Вторник , 21 Ноябрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Викинги опередили Колумба

Викинги опередили Колумба

«Первое путешествие». Христофор Колумб прощается с королевой Испании перед дальним плаванием в Новый Свет, 3 августа, 1492.

Христофор Колумб (1451 – 1506) – великий испанский мореплаватель итальянского происхождения, открывший в 1492 году для европейцев Америку. 
Достоверно известно, что Христофор Колумб первым из путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария, и совершил ещё четыре трансатлантические экспедиции в Америку.
Первенство Колумба, как европейского первооткрывателя Америки, сегодня оспаривается многими исследователями. Большинство историков теперь считают, что первыми европейцами в Новом Свете были викинги под предводительством Лейфа Эриксона (Leif Эриксон) около 1000 г. н.э.

Однако, есть ещё один европеец, достигший Нового Света за 300 лет до путешествия Колумба в 1492 году, это валлийский принц Мадок (Madoc; или Мадог — Madog) ап Оуайн Гвинед (валл. Madawg ap Owain Gwynedd) . Известно из литературных источников, что Мадок отправился в Новый Свет с флотом кораблей викингов между 1170 и 1171 годами н.э. Было высказано предположение, что несколько племён коренных американцев доколумбовой эпохи могут происходить от членов валлийской экспедиции Мадока. Их потомки, сохранив свой язык в течение сотен лет, проживали в приграничных регионах Северной Америки.

История валийского принца Мадока
История Мадока известна из стихотворной саги 15 века, согласно стихотворению, Мадок был сыном исторического валлийского царя Овайна из Гвинеда (Owain of Gwynedd). У царя Овайна было тринадцать законных детей и несколько незаконнорожденных детей, среди них был Мадок. Он родился около 1145 года.

После смерти царя Овайн Гвинед ап Грифид в 1170 году началась борьба за трон Уэльса между его наследниками. Незаконнорождённый принц Мадок не участвовал в гражданской войне, согласно легенде, он и его брат Ририд ушли из Лландидно (Рос-он-Си, графство Конви, Уэльс) на двух парусных кораблях на запад и, в конечном итоге, достигли того, что теперь называется Северной Америкой. После долгого плавания небольшая лодочная флотилия обнаружила плодородную землю, где 100 валлийцеы из Уэльса основали первую колонию.  Предположительно валлийцы высадились на западном берегу Флориды или в заливе Мобил (ныне штат Алабама).

Вскоре Мадок и другие вернулись в Уэльс в 1171 году, чтобы рассказать о своих приключениях и набрать новых переселенцев для создания нового королевства за морем-океаном в Новом Свете. Собрав 10 кораблей, Мадок уплыл на запад и больше не возвращался.  Хотя стихотворные легенды сообщают, что никто из них не вернулся, далее продолжается рассказ о путешествии Мадока и его спутников вверх по долине Миссисипи, постройке ими зданий и встречах с дружественными и не очень индейскими племенами. В результате этого путешествия валлийцы осели где-то на Великих равнинах Северной Америки.

Король валлийцев Овайн Гвинед ап Грифид, отец Мадока, действительно существовал в истории, и считался одним из величайших правителей Уэльса. Его правление было ознаменовано войной с королём Англии Генрихом II, а после его смерти действительно разразилась междоусобная борьба между его сыновьями Давидом, Майлгуном и Родри. Однако ни один источник начала XII века не упоминает о Мадоке, незаконорождённом сыне царя Овайн Гвинед ап Грифид.

Старые рукописи уэльских аббатств середины XII века сохранили легенды о Мадоке, одном из известных представителей знати Уэльса. В Британском музее хранится рукопись 1477 года, в которой прослежена вся генеалогия валлийских семейств, и Гвинедов в том числе! Есть среди них и Мадок, живший в 1170 году.


Валлийское присутствие в Америке?

