Вторник , 21 Ноябрь 2017
Домой / Новое время в истории / Турецкий демарш Кемаля Ататюрка

Турецкий демарш Кемаля Ататюрка

95 лет назад, 1 ноября 1922 г. прекратила своё существование Османская империя«самый больной человек Европы скончался». Этот диагноз поставил Османской империи не кто иной, как русский император Николай I, именно так назвавший слабеющую Османскую империю в середине XIX столетия.

Первую мировую войну можно назвать «гробовщиком империй». Считается, что по результатам Первой Мировой войны погибли целых четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Османская и Российская. Насчёт двух первых спору нет: потерпев военное и политическое поражение, они сразу развалились, и карта Европы теперь перекраивалась без их участия. Насчёт Российской империи — большие сомнения. Да, формально Российская империя распалась, но к концу 1922 г. она фактически была возрождена под именем СССР. Да, кое-какие территории Российская империи были потеряны, но в общем и целом 1/6 часть суши по-прежнему представляла собой империю — Советский Союз.

1 ноября 1922 г. Гази Мустафа Кемаль-паша, более известный по прозвищу Ататюрк — «Отец турков» официально объявил о том, что Османский султанат упразднён.

Раздел империи

Османская империя в Первой Мировой войне была в лагере проигравших, и церемониться с ней не предполагали. Страны-победители определили ей судьбу в чём-то даже более печальную, чем досталась её союзникам: Германии и Австро-Венгрии. У тех хотя бы не отбирали их столиц.

Столица Оттоманской Порты Константинополь был оккупирован франко-английскими войсками. К тому же было объявлено, что и сама столица Османской империи, и вся зона проливов между Средиземным и Чёрным морем в недалёком будущем будет отчуждена от страны и передана под международное управление.

Остальные территории Османской империи победители делили между собой Англия, Италия и Франция, руководствуясь своими интересами. Франции достались территории Сирии и Ливана плюс протекторат над Тунисом и Марокко. Англии досталась Палестина и Месопотамия, да ещё и военное присутствие в Египте, то есть контроль Суэцкого канала. Италия получала чуть ли не половину Малой Азии со всем её средиземноморским побережьем Анталью. Греции достался серьёзный анклав в Малой Азии с центром в Измире, старинной древнегреческой Смирне, бывшей столице римской провинции Азия.

Из остатков территории Османской империи планировали создать ряд независимых национальных государств. Прежде всего — Армению и Курдистан. От Оттоманской порты отчуждали весь Аравийский полуостров, где предполагали создать нечто под названием Хиджаз, то, что впоследствии стало Саудовской Аравией. Для Османской империи это было особенно унизительным. Хиджаз — историческая территория возникновения ислама, а султан Османской империи считался халифом мусульман. То есть формальным главой всего исламского мира.

Словом, картина безрадостная. Силам не желавшим мириться с полным поражением и окончательным демонтажом своей великой некогда родины, рухнувшей Османской империи, нужно было придумать что-то совсем уже необыкновенное, чтобы противостоять этому новому порядку, что одновременно станет «точкой опоры» для внутренних турецких сил. Османской империи следовало удивить и обескуражить торжествующих победителей, и придумать что-то простое, привлекательное и эффективное. Но что?


Ловкий финт

Гази Мустафа Кемаль-паша сделал ставку на самый вульгарный национализм, на волне образования национальных государств в самой Европе Мустафа Ататюрк железно попал в тренд. 

«Великий преобразователь турецкого народа» строил новое государство по принципу «Одна страна, один народ, один вождь».

Это было знакомо и вызывало даже сочувствие вот такой риторике: «Суть проста: суверенное принадлежит самому народу страны. Но дом Османской династии присвоил себе привилегии силой, и именно через насилие её представители правили турецкой нацией и поддерживали своё господство в течение десяти веков. Теперь это нация, которая восстала против узурпаторов, забирает себе право эффективно осуществлять свой суверенитет». Османская империя открыто провозглашалась «отсталым и закономерно погибшим государством».

Мехмед-VI-молится-с-Шейх-уль-исламом-Нури-Эфенди-17-ноября-1922

Риторика Мустафы Ататюрка подкреплялась разрывом с исламом, отмена законов шариата, что до сих пор вызывает нарекания у правоверных мусульман.

«Гордиться реформами Ататюрка и превозносить его достижения может только манкурт, то есть человек, утративший историческую память, духовные ценности и порвавший связь со своим народом».

Исламская религией всегда пугала, а даже терзала Европу уже больше тысячи лет. Шаги Ататюрка, предпринятые для отрицания религиозного исламского государства и провозглашения светского государства.

Всё получалось очень просто и привлекательно. Султаны эксплуататоры народа, плохие, мы, народ,  их сами сбросили и прогнали. Ислам? Пусть остаётся в государстве, как декоративный элемент, не более того. А турецкий народ хороший и ни в чём не виноват.

К тому моменту, когда Ататюрк объявил об упразднении султаната, его военные соединения контролировали почти всю территорию современной Турции, за исключением Константинополя и зоны проливов. Демонстративные шаги Ататюрка по созданию подчёркнуто светского государства, где власть исходит от «турецкой нации», идеально вписывались в ту картину мира, которая была привычна и привлекательна для ведущих европейских держав-победительниц.

Европейские страны победители в Первой Мировой войне от планов «взять всё и поделить» отказались, и «хорошему турецкому народу» во главе с новым вождём Ататюрком они уступили и Константинополь, и зону проливов. И даже позволили ему дальше заниматься строительством моно-национального турецкого государства.

Как проходило строительство моно-национального государства и какие имело результаты, можно судить по цифрам статистики. В период с 1922 по 1927 гг. – а это были самые ответственные годы национального строительства в новом государстве – происходит резкое сокращение немусульманского населения в главных городах Турции. Например, Эрзерум. Доля немусульманского населения там доходила до 32%, а снилась до 0,1%. Город Сивас: было 33% немусульманского населения, стало – 5%. Город Трабзон (Трапезунд): было 43% немусульманского населения, стало – 1%. Всё шло по схеме: «Одна страна, один народ, один вождь». 

Как Балаклавская битва Крымской войны обогатила английскую мифологию

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*