Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Вечные фильмы-сказки Александра Роу.

Вечные фильмы-сказки Александра Роу.

Александр Роу сделал (1906—1973) огромный вклад в развитие российского кино. Его фильмы наполнены сказочными героями, музыкой, волшебными чудесами… Режиссёр поставил более 20 детских фильмов по мотивам русских народных сказок. Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые и родные, они увлекают детей в мир поэзии, в чудесный таинственный мир, где герой борется за правду и где добро всегда побеждает зло.

Русская народная сказка уходит своими корнями в вечную народную мудрость, поэтому и фильмы-сказки Александра Роу принадлежат вечности.

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать… Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино…», — с гордостью писал известный киновед Н. Клейман о фильмах величайшего советского кинорежиссера Александра Роу, чьё 115-летие со дня рождения мы отметим 8 марта 2021 года.

Мало найдётся на постсоветском пространстве людей, не знакомых, а, главное, не любящих такие знаменитые фильмы, вариации на темы русских народных сказок, как «Василиса Прекрасная» (1939), «Кащей Бессмертный» (1944), «Марья-искусница» (1959), «Огонь, вода и медные трубы» (1967), «Варвара-краса, длинная коса»(1969), «Золотые рога» (1972).

А так же фильмы-сказки снятые по классическим произведениям русской и мировой литературы – по сказке Ершова «Конёк-Горбунок» (1941), «Новые похождения Кота в сапогах» (1958) по пьесе Сергея Михалкова «Смех и слёзы», «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) Николая Гоголя, современной литературной сказки «Королевство Кривых Зеркал» (1963), по повести Виталия Губарева.

Главную злодейку в фильмах-сказках Александра Роу дважды исполняла жена Александра Вертинского актриса советского кино Лидия Вертинская (1913 — 2013 г.г.) В фильме «Новые похождения Кота в сапогах» (1958 год) Лидия Вертинская играла молодую колдунью, а в сказке «Королевство кривых зеркал» (1963 год) была красавицей Анидаг, которая в конце фильма превращается в змею-гадину, это была её последняя работа в кино. Своей главной ролью она считала роль матери и полностью посвятила себя воспитанию дочерей Марианны и Анастасии Вертинской, сыгравшую множество ролей, среди них Офелия («Гамлет»), Ассоль («Алые паруса«), Гуттиэра (фильм «Человек-амфибия«, 1961 г.)

Жителям Крыма особенно дороги эти киносказки, потому что большая часть фильмов Александра Роу снималось на Ялтинской киностудии — старейшей киностудии СССР. Неповторимые крымские пейзажи, уникальная природа помогли перенести творческие замыслы режиссера в сказочный мир. «Финист – ясный сокол» (1975), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Кощей бессмертный» (1944) и другие герои этих фильмов-сказок обитали в Крыму.

Больше всего Александр Роу любил вершину и склоны Ай-Петри над Ялтой и красивейшие скалы Никитской расселины у Массандры. А исполнительница роли Варвары-Красы Татьяна Клюева до сих пор живёт в Севастополе.

1949-Любовь Орлова на вершине Ай-Петри

1949-Любовь Орлова на вершине Ай-Петри

Любовь кинорежиссера к крымскому полуострову проявилась и при создании им документальных фильмов. Киноочерки Александра Роу «Артек», «Крым», «День чудесных впечатлений» –  об удивительном уголке нашей необъятной Родины и о «царстве детворы» – Всесоюзном пионерском лагере «Артек» зрители увидели в 1949 году.

 

Первый фильм-сказка АлександраРоу «По щучьему велению» (1938) был встречен насторожено, но самоходная печка и говорящая щука так понравились не только детям, но и взрослым, что режиссёру заказали новую сказку о борьбе добра и зла

Советские актеры, исполнители ролей главных героев фильмов-сказок Александра Роу, стали хорошо известны зрителям — это Георгий Милляр в роли Бабы Яги и красавец Сергей Столяров в роли русского сказочного богатыря в фильме «Василиса Прекрасная» (1939).

Александра Роу справедливо называют первым киносказочником нашей страны, ставя рядом с ним только имя Александра Птушко (1900 — 1973), снявшего в 1935 году полнометражный мультипликационный и игровой кинофильм «Новый Гулливер», по мотивам романа Джонатана Свифта, «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) Александра Пушкина. В 1939 году Александр Птушко поставил ещё один полнометражный мультипликационно-игровой фильм — «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого, который не только выступил автором сценария, но и принимал активное участие в съёмках.

На Западе Александра Птушко называют «советским Уолтом Диснеем», он занимался экранизацией древнерусских былин, русских народных сказок, произведений русской литературы. Его фильмы пользовались большим успехом не только в СССР, но и в странах западной Европы. В Великобритании первый советский широкоэкранный фильм со стереозвуком режиссёра Птушко «Илья Муромец» (1956) вышел под названием «Былинный герой и чудище» (The Epic Hero and the Beast), в США — «Меч и дракон» (The Sword and the Dragon); американский вариант был перемонтирован на студии Роджера Кормана, как и ряд других сказок Александра Птушко и Александра Роу.