В летописях 12 века нет упоминания о принце Мадоке, не говоря уже о каких-либо доказательствах его посадки в Мейбл-Бей, но эта легенда, тем не менее, оставалась долгое время популярной. Её даже использовал агент Королевы Елизаветы Джон Ди (John Dee), чтобы утверждать, что Англия имеет более законные претензии на территорию в Новом Свете, чем Францией и Испанией.

Первым о говорящих по-валлийски индейцах Северной Америки сообщил в 1669 году миссионер Морган Джонс, захваченный в плен индейцами тускарора, из рода Doeg. По сообщению Моргана Джонса, вождь индейцев, услышав, как миссионер молится по-валлийски, решил пощадить его, так как понимал этот язык. Морган Джонс несколько месяцев прожил среди индейцев, успешно проповедуя им Евангелие по-валлийски. В 1686 году он вернулся в Британию и записал рассказ о своих приключениях.

Позже некоторые путешественники также заявляли, что встречались с индейцами, говорящими на валлийском языке, а один путешественник даже сообщил, будто встреченное им племя индейцев поклонялось Евангелию на валлийском языке. Европейские исследовател 18 — 19 веков считали, что многие индейские племена происходят от валлийских колонистов, прибывших во главе с принцем Мадоком.

Рассказы о валлийских индейцах были столь популярны, что даже Льюису и Кларку было поручено собирать данные о таких племенах. Многие утверждали, что на месте Луисвилла, штат Кентукки, раньше было поселение индейцев, говорящих на валлийском языке. В XVIII веке исследователь бассейна Миссури Джон Эванс из Вайнваура в Уэльсе ставил себе, в частности, цель найти потерянные племена потомков Мадока — Padoucas, или Madogwys.

Некоторые исследователи даже полагали, что цивилизации майя и инков на востоке Северной Америки были связаны с валлийским принцем Мадоком. Считается, что индейское племя Мандан, живущее вдоль реки Миссури, происходит от валлийских поселенцев. Сегодня их потомки в основном живут в Северной и Южной Дакоте сегодня.

Шакока, симпатичная девочка-мандан, Джордж Кэтлин 1832. (Public Domain)

Чрезвычайно интересны наблюдения английского художника Джорджа Кэтлина, долго жившего среди индейцев мандан. Кетлин писал: «Я думал  в конце своей книги об индейцах, — что у манданов в быту и физическом обличье столько особенностей, что их можно рассматривать как остатки погибшей валлийской колонии, слившейся с племенем.»

Многие европейцы, столкнувшись с индейским племенем Мандан, как и художник Джордж Кэтлин, сделавший рисунки, считали их европейцами. Мандан очень сильно отличались от своих соседей по языку, культуре и внешнему виду. В племени Мандан индецы были светлокожими, и их светлые волосы становились седыми в старости, чего не было в большинстве других индейских племён. Европейские исследователи утверждают, что язык индейцев племени Мандан очень похож на валлийский.

В отличие от других индейских групп, у индейцев племени Мандан была развитая архитектура, они строили каменные крепости (форты), а также постоянные городские и деревенские поселения с планировкой улиц. По мнению художника Джорджа Кэтлина, высказанному в книге «Североамериканские индейцы» в 1841 году , мандан были потомками Мадока и его спутников. Он считает, что «бычьи лодки» племени мандан весьма похожи на кораклы валлийцев.

Джордж Кэтлин спустился по Миссисипи до одной заброшенной индейской деревни и проследил этапы постепенного перемещения её жителей от Огайо к верховьям Миссури. Он же впервые обнаружил удивительное сходство лодок у манданов и валлийцев: и те и другие сделаны из сыромятной кожи, натянутой на остов из ивовых прутьев. Собрал Кетлин и предания индейцев мандан. Они повествуют о том, что однажды в Кентукки пришёл белый народ, у которого были вещи, которых индейцы не знали. Но этих людей увели в неизвестном направлении и, видимо, убили.

