Пятница , 14 Август 2020
Домой / Мир средневековья / Вальпургиева ночь, история и традиции праздника

Вальпургиева ночь, история и традиции праздника

Ночь с 30 апреля на 1 мая считается Вальпургиевой ночью во многих странах Западной Европы, да и в России уже тоже опасаются этой ночи. Согласно немецкой легенде, в эту ночь все ведьмы и другая нечистая сила собираются вместе. У русских тоже было поверье о полёте ведьм на Лысую гору.  С 30 апреля на 1 мая жители многих европейских стран отмечают Вальпургиеву ночь и за ней следует праздник весны и труда. 

История праздника «Весны и Труда».

Кельты в ночь на 1 мая отмечали праздник Белтейн, а германцы, англичане, чехи, словаки некоторые другие народы в это время водили хоровод вокруг Майского дерева.

В древности у кельтов существовала легенда о том, что богиня изобилия Дану, подарила людям своё племя знания их называли — Туату-де-Данаан — «людьми науки, которые были богами».    «Дананн» от корня «дан» = «знание, данное богами». Эквивалентами богини Дану и её народа Туата-де-Данан в уэльской истории являются богиня Дану и её дети. Богиня Дану в британских надписях, отождествляется с богиней знания Бригантией (Берегиня),  в  ирландских — «бриг» = «сила» или «ремесло», в уэльских — «бри»  =«честь», «слава».  Богиня Бригантия или Бригит, подобно богине Весте, была одновременно богиней земного плодородия и огня, жрицы богини Весты зажигали священный огонь.

Кельтские легенды рассказывают о том, что сыновья богини-прорицательницы друидессы Бригиты, было три сына — бессмертных бога мудреца, которые прибыли в Ирландию 1 мая — в праздник Бельтайн, и научили людей всем ремёслам. Из «Разговора двух Мудрецов»:

«Я СЫН Ремесла,
Ремесла, сына Внимания,
Внимания, сына Размышления,
Размышления, сына Знания,
Знания, сына Вопроса,
Вопроса, сына Поиска,
Поиска, сына великого ЗНАНИЯ,
Великого Знания, сына великого Разумения,
Великого Разумения, сына Понимания,
Понимания, сына Ума,
Ума, сына трёх богов Ремесла»
 [Пер. С. В. Шкунаева.]

Древние кельты совершали магические ритуалы в центре мегалитического круга на холме «Beltany» (Бельтайн), примерно в 3000 году до н.э., с тех пор и сам языческий праздник стал называться Bealtaine — Бельтайн, или «огонь Беля»  (Белобога); это ирландское божество сопоставимо с галльским (кельтским) Беленусом. Согласно древним легендам, язычники кельты собрались вместе на вершинах холма, чтобы зажечь священный огонь в честь весеннего солнца, во время наступления нового сельскохозяйственного периода года — полевых работ.

 «Первый день мая должен был, по представлениям кельтов, являться моментом рождения летнего солнечного бога Луга (Лунгасад)». (= аналог славянского бога весеннего солнца Ярило)

Бельтайн (Bealtaine) был одним из четырех крупных кельтских фестивалей древней Ирландии, его отмечали 1 мая в ознаменование начала лета, Ярого весеннего солнца, начала полевых работ и ремесленного труда.  Это был праздник солнца, весны и труда!

Вспоминая свои языческие традиции, древние шотландцы, ирландцы, валлийцы, германцы и многие другие народы водили хороводы 1 мая вокруг «майского дерева», поэтому и сейчас в народном календаре 1 мая обозначен как праздник весны.

После распространения в Европе христианства традицию языческого кельтского праздника Бельтайна — 1 мая, католическое духовенство пыталось побороть, или подыскать к этой дате какой-то христианский праздники нашли!

Святая Вальпургия.

