматской царице, которая жила почти две тысячи лет назад.

На золотой гривне, выполненной в «скифском зверином стиле», изображена сцена борьбы, преобразование хаоса в порядок. Аналогов этому украшению нет ни в одном музее мира.

Археологи нашли гривну в конце 80-х годов в Ростове на территории микрорайона Александровки. В 1-2 веке нашей эры на этой местности проживали кочевые ираноязычные народы сарматы и меоты.

 Золотые браслеты сарматской царицы (золото, стекло, яшма)

Фалары — украшение конской сбруи. (золото, гипс, бронза, паста)

Находки из Танаиса

В экспозиции музея представлены находки из древнегреческого города Танаис (совр. хутор Недвиговка).

Особое место на выставке занимает золотая поясная пластина со сценой преследования оленей хищником ( I век до н.э. — I век н.э). Найдена в курганном могильнике в г. Ростове-на-Дону (мехзавод).

Интересные археологические находки были сделаны у хутора Новый Мартыновского района Ростовской области в 1982-1983 гг. В двух курганах были найдены поясные пряжки с изображениями животных.

Реконструкция пояса. Золото, раковины каури (I в до н.эр — I в н.э.)

Серебряные чаши. I-II века нашей эры.

Интересны также находки из кургана «Садовый» (исследован в 1962 году). Учёные предполагают, что это было захоронение знатного сарматского воина, а возможно вождя сарматского племени. Курган был разграблен ещё в древности, но как оказалось не полностью. Самая значимая находка — 8 серебряных чаш и золотые фалары — украшение конской упряжи.

Серебряные чаши. I-II века нашей эры. На двух центральных медальонах серебряной чаши изображен сюжет древнегреческого мифа о Психее и Амуре.

Серебряные чаши. I-II века нашей эры. На третьем медальоне — сбор винограда. На остальных — сцены из мифа о древнегреческом герое Ахиллесе.

Отдельная витрина посвящена уникальному дару мецената Ростовскому краеведческому музею. В 1998 году человек, пожелавший остаться неизвестным преподнёс музею дар из 220 уникальных золотых и серебряных предметов IVдо н.э.-II веков н.э. Ростовчанин приобрёл эти находки на аукционе «Гелос», который проводился в Москве.

Скифские украшения

Помимо золотых изделий, в зале можно увидеть и древнегреческую керамику, которая также была найдена при раскопках.

Керамика древней Греции

В целом, экспозиция Ростовского краеведческого музея может удивить посетителей и заставить по-другому взглянуть на историю Донского края.

Как скифский монах Дионисий вычислил дату Пасхи
Античные золотые украшения на выставке в Москве

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*