Суббота , 26 Май 2018
Домой / Античное Средиземноморье / Трулли Альберобелло

Трулли Альберобелло

Живописный итальянский городок Альберобелло в провинции Бари (Апулия, на юге Италии) прославился на весь мир своими интересными домами цилиндрической формы с конусовидными крышами. Как известно, подобные примитивные строения в форме шатра появились в доисторические времена. Суть этого изобретения не в новизне, но в хитрости и сообразительности местных жителей.

Примерно в середине XIV века нашей эры  долина Итрии была подарена неаполитанским принцем Таранто (Taranto) Робертом II, в качестве награды графу Конверсано за его вклад во время крестовых походов.

В конце XV века апулийский граф Конверсано помог неаполитанскому королю отвоевать Таранто (Taranto) у турок. В числе наград за смелость и преданность он получил владения в долине Итрии. Земли здесь были покрыты густыми лесами, и, чтобы извлечь из них доход, граф решил пригласить крестьян, которые бы работали на льготных условиях. Полностью воплотить задуманное Конверсано не удалось. Вскоре вышел королевский указ, запрещающий строительство новых поселений, а на существующие вводился высокий налог.

Во второй половине XVII века арагонский граф Джанджироламо II Аквавива приказал крестьянам строить дома, которые можно легко и быстро разобрать. Эта уловка давала возможность уклониться от уплаты налога на недвижимость в королевскую казну Неаполя. Построенные таким образом хижины можно было разобрать, выдернув всего один камень-замок из кладки, и всё строение разваливалось, как карточный домик. Как только графу Джанджироламо II Аквавива доносили о готовящейся королевской инспекции, в его графстве мгновенно исчезали целые деревни. За это граф Джанджироламо II Аквавива получил прозвище «косой из Апулии».

На практике этот хитрый приём использовался в городке Альберобелло только раз, когда в 1644 году — по приказу графа городок превратился в развалины всего за одну ночь. Но одного разрушения деревень хватило, чтобы вызвать крайнее недовольство жителей. Они решили, что разрушать и заново возводить собственные дома дело хлопотное, а жить в вечном ожидании рейда налоговой инспекции вызывает страх наказания и беспокойство действует на нервы. Жители Альберобелло пожаловались королю Неаполя на своего графа.

В 1797 году специальным указом Фердинанда IV Бурбона деревня Альберобелло перешла из наследственной собственности графов Конверсано Аквавива в королевское подчинение и получил легальный статус города, но дома здесь продолжали строить по-старинке, в виде труллей. Видимо, сказывалась традиция и сила привычки. Последний дом такого типа появился в Альберобелло в 1926 году, правда, теперь при строительстве обязательно использовался цементный раствор, и дома стали более прочными и долговечными. Почти полторы тысячи белоснежных домиков с конической крышей и крошечными оконцами, напоминают жилища сказочных персонажей.


Кстати, сами местные никогда не называли свои жилища словом «трулли». И в средневековые времена, и сегодня жители Альберобелло называют свои дома «каседа» — casedda — дом.
А откуда же тогда появилось название «трули»? Оказывается, это слово было придумано в 1908 году неким путешественником, который использовал греческое слово «тролос» — τρούλος — «купол», и латинское «туррис» — «turris» — «башня» . Самые древние трулли относятся к XVI веку и находятся в районе Мурджа.

Технология строительства трули

Появление зданий, выстроенных в технике сухой «циклопической» кладки, учёные относят к бронзовому веку (2 тыс. до н. э.). Остатки круглых домов археологи находят на Крите и относят к Крито-микенской археологической культуре. Возможно, и в апулийской долине Итрии подобная строительная технология появилась благодаря в до-греческий период Крито-микенской культуры.

В Апулии археологам не удалось найти остатков поселений и построек бронзового века (2000 н. до н.э.). Вероятно, потому, что постройки не имели фундамента, а камни много раз повторно использовались при строительстве. Постройку (дом), которая со временем приходила в негодность, разбирали и сооружали заново из тех же материалов.

В районе современного города Альберобелло археологи нашли античные поселения относящиеся примерно к 1000 г. н.э., жители, в основном, занимались сельским хозяйством. Старейшие сохранившиеся в долине Итрии трулли датируются XVI веком.

Со временем древние поселения выросли в районах Айа-Пиккола и Монти, современного города Альберобелло. На землях долины Итрия появились греческие колонии, позднее они уже принадлежали византийцам. Даже название долины Итрия происходит от сокращенного греческого слова «Одигитрия» (греч., от odis — дорога, и ago — веду) — путеводительница.

Устройство дома-трулло.

Трулли Альберобелло можно разделить на две части застройки. Первая часть  структуры внешней стены — побеленные извёсткой, построены без раствора с использованием техники сухой кладки из прямоугольных известняковых камней, выпиленых из скальной известковой породы.

Внутренняя каменная стена дома-трулло отделена от внешней стены пространством, заполненным щебнем. Внутри дома, как правило одна комната с арочными перегородками, разделяющими всё пространство дома.

