Вторник , 19 Ноябрь 2019
Домой / Античный Русский мир. / Военно-земледельческие поселения — прообраз казачества

Военно-земледельческие поселения — прообраз казачества

Украинская историография и национальный миф выросли на отождествлении украинцев с запорожскими казаками. Начнём с того, что до середины 19 века не было этнонима (от греч. έθνος — племя, народ; όνυμα — имя, название) «украинцы», и до начала 20 века название «украинец» не  обозначало «население Украины» и имел значение «жителя окраины», живущего на границе, «окраине» России. Эту «окраину» называли в 1886 году пограничной территорией и в Польше, и в Германии — «grenzgebiet» — «приграничная зона».

Православное население на территории нынешней Украины называло себя русами, русскими, русинами, поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.

Нельзя отрицать большое влияние воинских традиций казачества на формирование особенностей современного украинского народа и его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало.

Неверно представлять любых казаков только как беглый люд из русских или украинских крестьян, бежавших в «дикую степь» ради спасения от феодального гнёта.

Казачество, как военно-земледельческое поселение, гораздо древнее

Этнический котёл в низовьях Днепра (Борисфена).

Древние греки считали варварами все народы, живущие в этих краях,  и называли их одним именем — скифы, а землю — Скифия. Геродот, совершивший путешествие в Скифию в VI -V вв. до н. э., отметил, что самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt), и они называли себя «царями» над всеми другими скифскими племенами. Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, Геродот собирал сведения о скифах, изучая и сравнивая культуру, обычаи, нравы и  язык скифских племён, Геродот пришёл к выводу, что «скифы-земледельцы», «скифы-пахари» и «борисфениты», то есть живущие на Борисфене (Днепре), торгующие хлебом в порту Ольвии — это один земледельческий народ.

Геродот подробно говорит об Ольвии, расположенной близ устья Южного Буга, но называет он её «Торжищем Борисфенитов». 

Чешский историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любор Hидерле  утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры». 

Геродот оставил нам описание внешнего облика царских скифов,  как европеоидный тип светловолосых людей с голубыми или зелёными глазами. «Бородатые, русоволосые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках».  Геродот пишет о них:

«Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». 

 Летописец Нестор, упоминая славянские племена между Днепром и Дунаем, добавил, что они проживали на земле, называемой Великой Скифией.

Диабол 413 г. до н.э. аверс -Грифон, стерегущий зерно, реверс — конь, надпись -ΣINΔΩN — Синд

Значительная часть земледельцев Боспорского царства при царе Левконе Iправившем в 389/8—349/8 гг.  состояла из местных земледельческих племён низовья Кубани —  свободных хлебопашцев — синдов, меотов, торетов, дандариев и псессов. Боспорское царство было всегда разноплемённым. Синдо-меотскую знать можно сравнить с фракийской (=славянской), которая, по свидетельству Фукидида, любила получать дары. В жизни этих земледельцев большую роль играла община, свободные хлебопашцы — синды и меоты,  должны были отдавать часть урожая своей племенной знати или боспорским царям.

По словам римского историка Тацита, каждый из земледельцев распоряжался в своём доме и в своём хозяйстве, и платил оброк хлебом, мелким скотом или одеждой. При боспорском царе Левконе I было около 10 000 землепашцевони ежегодно засевали хлебом примерно 63 000 га земли, и ежегодно вывозилось 800 000 медимнов (46 000 тонн) зерна в в Аттику — Афины и Милет. Левкон I был крупнейшими землевладельцами и «хозяином» боспорского хлеба. Общее число народонаселения Боспорского царства  в городах и сёлах достигало 150 000—200 000 человек. (В.Д. Блаватский. «Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья».  Издательство Академии наук СССР, Москва, 1953 г.)

 В античных источниках есть сведения о том, что боспорский царь Евмел бесплатно раздал 1000 участков земли каллатийцам для того, чтобы привлечь их к военной службе. Раздача клеров земли военным поселенцам, как известно, практиковалась в эллинистических монархиях. (В. Тарн. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, стр. 75).
Увеличение числа своих вооруженных сил отвечало планам царя Евмела  (310 — 303 гг. до н. э.), замышлявшего покорение всех племён, обитавших вокруг Понта Эвксинского (Чёрного моря), согласно Диодору.