Кроме лодок и жилищ, сходными оказались и некоторые музыкальные инструменты, например арфы. Керамика индейцев манданов, хранящаяся в музее Цинциннати, также очень похожа на раннюю керамику кельтов. Изготовляли индейцы и прекрасные голубые четки, именно такие четки делали валлийцы, древние жители Британских островов.

Джордж Кэтлин записал у фразу индейцев мандан на валлийском языке «Великий Мадок — дух навеки». Сами манданы значение этой фразы объяснить не могли.

Было много рассказов о белых индейцах, со светлыми волосами и голубыми глазами (валлийцы), которые были уничтожены окружающими небелыми племенами в битве у водопадов реки Огайо.

В 1810 году первый губернатор штата Теннесси Джон Севьер, в письме своему другу майору Эймосу Стоддарду рассказал о разговоре с Оконостотом, старым вождем чероки, рассказавшем в 1782 году о древних укреплений вдоль реки Алабама. По словам вождя племени чероки, эти укреплённые форты были возведены белыми людьми, для защиты от предков чероки, воевавших с ними. Вождь Оконостота сообщал, что народ скрывающийся в крепости назывался Welsh (валлийцы), а их вождём был Mаdok.

Источники легенды о Мадоке

Первое письменное изложение легенды о Мадоке содержится в книге Джорджа Пекхэма «Истинное изложение последних находок в новооткрытых землях» (A True Report of the late Discoveries of the Newfound Landes), вышедшей в 1583 году. Там говорилось о том, что Мадок покинул страну, подготовил несколько судов с людьми и провиантом и отправился в путь. Он отплыл от берегов Уэльса на запад. После его возвращения за новыми переселенцами, появилось большое число легенд, в которые многие верили.

Позже появилась «История Уэльса» (Historie of Cambria) Дэвида Пауэла (1584 г.)

Целью этих историй доколумбового открытия Нового Света было подтверждение права английской короны на земли Северной Америки и утверждение её приоритета перед Испанией и Францией.  Джон Ди (John Dee) агент Королевы Елизаветы, даже утверждал, что эти земли завоёвывал не только Мадок, но и Брут, а также Король Артур, из чего следовало право английской королевы Елизаветы I на владение новыми открытыми землями Северной Америки.

Известный английский путешественник и писатель Ричард Хаклейт в книге  «Главные плавания, путешествия и открытия английской нации» (The Principall Navigations, Voiages and Discoveries of the English Nation) в 1589 г. писал: «Самое древнее открытие Западных Индий совершено Мадоком Овеном Гвинделом, принцем Северного Уэльса, в 1170 году. Прибыв в западные земли, он оставил там своих людей и вернулся с призывом к друзьям населить эти прекрасные безлюдные места.» Это подтверждается двумя старинными манускриптами Каронского аббатства.

Валлийские индейцы появились в рассказе Моргана Джонса в 1686 году, почти через сто лет после первых публикаций о белых индейцах Америки, и вызвали целую лавину публикаций на эту тему.

А. С. Пушкин в стихотворении «Медок в Уаллах» персказл поэму Роберта Саути «Мадок».

<…>Задумчив, нем и ото всех далёк,
Сам Медок погружён в воспоминанья
О славном подвиге, то в снах надежды,
То в горестных предчувствиях и страхе.
Прекрасен вечер, и попутный ветр
Звучит меж вервий, и корабль надёжный
Бежит, шумя, меж волн.
Садится солнце.

Больше, чем легенда?

Есть ли археологические или исторические доказательства появления валлийский переселенцев в Америке? В Алабаме, Джорджии и Теннесси археологи знают несколько крепостей-фортов доколумбовых времён. До сих пор их происхождение не выяснено.