Вальпургиева ночь была так названа по имени христианской святой Вальпургии.  Святая Вальбурга Хайденхаймская (нем. Heilige Walburga von Heidenheim; англо-саксон.: Wealdburg, лат. Valpurga, Walpurga, Walpurgis; 710 – 779), в России — Вальпургия.
Вальпургия родился в 710 году в графстве Девон, «Западном Саксонском королевстве» (Уэссекс, Англия), в саксонской аристократической  семь святого Ричарда Пилигрима, и святой Вуны Уэссексской. У неё было два брата, ставшие христианскими миссионерами — святой Виллибальд и святой Винибальд.
Осиротев в 11 лет Вальпургия была отправлена в монастырь Уимборна графства Дорсет, где прожила 26 лет, готовясь к миссионерской деятельности на землях языческой Германии. Оба её брата были призваны для миссионерской работы в Германию. Вунибальд основал в Средней Франконии монастырь-миссию Хайденхайм, а Виллибальд стал первым епископом Айхштетта.
После смерти в 761 году брата Вунибальда Вальпургия приняла на себя руководство и стала настоятельницей крупного миссионерского бенедиктинского монастыря Хайденхайм, и одной из самых влиятельных женщин христианской Европы. Она умерла в 779 году.
Канонизация святой Вальбурги состоялась 1 мая в 870 году папой римским Адрианом II.

 1 мая в римском перечне святых отмечается, как день святой Вальпургии.

Что празднуют в Вальпургиеву ночь?

И по сей день этот праздник остаётся одним из самых противоречивых из числа языческих праздников. С одной стороны, это праздник прихода весны, расцвета природы и плодородия, который собирал языческий народ в хороводы вокруг священного костра. С другой стороны этот языческий праздник был настолько проклят христианской церковью, что все языческие обряды назывались церковниками не иначе, как «сборище нечисти», «безумных плясок», «разгулом ведьм и демонов» — в ночь с 30 апреля на 1 мая. Видимо, все эти ругательства церковников перешли, на ни в чём не повинную святою Вальпургию, чьё имя стало синонимом «ведьмы» в «Вальпургиеву ночь».

Считается, что ещё IX веке появились верования в то, что в ночь перед первым днём последнего внесенного месяца ведьмы и вся нечистая сила собирается вместе.

В Чехии почитают Ведьмин костер, когда в селениях устраивают обряд изгнания нечистой силы, разжигая большие костры, на которых сжигали чучела ведьм, обходили жилища с факелами и звонили в колокола в христианских костёлах.

Во многих странах на территории Европы с дохристианских времён, широко отмечается праздник в ночь на 1 мая , получивший название Вальпургиева ночь. Праздник знаменует собой приход весны и посвящён плодородию.

майская встреча влюблённых под зелёным кустом с венком из цветов

Май — время роста трав, цветов и плодородия земли, многие цветы, были наделены символическими значениями и неизбежно вплетали цветы и растения в празднование Первомая. Венки из цветов и трав плели на древнеримском празднике Флории — посвященном Флоре, богине цветов и растения.

В романе 13 века «Гийом де Доул» записано, как обычные люди проводят канун Первого мая в лесу и утром шумно возвращаются в свою деревню, неся майские цветы (весенние цветы, особенно боярышник). Весенние венки вешали внутри дома и вокруг — этот обычай был осужден в 1240 году Робертом Гроссетесте (Robert Grosseteste), епископом Линкольна, который жаловался на то, что христианские священники и миряне участвуют в играх поцелуев и питья вина, называемых «привлечением мая».

В середине 14 века доминиканец Джон Бромярд (John Bromyard), жаловался на женщин «в множестве, бессмысленно резвящихся, танцующих и поющих песни о любви». Это был не просто простой деревенский народ, — Джон Стоу в своём «Обзоре Лондона» рассказал, как в прошлые времена, в майское утро, «каждый человек ходил на сладкие луга и зелёные леса, чтобы там радоваться весне, духу красоты и ароматам сладких цветов … ».

Джон Бромярд также рассказал, как король Генрих VIII (King Henry VIII, 1491-1547)и королева Кэтрин (Katherine) выехали из Гринвича в Shooters Hill, чтобы устроить массовый майский пикник!

Несмотря на жалобы старшего духовенства, церковь, похоже, с радостью присоединилась к веселью, особенно в поздний средневековый период, когда май стал основным месяцем для проведения популярного сбора средств «Церковные эли», перед крупным Церковным праздником Витсун (Whitsun). Эти «Церковные эли» обычно включали в себя обычай короновать «майского короля или королеву праздника»- эта известная майская традиция существовала до «Церковные эли», что подтверждается записями о жалобах, высказанных против этой традиции.

