Четверг , 28 Март 2024
Домой / Арктическая родина - Гиперборея / У полярного круга найдены следы неизвестной культуры

У полярного круга найдены следы неизвестной культуры

В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале. Казымский клад содержал несколько круглых литых бронзовых дисков, очень похожих на оборотную сторону золоченых зеркал-погремушек, которые производились в VI-III в. до н.э. в Индии и поставлялись на современные территории Южного Урала, Алтая и юга Новосибирского региона.

Зеркала были совершенно круглые и состояли из двух частей – задней (рельефной) и передней – гладкой, зашлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски соединялись семью аккуратными заклёпками, а внутри мастера помещали кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали.

В Сибири, на Алтае, Урале было найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока ни одной.

О культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд фактов – их нахождение только в женских погребениях, их оставляли у изголовья погребённой, лицевой стороной зеркало было обращено к земле.

Наконец, о культовом характере зеркал говорит тот факт, что при ограблении могил в древности грабители никогда не брали эти зеркала, и даже не прикасались к ним.

По-видимому, считалось, что в зеркале отразится лик умершей, и это наводило ужас на древних грабителей. Вероятно, такие звенящие зеркала принадлежали только служительницам культа – жрицам.

Первое звенящее зеркало было найдено в Пазырыкском кургане на Алтае знаменитым учёным Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас находится в Эрмитаже. Особенности изображений и способ их расположения на зеркалах не позволяет учёным усомниться, что эти вещи производились в Индии или Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III веках до н.э. бронзовые зеркала попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала.

А с конца III века до н.э. и во II веке до н.э., бронзовые зеркала тем же путём попадали на север, к охотникам средней и нижней Оби. Цельно-литые, так называемые сарматские (скифские) зеркала изготавливались в Индии и в Передней Азии. Как показали исследования материалов древних изделий, «золочение» звенящих зеркал мастера производили без использования золота. Яркий золотой блеск достигался особой технологией шлифовки.

Сцены на тыльной стороне дисков звенящих зеркал изображали жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и культовых животных – благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр диска неизменно украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального выступа искусные мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики, отделяющие друг от друга разные миры. Звенящие зеркала могли быть атрибутом жриц, служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а сами зеркала являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев), расположенной вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом Рипейских гор – внешний валик.

Орнамент располагался симметрично между валиками, но без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками – символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к небожителям. В найденном в районе устья реки Казым кладе были обнаружены диски зеркал, при изготовлении которых использовались многие из вышеперечисленных технических приёмов. Однако дисковые звенящие зеркала из Казымского клада сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в научной литературе пока не описанной.

– Диски звенящих зеркал практически копируют тыльную часть зеркал, но при этом не имеют никаких следов заклёпок, отверстий, петель или крючков, – рассказал старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Петр Шульга. – Диски зеркал по центру с конусом, изображающим гору Меру, могли толковаться в индо-иранской культуре, как схема мироздания, подобная той объёмной буддийской мандале, которую и сегодня создают буддисты. У кочевников Алтая и Южного Урала в V-III веках до н. э. культура была иной, но верования сохранялись.

Два грубых отверстия в дисках бронзовых зеркал были пробиты позже: видимо, древние северные охотники, не имевшие подобных представлений о мироздании, использовали эти диски более утилитарно: как поясные бляхи.

Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной звенящих зеркал, найденные бронзовые диски, в отличие от своих прототипов, оказались литыми, а не коваными, и рисунки на них были выгравированы, а не отчеканены. Это, по мнению учёного, говорит о том, что бронзовые диски изготовили другие мастера и в чуть более позднее время.

Изменился и сам характер изображений. На бронзовых дисках Казымского клада рисунок нанесён не симметрично, а по кругу. На одной из них, например, изображены брачные сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами. Сначала битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у цветка-алтаря и, наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл. На другом диске мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на третьем  диске водоплавающие птицы. Художественный стиль, в котором исполнены эти изображения, в литературе не описан.

– Эти диски могли производиться, начиная с середины III века до н. э. в переднеазиатских ремесленных центрах, копировавших индийские звенящие зеркала, но уже в своей традиции, – полагает Петр Шульга. – А во II-I веках до н. э. своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был уже воспринят культурой населения Нижней Оби и потом ещё несколько столетий воспроизводился на различных бляхах и пряжках. Об этом говорят остальные диски того же Казымского клада – они практически без орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть обычный венчик, словно из бусин.

Круглые бронзовые поясные бляхи с головами медведей в период с I века до н.э. по III-V века н.э. были широко распространены на северных территориях и подробно описаны в научной литературе. Однако после исследований казымского клада резонно возникает мысль о том, что таким образом заимствованная индийская культура трансформировалась и пустила местные корни.

Подведя итог исследованию уникальной находки, учёный подчеркнул, что бронзовые диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть представлений мироздания Ариев, получившее объёмное схематическое изображение в круглом диске, представляющем землю с центральным конусом — горой Меру, окружённым валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III веках до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III веке до н. э. на всей этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в звенящих зеркалах образ Мировой Горы Меру, окружённый кольцевым хребтом, полностью исчезает.

– Существенные изменения происходят в Индии и Передней Азии после завоеваний Александра Македонского и формирования эллинских государств на пространстве до Индии и севера Афганистана, – поясняет Петр Шульга.

– К началу III века до н. э. мастера перестают производить звенящие зеркала. Но совсем в других мастерских, возможно, в эллинской среде, их начинают копировать в соответствии с иными традициями, делая совершенно не функциональные диски.

Находка их в Казымском кладе показывает, что подобно зеркалам эти диски также были востребованы на огромной территории, очевидно, включавшей и лесостепь Западной Сибири, где к III века до н. э. формируется Саргатская археологическая культура. Однако никаких подобных дисков на данной территории или их копий не найдено. Тем более удивительно, что  богатый набор бронзовых дисков звенящих зеркал найден в единственном месте у самого Полярного круга.

По материалам статьи Института Археологии и Этнографии, Сибирского отделения РАН

Мегалиты Сюрберта - "бегающие камни" на севере Урала
Гиперборея в античной литературе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*