Единственным источником света в доме-трулло служила входная дверь — округлой формы. Трулли часто соединялись внутренними переходами, и объединяясь, они строились вплотную друг к другу, напоминая пчелиные соты.

Толстые стены из известняка были пробиты двумя отверстиями — дверью и маленькими окнами, а внутри домиков могжет быть встроен внутренний камин и ниши.

Белый цвет наружных стен, помимо защитной функции в летнюю жару, делает домики-трулли особенно привлекательными.

За основу конструкции трулло взяты небольшие каменные постройки выполненные в технике сухой кладки, которые строили на полях пастухи и крестьяне-земледельцы, чтобы укрыться от летнего зноя и для хранения инвентаря. В некоторых местах долины Итрии их можно видеть и сегодня.


Трулло, как правило, представляет собой однокомнатную конструкцию, иногда двухэтажную, с конической крышей из тонких известковых плит, увенчанной так называемым cuccurino — каменным шпилем произвольной формы.

Второй слой известковых плит — кьянкарелла — покрывает только верхнюю часть конуса. Со стороны входа кьянкареллы разукрашивали рисунками, христианскими или языческими символами.

Крыша дома-трулло

Крыши домиков-трулли уникальной конической формы, хотя встречаются и куполообразные, либо пирамидальные по форме. Как и стены дома, крыши трулли также состоят из двух слоев, в древности они строились без использования цемента или раствора.

Внутренний слой конической крыши домиков-трулли сформирован из клиновидных камней, выстроенных в форме купола или конуса, заканчивающегося особым камнем-замком.

Внешний слой крыши водонепроницаемый, выложен из вырезанных скошенных известняковых плит, выкрашенных в чёрный цвет. Известковые плиты называют кьянке (chianche) или кьянкарелле (chiancarelle) — по форме напоминают скребок. Используя архитектурную функцию угловой арки, коническая крыша трулли может плавно переходить в прямоугольную стену дома.

Кьянкарелле из  местных известковых пород типичны для сельских зданий на апулийской территории, в частности Апулийской Мурге, в области юго-восточной Бари-Мургии, то есть в долине Итрия, и в частности город Альберобелло, в изобилии находится тонкослоистый каменный материал для крыш. Кьянке (chianche) образованный из каменных слоев не менее 8-15 см, использовался для напольных покрытий и кьянкарелле (chiancarelle), более тонкие плиты, использовали для изготовления кровли.

Город Альберобелло 

С названием города Альберобелло тоже всё непросто. Долгое время городок оставался нелегальным безымянным поселением, и официально был признан только в конце XVIII века. Тогда же жителям предложили придумать название города, и они отчего-то остановили свой выбор на витиеватом латинском выражении «silva aut nemus arboris belli» (лат. silva — лес; nemus — лес) , что значит «лесистый-лес красивых деревьев». Со временем длиннющее название городка сократилось до «Arboris Belli» означает «красивые деревья», и истал называться Альберобелло.

Площадь Альберобелло 40 квадратных километров, население города — около 11 000 человек. Жители Альберобелло празднуют День города 27 сентября.

В 1996 году трулли Альберобелло внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сказочные домики с коническими крышами сосредоточены в основном, только в двух кварталах Альберобелло — Monti и Aia Piccola. Сегодня в «zona dei trulli» находится около 1500 трулли в самой западной части двух холмов города.

 

Рисунки на крышах трулли.

Многие из конических крыш трулли украшены белыми религиозными или мифологическими символами. Считается, что венчающие крышу дома декоративные белые символы служат апотропической функции и предназначены для предотвращения зла.  Апотропайон (греч. ἀποτρόπαιος, «отводящее порчу») — магический ритуал, предназначенный для оберегания от зла (порчи, сглаза).

Купола многих трулли украшены христианскими символами. Например, на рисунке под №1 — Хризма или хрисмон (Хи-Ро), ☧ — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. Знак №3 -Сердце, пронзённое стрелой, означает страдания Девы Марии, голубь — Святого Духа; знак №2 и №6 — солнце — символ Христа, №5 — крест в круге — знак возраждения к новой жизни. Рисунки и знаки на крышах трулли нанесены известью, которая символизирует чистоту души и помыслов.

Среди рисунков на крышах есть очень древние знаки, например, №4 — свастический символ — солнце. На втором рисунке знаки под №7, №8, №9, №12 — символы великой богини матери принятый в Крито-микенской культуре. Знак №10 — священный топор-лабрис — оружие великой богини матери Реи на острове Крит. Знак №14 — оружие бога Нептуна — трезубец. Знак №18 — голова священного быка — символ Зевса, рождённого на острове Крит. Знак №24 — козьи рога, символ священной козы Амалтеи, выкомившей бога Зевса в пещере острова Крит. Коза-мормилица — антропомарфный образ богини Матери. Рисунки на крышах выполняют роль оберега для жителей дома.

Сувениры Альберобелло.

Конечно, это маленькие домики-трулли, искусно сделанные руками местных умельцев из мелких камешков

Древние авторы о германских племенах - готах
Геродот о Гиперборее

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*