 В сельском хозяйстве Боспора эпохи Сарматской династии в III—IV вв. н. э. произошло вытеснение рабского труда трудом зависимых землепашцев, которые платил оброк хлебом и привлекались к военной службе.

Укрепленные военно-земледельческое поселения, возникшее на Боспоре в I веке н. э., засвидетельствованы в 14 боспорских надписях — манумиссиях, т. е. актах об отпуске рабов на волю, они становились вольнонаёмными военными и землепашцами. 

Военно-земледельческие поселения на Кубани — это самые первые «казачьи отряды» Боспора, служившие в пограничных районах для защиты территорий от набегов кочевников.

Пусть вас не смущает современные названия казаков -«запорожцы, донцы, кубанцы..на карте рядом со скифами и сарматами, эти названия даны лишь для обозначения территорий проживания славянских племён (скифов-борисфенитов, сколотов  и др.), которые никуда не исчезли, после «таинственного» исчезновения скифов или распада Боспорского царства. Военно-земледельческие поселения никуда не пропали из этих мест, но с течением времени они приобрели названия «казачьи».

В описании известного арабского историка, географа и путешественника Абу-Аль-Хасана Масуди (896-956 гг.), сказано:

«За царством аланов находится народ, называемый кашак (касак) и живущий между горой Кабх (Кавказ) и Румским (Чёрным) морем». 

С 9—10 веков арабы называли Чёрное море — Русским морем.

На протяжении тысячи лет на территории Великой Скифии жили племена кочевников, этнический состав которых часто менялся. Рядом со «светловолосыми и голубоглазыми» скифами-земледельцами (=славянами), жили родственные скифам сарматы, аланы, готы, гунны, авары, позднее хазары, печенеги, половцы, булгары, венгры, татары… Перечислены только самые крупные кочевые народы, именно поэтому эти земли стали называть «Дикое поле», где обитало множество кочевых племён. Многие из кочевых народов со временем переходили к оседлому земледелию в низовьях Днепра (Борисфен) и Дона (Танаис). Античные авторы считали, что река Дон (Танаис -Ταναις  (Геродот IV, 47) в Скифии разделяет Европу и Азию.

Лингвист-историк, изучавший в 1860 году топонимы и гидронимы «Дикого поля«,  И.И. Срезневский в работе «Русское население степей и южного поморья в XI – XIV вв.»  ещё сто шестьдесят с лишним лет назад показал нам, что Дикое поле «не было для русских Новым Светом», он говорит «о поселениях, родственных Руси, далеко на юге», рекомендует «всмотреться в названия местностей юга России, неизменно оставшиеся от веков очень далеких».

«Эти земли, отчужденные от древней Руси кочевниками, «не были никогда отчуждены от неё совершенно, были знакомы, будто свои. Очень многие из этих названий – русские по происхождению, славянские по смыслу и звукам» 

«Таким образом, в нынешнем населении Южной России лежат следы элементов очень разнородных, – и между прочим, довольно древних элементов славяно-русских… » [И.И. Срезневский. «Русское население степей и южного поморья в XI – XIV вв.»].

 Феномен архаичной славяно-русской гидронимии на Дону, в верхних частях его течения, на подступах к Приазовью, бассейнов Дона, Северского Донца и Левобережного Днепра доказывает, что в древности Юг был доступен, он был нашдревнерусский.

По топонимике прослеживается, как теснимые степными кочевыми племенами древнерусские племена Юго-Востока отступали на запад,  а потом  произошло их возвращение на эти территории и вторичное освоение Юга. Все эти древние этнические передвижения на юго-востоке Древней Руси подпитывались донскими славянами,  выходцами с днепровского Правобережья примерно с VIII века Географические названия целиком принадлежат древнему местному до-славянскому субстрату и образуют как бы два заметных анклава: один более или менее приурочен к древнему Боспорскому царству и позднейшему Тмутараканскому княжеству, другой – к Днепро-Бугскому лиману и примыкающей исторической Синдской Скифии (Scythia Sindica). («Indoarica в Северном Причерноморье»)

Славяне появились здесь скорее в ещё более раннее время.  Салтовская археологическая культура VIII веке на юге России, распространившаяся сюда с аланизированного Предкавказья, наслоилась на местных славян, чьи типичные жилища-полуземлянки обнаруживают в долине Оскола с VI века и даже уже с V века н.э.

