Воскресенье , 20 Август 2017
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Время и календарь друидов

Время и календарь друидов

imbolkКельтские друиды. Книга Франсуазы Леру. III. ВРЕМЯ И КАЛЕНДАРЬ

Время человеческое и время мифическое очень отличались одно от другого, и друиды, разумеется, не приминули познать и научиться управлять человеческим временем по его жестким законам, то есть, с помощью календаря. Кельтские праздники устанавливают превосходное деление религиозного и литургического года с учётом равноденствий, и у нас нет оснований не доверять Цезарю, когда он повествует о том, что: «Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движений, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов». [443 — Caes. B. G., IV, 14. — Пер. M. M. Покровского.]

Помпоний Мела указывает: «Друиды заявляют, что они знают величину и форму земли и мира, движение небес и звезд и то, что хотят боги». [444 — Pomp. Mela, III, 3.]

Имеются и более точные указания, — согласно Цезарю: «Галлы исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идёт ночь, а за ней день».[445 — Caes. B. G., XI, 18, 2. — Пер. M. M. Покровского.]

И согласно Плинию: «Они определяют свои месяцы и годы по луне, так же, как и свои века, протяженностью в тридцать лет». [446 — Plin. Nat. Hist, XVI, 249.]

ogon-druidov

Ирландия также вела отсчёт времени по ночам: «aidche Samria», «ночь Самайна», — так порой указывается в текстах; «wythnos» — «восемь ночей», «pym-thegnos» — «пятнадцать ночей», — говорят по-валлийски, чтобы обозначить неделю или две, тогда как по-бретонски «назавтра» — «antronoz» — «по ту сторону ночи». Кроме того, галлы называли себя сынами темного бога Диспатера (Dispater): «Галлы все считают себя потомками [отца] Дита (Dis Pater) и говорят, что таково учение друидов».[447 — Caes. B. G., XI, 18. — Пер. M. M. Покровского.]

Установлено, что галльский календарь, обнаруженный во фрагментах в Колиньи (Эн) в конце прошлого столетия, представляет многочисленные структурные и лексические соответствия с данными, полученными в Ирландии, что только усиливает впечатление единства учений. В частности, в галльском календаре, реконструированном с большим трудом, обращает на себя внимание одна совсем короткая фраза: «trinoux (tion) Samon (i) sindiu (os)», которую мы уже предложили переводить как «три ночи Самониоса (Самайна) [начинаются] сегодня».[448 — Ogam, IX, 337-342, pi. 1.] Более того, в этом лунно-солнечном календаре единицей времени всегда выступает ночь, а расположение месяцев и лет в нём прекрасно согласуется с веками друидов, протяженностью в тридцать лет, о которых упоминает Плиний.

runy-koleso-goda-wheel-of-the-year-1

Однако, уместным будет вспомнить о разделении на светлые дни и тёмные дни, которое, судя по смыслу, производит друид Катбад, когда сообщает ученикам, каков «знак дня»; [449 — См. наст. изд. стр. 94.] или когда он просит Нес, готовую произвести на свет будущего короля Конхобара, сделать, если она в состоянии, так, чтобы рождение произошло в определенный момент.[450 — См. наст. изд. стр. 177.] Все приёмы прорицания, в особенности тот, который заключался в «бросании дерева», помогали различать дни счастливые и несчастливые; а календарь из Колиньи, помимо двух выражений «prinni lag» и «prinni loud»,[451 — См. наст. изд. стр. 149-170.] содержит два слова: «mat» и «anmat». Корень «mat» обнаруживается как в бретонском «mat», так и в ирландском «maith», что означает «хороший» (светлый), а префикс «an-« — сохранился в качестве приставки со значением отрицания и в современных кельтских языках.

Далее… Учение и истоки друидизма. I. Письменность. Глава V.

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.

bronze_8-v-n-e

Учение и истоки друидизма. I. Письменность.
Празднества кельтов друидов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*