Вторник , 19 Сентябрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Выставка «Скифы: воины древней Сибири» открыта в Британском музее

Выставка «Скифы: воины древней Сибири» открыта в Британском музее

2500 лет назад многочисленные племена скифов населяли огромные открытые равнины Сибири. Грозные скифские воины наводили ужас на соседние племена, их воинской доблестью восхищались, им подражали, у них многому учились.

С сентября 2017 года в Британском музее будет открыта выставка скифской культуры и искусства — «Скифы: воины древней Сибири». Почти 900 артефактов этой крупнейшей скифской выставки были предоставлены Британскому музею из Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга.

Выставка в Британском музее начинается с портрета одного из самых известных российских императоров Петра Великого, создавшего в России первую государственную коллекцию исторических артефактов. По требованию Петра Первого все добытые сокровища из сибирских курганов (бугров) доставлялось или в Москву, или в Санкт-Петербург. Так появилось это бесценное собрание сокровищ древних скифов — «Сибирская коллекция Петра Великого». После смерти Петра Первого и Екатерины I коллекция скифского золота попала в 1727 году в Кунсткамеру — первый российский музей, впоследствии коллекцию передали Государственному Эрмитажу Санкт-Петербурга.

«Нам впервые представилась возможность показать посетителям эти великолепные образцы золотых украшений из сибирской коллекции Петра Великого», — отметил куратор выставки Джон Симпсон.

Археологические раскопки древних захоронений открыли богатство скифских сокровищ, и позволили узнать больше о древних племенах воинов кочевников изначально живших в Южной Сибири около 900 года до н. э. до 200 года до н. э. К этому времени скифы расширили своё влияние на всю Центральную Азию – от Китая до Северного Причерноморья. Культура скифов расцвела, сохранившись не только в уникальных золотых украшениях «скифского звериного стиля», но и в удивительных образцах тканей, кожаной одежды и лошадиной упряжи, продуктах питания, скифском оружии – даже мумифицированных воинов и лошадей, сохранившихся 2500 лет в условиях вечной мерзлоты Алтая. Эти невероятные находки из скифских курганов повествуют о богатой цивилизации, которая, в конечном счёте, распространились на гигантские территории от прародины в Южной Сибири на восток — до территорий современного Китая, и на запад — до Северного Причерноморья и Кавказа.

Учёные исследуют историю скифов – кочевников, мастерски владевших искусством конных баталий, совершавших дальние военные походы к грекам, ассирийцам и персам, что было записано в античной истории этих народов.

На выставке в Британском музее представлено всё великолепие, изысканность и мощь загадочных скифов. Что же узнают британцы о скифах?

1. Скифы были грозными воинами
До создания сибирской коллекции Петра Великого в 1700-х годах, многое из того, что мы знали о Скифах был почерпнуто из античных источников, написанных древними греками, ассирийцами и персами, но ни одной записи не было сделано самими скифами, не имевшими письменности, но у скифов был устный эпос, легенды и предания, которые записал греческий историк Геродот в своей «Истории» (книга 4 — «Мельпомена», 5 век до н. э.), писал:

  1. По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.

  2. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.

    20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живёт там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани у Меотийского озера по имени Кремны. Другие же части их владений граничат даже с Танаисом.

В Ассирийских надписях 7-го века до н. э. описана война со скифами и упомянут мирный договор, обеспеченный браком скифского царя с Ассирийской принцессой.

Скифские воины были вооружены мощным луком нового типа, сделанного из нескольких слоёв дерева и сухожилий. Скифский лук был гораздо более мощным, чем обычный деревянный лук, так как различные слои дерева увеличивали мощь и ударную силу, выпущенной из лука скифской стрелы с трёхгранным наконечником.

В конном бою, скифы использовали отряды лучников, которые одновременно выпускали сотни смертоносных стрел в течение нескольких минут. В конце 6 века н. э. византийский писатель описал смертоносную силу конных скифских лучников, которые не прекращали боя до полного уничтожения противника. Есть письменные свидетельства византийца о том, что перед боем скифы обмакивали свои стрелы в яд!