На магистрали Дьявольской Спины (Devil’s Backbone) есть земляные насыпи, которые в далёком прошлом относили к сооружениям потомком валлийских поселенцев. Сообщалось также, что рядом с Devil’s Backbone было массовое захоронение, где покоятся воины, погибшие в сражение между белыми индейцами и другими племенами. Есть история открытия в Джефферсонвилле (Jeffersonville, Indiana), штат Индиана, нескольких захоронений воинов в бронзовых доспехах. Большинство из этих сообщений сегодня не поддаются проверке, поскольку доказательства не доступны для анализа. Массовое захоронение в Devil’s Backbone, упомянутая ранними поселенцами, по-видимому, была смыта рекой, а  бронзовые доспехи также исчезли.

Приписывание земляных курганов, найденных в местах северо-восточных штатов Америки, в том числе и Devil’s Backbone, таинственному, исчезнувшему белому племени или древней цивилизации, было очень распространено в XIX веке даже в профессиональных археологических и антропологических кругах.

Историк прошлого века из Теннесси, Джон Хейвуд утверждал, что сохранилось пять фортов в Сатгануге, построенных, по местным преданиям, белыми людьми. Можно предположить, что суда Мадока пришли во Флориду и именно отсюда в конце XII века валлийцы начали свое путешествие по территории Северной Америки.

Европейские учёные мало знали об археологии коренных жителей Америки, их культуре и истории, поэтому они даже не хотели верить в то, что  коренные жители доколумбовой Америки имели высокую культуру и могли построить эти города, крепости-форты. Американцы были убеждены, что индейцы стояли на низшей ступени развития и не обладали развитыми технологиями. Американцы целенаправлено уничтожали коренных жителей Америки, их культуру, искусство, язык и традиции — фактически они сотни лет проводили политику геноцида в отношении индейцев. Сейчас идёт процесс сбора материалов археологи и антропологи, для того, чтобы узнать больше о прошлом древних культур коренных жители доколумбовой Америки. 

Лингвистическое доказательство связи.

Ни Джон Эванс, ни Льюис и Кларк не нашли никаких валлийских индейцев, или генетической связи с племенем мандан. Немецкий естествоиспытатель Максимилиан фон Вид, ученик Александра фон Гумбольдта, отправился к индейцам племени мандан, чтобы сравнить валлийский язык с языком мандан, но никаких общих черт не обнаружил.
Можно предположить, что связи валлийского языка с индейскими мандан из племени Сиу способствовало наличие в валлийском латерального спиранта [ɬ], который совершенно не характерен для других европейских языков, но вполне обычен в языках индейцев Северной Америки. Однако как раз в языке мандан этот звук отсутствует. Большинство современных лингвистов считают, что язык белых индейцев Мандана не похож на валлийский, разве что несколько слов.

Большая часть белого племени индейцев Мандана из племени Сиу умерла от эпидемии оспы в 1837 году, но их культура достаточно хорошо известна и сохранилась. Это даёт возможность заинтересованным исследователям изучить живую культуру племени Мандана для обнаружения связи с культурой валлийцев.
До сих пор собрано не так много доказательств. Например, были попытки идентифицировать персонажи в мифологии индейцев Мандана «Одиноким человеком» (Lone Man) с легендарным Мадоком.  Однако «одинокий человек» мало похож на Мадока. Он — полубог, который был вовлечен в создание мира индецев Мандана, создавший плоскую землю, в то время как Первый Творец мира создал высокие горы. Единственное, что связывает образ легендарного Мадока с Одиноким человеком, это то, что он когда-то ходил в изначальное, первозданное море.

С прибытием в XVII веке в Новый Свет выходцев из Ирландии, Шотландии и Уэльса свидетельства о встречах с этими людьми участились. В 1740 году в американском журнале Джентльмен мэгэзин появилось сообщение некоего Моргана Джонса, относящееся к 1686 году.