Этническое имя Рос, рус, охватывает значительную часть носителей Салтовской культуры.

 «Это название Рус вначале было свойственно только какой-то группе аланского населения, жившего в западной части Северного Кавказа, возможно, вблизи Таманского полуострова».

Но это уже НЕ ЗЕМЛЯ АЛАН, а земля особых ПРАИНДИЙСКИХ племён СИНДОВ, дандариев «и всех МЕОТОВ». Славяно-русское наслоение замыкаются на одном и том же географическом центре: Синдика (азиатский Боспор) – Тмутаракань – Тамань.  В одном договоре императора Византии с генуэзцами XII века красноречивое по форме и говорящее само за себя имя города – «Россия», рядом с Таматархой – Тмутараканью.

Туземный приморский этнос РОС слыл воинственным и приверженным морским разбоям, и воинственность, и морской разбой просто повторяет черты народа тавров.

Геттингенский историк Шлецер, высказавший удивительную догадку, что громкие морские походы на Византию времён патриарха Фотия совершили не Русь славянская, но и не Русь варяжско-скандинавская (NB!), а совершенно особые, до-Рюриковские, ПОНТИЙСКИЕ РОСЫ.

Пеньковская археологическая культура VI — начала VIII века доказывает связь с правобережным днепровским славянством и древний приход оттуда. И хотя здесь была уже зона хазарского влияния, население всегда оставалось разноплеменным из славян, иранцев-алан и тюрок. Есть вероятность, что именно здесь начал шириться этноним «рус», «русь», почему говорят о Донской Руси. Малая Россия — Малороссия, Великая Россия, Великороссия – Россия, а именно: «великое», как правило, знаменует направление миграции, экспансии. «Слово о полку Игореве» противопоставляет Дон великыи (4 раза) и Донец, то есть «Дон малый», особенно чётко это наблюдается в выражении «от великаго Дону до малаго Донца»

Азовско-Черноморская Русь существовала и движение шло в юго-восточном направлении – «отъ малаго Донца до великаго Дону». К вопросу о «Русской земле»: историк Багалей давно обращал внимание на употребление ещё в договоре Олега начала Х века земли русской, как места возможной гибели греческих судов, полагая вполне естественно, что речь шла о морском побережье, берегах Чёрного и Азовского морей.

В восточных источниках о русах, Руси, начиная от Северного Причерноморья, Северного Кавказа дальше на север, известны весьма ранние сведения VI – VII веков о некоем народе РУС, на латыни Ruzzi — множественное число «русы»; *ruksa-/ *ru(s)sa – «светлый», «белый», от индо-арийского *russa– «светлый», «белый». Греки помнили значение нашего туземного северо-понтийского названия *ru(s)sa- Rossa Tar — «белый берег», по-гречески: Χρυσή (хруси) — золотой, Χρυσòς (хрусос) Λεγομενος, — Λευκη ακτη- «белый берег», а древнерусское обозначение устья Днепра – Белобережье.  В древней местной традиции называть Северное Причерноморье Белой, Светлой сторонойСлова «Русь» как «светлая сторона» сохранялась очень долго, до нашего времени, «русь» — белый свет» (Даль IV, 114).