Оружием скифов, сражавшихся в пешем строю, был боевой топор с узким длинным острым лезвием — секира (лабрис). В рукопашном бою скифы-пехотинцы сражались также храбро и ожесточённо, как и скифы всадники. В археологических раскопках часто были обнаружены человеческие останки с расколотыми головами, и глубокими травмами костей скелета.


2. Скифы были кочевниками
«Псевдо-Гиппократ» писал о том, что у скифов нет домов, они живут в маленьких кибитках на колёсах, которые и представляют их передвижные дома, сверху покрытые войлоком, защищающим их от холода, ветра, снега, дождя. Скифские женщины и дети живут в этих крытых кибитках, но мужчины всегда остаются на коне.

Кочевые народы не оставляют городов, дворцов или письменных источников, но мы многое узнаём о скифах благодаря материальной культуре, уникальным находкам, найденным в скифских курганах, и образцам наскальной живописи. Именно эти артефакты и останки скифской культуры и искусства, найденные археологами, являются доказательствами правдивости сведений античных писателей о скифах, их обычаях, традициях, мифологии. Благодаря находкам археологов мы убеждаемся, что Геродот ничего не выдумал, а написал правду о том, что он узнал о скифах во время своего путешествия по Северному Средиземноморью.

На самом деле, наш старый друг Геродот считал скифов непобедимыми именно потому, что они были кочевниками:

46. …Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища – в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?

В искусстве древних скифов преобладают небольшие предметы, которые хорошо подходили для их кочевой жизни. В скифских курганах археологи находят множество небольших украшений, легких предметов утвари — небольшие фляги для воды или вина, деревянные миски. В захоронениях скифов нет никакой мебели, хотя были найдены в гробницах толстые напольные покрытия, застеленные овчиной, коврами из войлока, украшенного разноцветным орнаментом.

3. Скифы любили своих коней.

Просторы Сибири, где жили скифы, очень велики, они простираются на восьми часовых поясах, и достигают границ Европы, Китая, Тихого океана и областей Полярного круга. Территории обитания скифов состоят из трёх основных экологических зон – ледяной тундры на севере, густой лес в центральной части их обитания, и на юга — смешанные леса и травянистые степи Северного Причерноморья, Миотиды (Азовского моря) и Прикаспия.  Смешанные леса и травянистые степи юга Скифии представляют собой широкий травянистый коридор богатых пастбищ от Монголии и Китая до Чёрного моря. Именно здесь скифы начали активно заниматься разведением лошадей и постигать мастерство верховой езды. Большие табуны лошадей скифов могли легко перемещаться на новые пастбища, в месте со своими табунами коней кочевали на большие расстояния и сами скифы.

Скифы подняли развитие коневодства и верховой езды на новый уровень. Они были искусными наездниками и изготавливали удивительно функциональное, лёгкое и прочное конное снаряжение — кожаные скифские седла, стремена, подпругу, плеть, удила, уздечки, мешки для корма, искусно украшенные орнаментом и сценами охоты и борьбы, выполненными в «зверином стиле». Мы знаем о почитание белого коня скифами, благодаря археологическим находкам в курганах, в скифских курганах найдено большое количество принесенных в жертву лошадей.

Археологи нашли богато украшенное седло лошади, похоронной вместе с хозяином в скифском кургане, было украшено боевыми сценами, и длинными висячими подвесками. Там же на Алтае в Пазирыкском кургане были найдены довольно причудливые и сложные головные уборы коня, украшенные изображением грифонов, рогами.

Скифские лошади, захороненные в кургане, были в возрасте 15 — 20 лет. Почти все погребенные лошади были убиты ритуальным ударом острого боевого топора в середину лба. Хотя это рассматривается сегодня как «гуманную» способ, в обществе, В скифском обществе, где высоко ценили лошадей, ритуальное убийство коня, должно быть, выражало высокую степень скорби по умершему воину, и производило глубокое впечатление.

4. Скифы любили выпить!

Поминальный пир был важной частью скифских погребальных церемоний, как важной социальной связью между скифами одного племени, и знаком единения между различными скифскими племенами. Первоначально скифы были известны,  как народы ‘пьющие молоко’, но постепенно налаживая торговые отношения с соседями, скифы переняли у греков и персов обычаи потребления виноградного вина. Вскоре скифы приобрели у греков репутацию чрезмерно пьющего народа, так как в отличии от греков, разбавляющих вино водой, скифы пили не разбавленное вино.