Перечитывая средневековые церковные жалобы и осуждения языческих обрядов и  обычаев, мы ясно представляем себе, что май был месяцем, когда люди на всех слоёв общества с удовольствием праздновали расцвет весны, любви и жизни и надежду на летнюю щедрость природы.

У германских народов существовала легенда, что именно в эту ночь, с 30 апреля на 1 мая, собирались все представители тёмных сил и нечистой силы. Именно «бесовскими плясками» называли языческие праздники христианские миссионеры, призывавшие язычников отказаться от языческих богов и прийти в христианскую церковь. Даже принявшие христианство язычники, продолжали разжигать костры на холме Бельтана, водить хороводы, призывая на поля тепло солнца. Сейчас об этом празднике напоминает традиция разжигать большие костры на возвышенностях и обращаться к солнцу.

Традиции праздника весны и труда.

В разных странах Вальпургиева ночь отмечается по-разному, но с каждым годом традиции празднования заимствуются жителями той или иной местности.

Жители Германии встречают Первомай в национальных костюмах, с песнями, танцами вокруг майского дерева и весёлыми ярмарками. Нередко в Германии первомайские митинги политических партий в больших городах заканчиваются драками и потасовками.

В Финляндии в ночь с 30 апреля на 1 мая начинается веселый студенческий карнавал Ваппу, когда гуляет вся страна. Название Ваппу происходит от имени католической святой Вальпурги, то есть финский карнавал – это вся та же старая-добрая Вальпургиева ночь, которую празднуют и в других Скандинавских странах.

Финские студенты обычно разгуливают в белых фуражках и пьют игристое вино. Утром на демонстрации сил обычно не остается – хотя энтузиасты, конечно, всегда найдутся. Они до сих пор проходят в крупных городах, однако в народе Первое мая называют не Днём труда, а Днём кукушки – эта птичка появляется на календарях и сувенирах.

В Норвегии Первое мая считается Международным днем борьбы трудящихся за свои права. В Парижском конгрессе II Интернационала, на котором и было решено отмечать Первое мая, принял участие Карл Йеппесен, который предложил проводить в Норвегии майские демонстрации.

В Англии первого мая устраивали весёлые гуляния вокруг майского дерева, представлявшего собой тонкий берёзовый ствол, украшенный весенними цветами и разноцветными лентами. Этот праздник зародился благодаря древним ритуалам, которые помогали земледелию и воскрешению всего живого на земле. В некоторых английских деревнях и сегодня проводятся первомайские гулянья. В Лондоне 1 мая дети ходят по домам и продают цветы. Вырученные монеты принято бросать в колодец желаний.

Дети Греции ранним первомайским утром отправляются на поиски «первой ласточки». Завидев птицу, дети начинают петь песни-веснянки, за что получают от соседей гостинцы — орехи, конфеты и другие сладости.

Французские празднования 1 Мая посвящены Деве Марии. В её честь проводят фестивали, в которых принимают участие юные девушки. Есть у французов и ещё одна интересная традиция — ранним утром 1 мая выпивать стакан парного молока. Для того, кто соблюдает этот обычай, считается, что весь год сложится удачно.

В Испании День труда совпадает с Зелёным Сантьяго – праздником цветов и влюбленных. Зеленый Сантьяго – испанская альтернатива Дню святого Валентина, когда все влюбленные имеют шанс признаться в чувствах. Раньше в это время были популярны так называемые «ромерии» в ските Сан-Фелипе-и-Сантьяго, известном как Сантьяго-эль-Верде, то есть «зелёный». «Ромерия» происходит от «ромерос» – так называли паломников, которые следовали поклониться святым местам. «Ромерия» – это яркий праздник с шествиями в национальных костюмах и церковной службой.

В Италии первый день мая все стараются выехать за город, есть и те, кто специально наряжает Майское дерево, вокруг которого водят хороводы – встретить этот обычай можно, как правило, в небольших городах. В некоторых деревнях дерево потом выкапывают – на счастье, а в церквях в этот день идут службы в честь святого Иосифа.

В Италии молодые люди в ночь на 1 мая ходили от жилища к жилищу и носили с собой «майскую зелень» — украшенную лентами ветку весеннего цветущего дерева. Если кто-то из юношей хотел сделать предложение своей возлюбленной, то оставлял эту ветку у входа в её дом. Если девушка забирала зелень к себе, то она принимала это предложение.