Б.А. Рыбаков увидел разительное сходство между употреблением титула свет-малик — «свет-царь» у южных русов Ибн-Русте в начале Х века и троекратным упоминанием светлых князей в договоре Руси с греками 911 года. Оценку важности этого случая можно даже усилить, указав на то, что в третьем примере такого рода в договоре Олега:
1. «…иже послани от Олга, великого князя Рускаго, и от всех, иже суть под рукою» его, светлых и великих князь…»;
2. «…от сущих подъ рукою наших князь светлых…»;
3. «…ко княземъ нашим светлым рускым…»

В сирийской «Церковной истории» Захарии Ритора около 555 года известия о народе РОС — Hros по соседству с амазонками, то есть на Дону, в западной половине Предкавказья. В греческой Библии первой половины I тысячелетия н. э.,  где (Иез. 38, 2) упомянут князь «Рош» (греч. ‘Ρω̃ς‘ — Рос), тогда как в оригинале стоит древнееврейское ros — «князь», «глава».

Страна древних русов располагалась в кубанских плавнях, где когда-то были земли античных синдо-меотских племён – дандариев и синдов. В преданиях средневековых арабских географов говорится о трёх видах, или трёх племенах Руси: Куйаба, Слава (Славия), Артания (Арта, Арсания, Арса).   В средневековых итальянских документах  Артания — alia Tana — Tan(а) это название реки Дон. Общепризнанно  территориальное отождествление Артании и Тамани, включая северо-восточную часть кубанской дельты «между северным рукавом Кубани, или Чёрною Протокой, и Курчанским, или Верхне-Темрюцким, лиманом». Прочтение названия Артания как *Вар-тан — «дельта Кубани», сюда же «Кубань», а также Дон, Танаис [Соболевский А.И. «Третье» русское племя)

Каково происхождение слова «казак»?

Известно, что Скифский язык скифов-земледельцев, а также и все славянские языки, относится к Индоевропейской группе языков, истоки которого лежат в ведическом санскрите.

kazachi-chajki

На ведическом санскрите «Kosaka» — «судно, корабль», а также «питьевой сосуд, бутыль, вместилище для жидкости». Днепровские скифы-пахари «борисфениты» были не только хорошими наездниками, войнами, но и умели строить простейшие корабли, лодки, ладьи и издревле совершали на них дальние походы по рекам.

kak-kosa

каса+ка = кнут, как коса

В ведическом санскрите kazA — хлыст,  kaṣa, keśa – «коса» — 1) инструмент с длинным изогнутым клинком и изогнутой ручкой, чтобы косить траву; и «коса» — 2) прядь волос на макушке головы. «Каса+ка» коса, как кнут; или  «kazA+ка» — хлыст, как коса на макушке.

Существует семантическая связь по смыслу «кнут» — коса из длинных и тонких полос кожи.  Кнут, или казачья нагайка, и сейчас дополняет костюм казака на коне.

Древнегреческий географ Страбон, автор «Истории» и сохранившейся почти полностью «Географии» Европы и Азии в 17 книгах, упоминает о воинственном народе «Kosaka» , живущим в I веке до нашей эры в районе Кавказских гор. Страбон записал название народа, как «кос-саки», а область их проживания называлась «область саков», то есть скифов, ведьперсы называли скифов «саками». Большинство античных авторов называют скифов и саков одним народом, говорящим на родственных языках. Древнегреческое название «касакос» сохранилось вплоть до Х века, позднее его стали смешивать с именами народов «касогов и казягов».

Отец в «Истории» Геродот Галикарнасский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э. — около 425 до н. э. , лат. Herodotus), упоминает о том, что древние «персы именовали всех скифов саками». Саки\сакас — Σακαι – персы называли саками и азиатских, и европейских скифов. Геродот пишет, в древнеперсидских надписях упомянуты 4 группы саков-скифов.

Геродот сообщает, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили сарабары, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.)

Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это двухсторонние «топоры-секиры» — традиционное славянское казачье оружие, а «сарабары» — это шаровары.

Сарабары — широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, скифы заправляли Сарабары в сапоги. В греческом языке нет шипящих звуков «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаровары» он записывает, как «сарабары» — казацкие широкие штаны, благополучно дожившие до наших времён, и дополняющие традиционный казацкий костюм.

«Всё течёт, всё изменяется» — говорил древнегреческий философ Гераклит, «…кроме души народа» — дополнили слова Гераклита наши современники, увидевшие, что «Душа народа», не смотря на тысячелетия исторического развития, сохраняет тот самый неповторимый и особый дух великой общности.

Алтайские курганы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*