Многие греческие авторы рассказали о том, как скифы, как и персы, любил выпить лишнего. Геродот в «Истории» (книга 4 — «Мельпомена», 66) описывает обычай чествования скифов воинов:

  1. Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось ещё убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.

Геродот описывает обычай скифов — братание:

  1. Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.

Геродот в «Истории» (книга 4) рассказал об использовании скифами конопли, как обезболивающего средства, и о скифской бане-парилке:

74. В Скифской земле произрастает конопля – растение, очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее…

  1. Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают семя на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия. Это парение служит им вместо бани, так как водой они вовсе не моются. Скифские женщины растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра и ладана, подливая воды. Затем полученным от растирания тестом обмазывают всё своё тело и лицо. От этого тело приобретает приятный запах, а когда на следующий день смывают намазанный слой, оно становится даже чистым и блестит.

5. Как выглядели скифы? Скифские женщины имели светлые волосы и голубые глаза, а мужчины имеют рыжие или тёмные волосы и крепкое телосложение.

Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)

6. Скифы были искусными мастерами в изготовлении изделий из металла.
Скифские мастера хорошо владели искусством сочетания методов литья металла, ковки и инкрустации из разных материалов, таких как золото, бронза и железо. Способы изготовления украшений и дорогой утвари требовал от мастера навыка, а богатства Сибири предоставляли скифским мастерам большое количество металлической руды, при этом не требовалось большого количества оборудования. На выставке в Британии представлено много изысканных образцов скифского искусства.

7. Скифы на Алтае были татуированы
Все замороженные скифские тела, найденные в курганах Пазирык на Алтае, были сильно татуированы. Татуировкой покрыты верхняя часть туловища плечи, руки, и даже ног. Рисунки татуировки алтайских скифов выполнены в традиционном «зверином стиле» и изображают фантастических зверей и птиц, сцепившихся в яростной схватке.

8. Скифы мумифицировали своих умерших.

Британцы увидят на выставке мумию скифского воина возрастом около 2000 лет. Лицо его было закрыто глиняной маской. получив в итоге портрет древнего скифа. Они убедились, что зубы этого скифа были в хорошем состоянии, он носил рыжие усы, при жизни получил тяжелую рану головы от угла глазницы до челюсти, однако она была исцелена и зашита. Удалось найти и сделанное после смерти отверстие, через которое при мумификации скифы удаляли мозг умершего. Для сохранения внешнего вида умершего, скифы использовали мумификацию. Они вынимали внутренние органы из тела,  заменяя их сухими травами, и зашивали кожу.


В высоком Горном Алтае вблизи границ России, Казахстана, Китая и Монголии, в замороженных недрах скифского кургана, в глубокой яме, заполненной водой, и замёрзшей в вечной мерзлоте хорошо сохранились  органические останки скифов, захороненных в деревянных гробницах (домовина), вырубленных из двухметрового ствола дерева. Пол в скифской гробнице был выложен тёмным войлоком, крыши гробницы была покрыта слоями лиственницы, бересты и мха. В гробнице были оставлены ценные вещей и другие предметы необходимые умершему воину в загробной жизни, а также убитых лошадей.

Посетители британской выставки  «Скифы: воины древней Сибири» увидят сокровища скифских курганов: золотые украшения, оружие, одежду и головные уборы. Наибольший интерес вызывают артефакты, найденные в захоронениях Пазырыкских курганах (VI – III вв. до н. э.) Горного Алтая. Благодаря вечной мерзлоте в захоронениях  хорошо сохранились мумифицированные тела погребенных, одежда из кожи и войлока, деревянные артефакты. Необычным экспонатом выставки в Британии станет фальшивая борода одного из пазырыкских вождей, сделанная из человеческих волос, закрепленных на кожаном ремешке. Возможно, борода имела символическое значение и была атрибутом власти, как позднее у египетских фараонов.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/episode_id/1544229/video_id/1675342/viewtype/picture/

Сарматский княжеский курган

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*