Совместный советско-финский фильм «Сампо» (1958) режиссёра Птушко шёл в американском прокате под названием «День, когда замерзла Земля» (The Day the Earth Froze), «Сказка о царе Салтане» прошла по экранам западной Европы, Центральной и Южной Америки, а «Садко», выпущенный в 1953 году, вновь прошёл на экранах Америки в 1962 году под названием «Волшебное путешествие Синдбада» (The Magic Voyage of Sinbad). Фильм «Алые паруса»(1961) , по повести Александр Грин и, «Сказка о потерянном времени» (1964) по сказке Евгения Шварца снимали в Крыму.

Александр Роу писал, что «нет в искусстве ничего полезнее для детей, чем сказки», и всем своим творчеством прививал юным зрителям любовь к русской народной сказке. До Александра Роу сказки в кино снимали, но только в рисованной  мультипликации и в кукольных фильмах.

К 130-летию повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», на Московской киностудии имени Горького режиссёр Александр Роу экранизировал в 1961 году одну из повестей «Вечеров…», которая называется «Ночь перед Рождеством». Современному зрителю больше известен именно этот фильм, снятый великим советским «сказочником» Александром Роу, создавшим на экране волшебный мир Рождественской ночи.

«Народная сказка сильна своей наивной верой в чудесное, правдивостью человеческих взаимоотношений… Добро всегда побеждает зло, свет – тьму», – так считал режиссер, создавая свои фильмы, наполненные добрыми воспоминаниями своего детского восприятия мира.

Александр Роу экранизировал, в основном, произведения русского фольклора, русские народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и традиции родной страны. Сказочные кинофильмы любимого режиссера проникнуты оптимизмом и юмором, в них много музыки и фантастичных персонажей, в исполнении любимых всеми актёров. Как отмечают кинокритики, Александр Роу обладал потрясающим чутьём в подборе актерского «сказочного» состава. Трогательную Настеньку в «Морозко» (1964) и не менее трогательную Алёнушку в фильме «Огонь, вода и медные трубы» (1967) сыграла юная фигуристка Наталья Седых, светлокудрый Алексей Катышев, сыгравший «доброго молодца» в двух фильмах-сказках, работал на студии помощником звукооператора. Случайно заметивший его Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». Актриса Анастасия Зуева в роли сказочницы, «открывала и закрывала» на экране сказки, приглашая детей в волшебный мир сказки.

У Роу снимались не только «самородки», но и самые популярные профессиональные артисты кино – Сергей Мартинсон (1899 — 1984), Сергей Столяров, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Пётр Алейников и многие другие. Самым ярким злодеем в фильмах-сказках Александра Роу, бесспорно, был Георгий Францевич Милляр (1903-  1993), создавший удивительные образы Бабы-Яги, Кащея, Чёрта с Диканьки, Чуда-Юда. Александр Роу настолько ценил удивительные перевоплощения Милляра, что подчас этот талантливый актер исполнял сразу три роли в одном фильме. Например, в «Василисе Прекрасной» он сыграл гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Роль Бабы Яги Милляр выпросил сам, использовав обоснованные аргументы: «Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернётся, а она тут же реснички себе подрисует». По воспоминаниям Георгия Милляра сам образ его Бабы-Яги родился в Крыму:

«В Ялте я старушку увидел, она коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая…, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга?…».

Михаил Пуговкин вспоминал: «Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда имелся большой термос с чаем. Это у Роу было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Он, скажем так, эмоционально всё делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

Актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминала:

«Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился… У Роу была душа ребёнка, и на его съёмках всё было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссёр очень тщательно выстраивал».

Чудо-юдо высовывает палец из воды и грозит царю: «Должок!»

Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский в одном из интервью с гордостью поведал о «своей первой и самой лучшей роли в кино», когда ему было всего 19 лет, он «сыграл» руку, напоминающую царю о должке в фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», которую Александр Роу снимал в Крыму. Борис Грачевский называл Крым колыбелью своего кинематографического пути:

«Первое свидание с Крымом было удивительным! Я с Александром Артуровичем Роу поехал снимать крымскую экспедицию картины «Варвара-краса, длинная коса». Роу был абсолютно верен своим кинематографическим традициям: каждую картину он обязательно снимал в Звенигороде и непременно в Крыму… Для меня полуостров просто соединился с великим сказочником, с Ялтинской киностудией, с этими немыслимыми горами и скалами…».

Выдающийся режиссер Александр Роу скончался в Москве, в конце декабря 1973 г., как будто ушел навсегда в одну из своих новогодних сказок. А в 1975 г. вышел в прокат фильм «Финист – Ясный Сокол», снятый Г. Васильевым по сценарию Роу.

На экраны выходят новые сказки, но фильмам Александра Роу обеспечена долгая кинематографическая жизнь, они по-прежнему остаются в числе самых любимых сказок детства. Притягательность волшебных сказок Александра Роу заключена в народной мудрости, любви к Отечеству и родной земле.

Белая Индия
Буде все целы! - bēoð Wesaþ hāle

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*