В США 1 Мая не самый любимый праздник, но в школах часто проводятся вечеринки, на которых выбирают майскую королеву.

В Чехии, Словакии и Швейцарии, в «Вальпургиеву ночь», накануне 1 мая молодые люди сажают молодое деревце под окном любимой девушки.

В Чехи, помимо Дня труда, отмечают 1 мая День любви. Такая интересная трактовка праздника связана с поэмой «Май» Карела Гинека Махи (1836 год), первое четверостишье которой многие в Чехии знают наизусть.

«Был поздний вечер – юный май
Вечерний май – томленья час.
И горлинки влюбленный глас
Звучал, тревожа темный гай»,

– именно эти строки придали празднику оттенок романтики. В этом году первомайские празднования в Праге пройдут у Петршинской башни.

Словаки и чехи в ночь с 30 апреля на 1 мая ставили «майское дерево» — очищенную от коры ель или пихту, украшенную лентами, словно лучами весеннего солнца, и цветами, конфетами, кренделями. Вокруг такого дерева, установленного на главной площади, водили хороводы.

Хорваты и словенцы проводили праздники для юного поколения — юноши и девушки ходили по домам, желали всем добра и хорошего урожая, за что получали вознаграждение.

Есть поверье, что травы и растения, сорванные в Вальпургиеву ночь, получают волшебную силу. В этом смысле праздник напоминает день Ивана Купала, отмечаемый славянами, когда тоже считалось, что собранные травы становились магическими и защищали от тёмных сил.

Собиратель русских сказок Александр Афанасьев писал, что у русских тоже было поверье о том, что в эту ночь ведьмы слетаются на Лысую гору, чтобы отчитаться перед Сатаной, а потом поучаствовать в пире и демонических плясках.

В наше время в России этот праздник не очень распространен, так как во многом перекликается с древнеславянским днём Ивана Купалы и западным Хеллоуином. Но некоторые традиции всё же имеются. Например, в Вальпургиеву ночь некоторые жители частных домов и дачники предпочитают сжигать накопившийся за холодное время года мусор.

Другие же отправляются на сборы трав, третьи предпочитают написать свое самое заветное желание на кусочке ленты, которую можно повесить на своеобразный «майский шест» или просто на дерево. К тому же, в нашей стране 1 мая наступают длинные выходные, которые многие решают провести на даче, поэтому почему бы не отметить накануне день расцвета весны и плодородия?

На Руси май не жаловали. Помните – «В мае родиться — весь век промаяться. В мае жениться — век маяться»?

Славянские названия мая «травень», цветень (квитень), Ярец, муравник (мур — трава-мурава). Слово «май» к нам пришло из Византии, от греков, позаимствовавших это слово у этрусков.

Этрусского бога Майуса — Maius называли — Deus Maius, или Jupiter Maius, а женская ипостась бога представляла богиню Майю — Maia. Этруски, а затем и римляне чествовали Майю и Майуса 1 мая. Римляне отождествляли этрусскую Майю с древне-италийской богиней Конкордией, имя Concordia означает «согласие», «сердечные взаимоотношения», «лад в семье».

Эллины считали Майю  (др.-греч. Μαῖα — «матушка», «кормилица»; лат. Maia) одной из многочисленных богинь плодородия, она к нам пришла от греком с Православной верой. Русский меткий ум тут же связал имя нимфы Майи с глаголом «маяться». «Маяться» значит «томиться», а не страдать, как трактуют некоторые филологи. Томление означает созревание, ожидание счастья, чуда, второго пришествия. Мы видим, как умершая зимой природа весной снова пробивается к жизни через набухшие почки, через благоухания жасмина и сирени, через зелёные травы, через мысли и желания. В мае начинается чудо весеннего возрождения природы, начинается новый круг развития из зародыша маленького зерна. И каждый годовой круг  жизни – это новая надежда на то, что бытие, наконец, обретёт смысл.

Май для русского православного человека – это мост между Пасхой и Троицей. Это время максимального томления святых апостолов по Спасителю, которое заканчивается для них в Пятидесятницу сошествием Духа Святого.

Святой Кирилл (Константин Философ) и крымские готы
Взлёт и падение княжества Феодоро в XV веке

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*