В 1805 году майор Амос Стоддарт, автор «Очерков о Луизиане», рассказывал о племени, люди которого имели светлую кожу, бороды и рыжие волосы. Некто Роберто утверждал, что в 1801 году встретил в Вашингтоне индейского вождя, который говорил по-валлийски так же бегло, будто был родом из Уэльса. Он объяснил Робертсу, что это язык его народа, который живет почти в 1500 километрах к северо-западу от Филадельфии. Вождь ничего не слышал об Уэльсе, родине валлийцев, но сказал, что у них есть предание, согласно которому предки его племени пришли из далекой страны на востоке, что лежит за Большой Водой. Роберто спросил вождя, как им удалось сохранить язык, и тот ответил, что у племени есть закон, запрещающий детям учить любой другой язык, кроме родного. Это сообщение появилось в газете «Чаберс джорнэл» в 1802 году. Американский офицер Девис вспоминает, что, когда он развозил почту по Иллинойсу, некоторые служащие разговаривали по-валлийски с местными индейцами.

Шотландский лорд Монбоддо, живший в XVII веке, отмечал, что до него дошли слухи о том, что на кельтских языках говорили даже во Флориде: он знал одного человека — шотландца, жившего среди диких племён во Флориде и говорившего с ними на родном языке, и индейцы понимали его. Лорд Монбоддо писал: «Примечательно, что их военные песни содержат не только отдельные слова, но и целые строфы из величественных стихов наших предков о войнах прошлых веков…»

Есть письмо, сохранившееся в библиотеке Ньюберри (Чикаго). Когда майор Амос Стоддарт, готовил материал для своих «Очерков о Луизиане»,  то написал в 1816 году письмо губернатору Теннесси Севьеру с просьбой прислать какие-нибудь новые данные. «Судя по тому, что рассказывал мне губернатор Клейборн, Вы однажды видели какую-то древнюю книгу в руках у женщины племени чироки. Книгу эту передали откуда-то с западных берегов Миссисипи, а потом сожгли. Я сейчас как раз собираю материале древней валлийской колонии на этом континенте, основанной здесь в 1170 году. Напишите мне… « В октябре того же года губернатор Теннесси Севьер прислал ответ: «В 1782 году я участвовал в кампании против нескольких племен чироки и ещё тогда обнаружил следы старых фортификационных сооружений неправильной формы. Мне удалось расспросить о них одного старого вождя. Тот рассказал, что от предков им досталось предание, будто бы эти сооружения были построены белыми людьми, которые населяли земли, сейчас именуемые Каролиной. Несколько лет шла война между двумя народами. Потом они предложили обменяться пленными, после чего обещали покинуть нашу страну и не возвращаться больше. Потом они построили большие лодки и уплыли по реке. Они пошли по Большой реке (Миссисипи), потом по Грязной (Миссури). Сейчас здесь живут их потомки, но это уже не белые индейцы, а обычные, как остальные. Вождь также сказал мне, что у одной индеанки по имени Пег была древняя книга, полученная от индейцев с верховьев Миссури, и считал, что это валлийская книга. К сожалению, прежде чем я сумел её добыть, книгу сожгли в доме индеанки.»

Раз уж речь зашла о языке индейцев мандана, то нельзя не сказать о родстве валлийского языка с языками некоторых североамериканских племён. В конце XVIII века Джон Герти, житель мест, о которых идёт речь, собирал слова манданов в надежде создать словарь их языка. До нас дошёл удивительный список слов индейцев мандан, состоящий из 350 сходных слов и даже фраз.

 

Основной аргумент противников взаимного влияния этих языков в том, что у них разная грамматическая и синтаксическая основа. Однако нетрудно предположить, что одинаковой основы для двух абсолютно разных языков и быть не может: валлийский развивался в Старом Свете, язык манданов — в Новом. Речь идет либо о заимствованиях, либо о так называемом тайном языке (или языке табу), который может храниться веками в секрете и использоваться только отдельными членами племени, 0бычно это самостоятельные слова и фразы, лишенные грамматической основы. И можно предположить, что язык валлийских индейцев и есть тайный язык манданов. Несомненно, в языках этих больше различий, чем совпадений, однако сейчас некоторые специалисты уже колеблются, можно ли объяснить все сходства лишь случайными совпадениями?..

Римская казарма найдена в Великобритании

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*