Вторник , 19 Март 2024
Домой / Античный Русский мир. / Три богатыря, три царства

Три богатыря, три царства

Борис Александрович Рыбаков.
 Книга «Язычество древних славян».

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.
Глава десятая. Мифы, предания, сказки.

 Три богатыря, три царства.

Змееборческие сказки в процессе своего трёхтысячелетнего существования переплелись между собой; первоначальные элементы одной сказки, или предшествующего ей эпического произведения, вторгались в другую, одна сказка прирастала к другой как её продолжение. (88 Новиков H. В. Образы…, с. 52 – 56.)  Прав был В. Я. Пропп, писавший о том, что сказки следует сопоставлять по их «составным частям», по «устойчивым элементам», каковыми, по его мнению, являются функции действующих лиц.  (89 Пропп В. Я. Мифология сказки. Л., 1928, с. 28 – 29)  Но самостоятельным элементом, устойчивым в себе, могут быть не только функции, но и имена героев, их происхождение, обстоятельства места.

Восточнославянская сказка в том виде, в каком её записали фольклористы XVIII – XX вв., не адекватна своему далекому эпическому прото-оригиналу, так как эти её элементы по воле позднейших сказочников перемещались вовне и этим затрудняли реконструкцию первоначального облика каждого отдельного произведения. Впрочем, как мне кажется, дело обстоит не безнадежно. Опираясь на работу H. В. Новикова, выделившего многие отдельные элементы сказки: Змей, Иван Зорькин, Иван Сучич, Баба-Яга в разных ипостасях, Кощей и другие, и указавшего преимущественное тяготение элементов друг к другу, можно сделать ещё один шаг и наметить некоторые более или менее устойчивые комплексы элементов.

Если такие общие мотивы, как захват Змеем женщин, три богатыря, три их помощника, олицетворяющих природу (горы, лес, воду), битва со Змеем, освобождение пленных, объединяют многие виды сказок и являются отражением длительной исторической ситуации, то целый ряд существенных признаков позволяет наметить группировку элементов в два комплекса, имевших, по всей вероятности, разные исходные точки.

Один комплекс элементов сказки объединяет трёх богатырей-братьев, три царства, бой со Змеем в подземном пространстве или на горе, получение главным героем золотого царства.

В другой комплекс  элементов сказки входят: чудесное рождение богатырей, первенство родившегося от домашнего животного, стража, охраняющая мост от Змея, бой со Змеем на мосту, война со змеиными женами. Возможно, что сюда же следует отнести сказки о девичьем царстве и о девах-воительницах.

Рассмотрим каждый комплекс элементов сказки более подробно.

Братья-богатыри рождаются y одной матери как тройня на протяжении одной ночи. Один родился вечером — Вечерник, другой появился в полночь — Полуночник, а третий, младший, родился утром, на заре, и поэтому носит поэтичное имя: Световик, Светозар, Зорька-богатырь, Иван Зорькин, Иван-Утренней-Зори и т. п.

Родители богатырей-братьев обрисованы неустойчиво; чаще всего упоминается одна мать, живущая с детьми в одинокой избушке, или девушка, съевшая волшебную рыбку, забеременевшая от этого и убежавшая рожать в лес.

Варианты, в которых матерью богатырей является девушка, родившая их в лесу, представляют большой интерес, так как здесь будущие богатыри и победители Змея начинают жизнь как первобытные лесные охотники. Световик говорит:

«…Занимаемся мало чем, так, для пропитания: где животину убьём – тем и кормимся; из шкур одежду делам себе.
– Чем бьёте? – спрашивает царь.
Самодельными луками стрелям и так убивам».
«Луки и стрелы y них были богатырские; Лось не мог уходить – насквозь одного пробил, так наземь и рухнулся». (90 Русские народные сказки Сибири о богатырях. Новосибирск, 1979, с. 63, 85.)

В дальнейших странствиях Световик набрёл на старика, y которого есть пашня«тут рос дикий хлеб, я его собирал; хлеб рос плохой…» и скот; молол он зерно на ручных жерновах.

Сказка даёт нам этапы развития человеческой культуры начиная с древнего, мезо-неолитического периода.

В особом варианте сказки «О трёх царствах» богатыри-братья являются царевичами, y которых Вихорь похитил мать-царицу. Имена y царских сыновей христианские. Это уже вырождение древнего сюжета. (91 Афанасьев А. H. Сборник сказок. М., 1957, № 559.)

Светозар и его братья растут не по дням, а по часам, быстро становятся богатырями и решают отправиться «в свет» освобождать царских дочерей.

Отец заказывает кузнецу для них по стреле. Иногда перед путешествием-походом братья посещают царя и требуют, чтобы он заказал им боевые палицы весом в 100, 200 и 300 пудов. Самая тяжелая – Световику, который вообще выдвигается в сказке на первое место и является главным героем, несмотря на то что по времени рождения он – младший. В состязании в стрельбе из лука Световик побеждает братьев.  (92 Новиков H. В. Образы…, с. 54)

По пути к братьям присоединяются богатыри другого типа: Гор-Горовик (Горыня, Вертогор, Переверни-Гора), Дуб-Дубовик (Верни-Дуб, Дубодер и др.) и Усыня (Верни-Вода, Запри-Вода и др.). Это – великаны титанической силы, сдвигающие горы, выдергивающие дубы с корнем и запруживающие реки своими усами. Великаны встречаются в разных сказках, но «весьма типичны для сказок о трёх царствах». (93 Новиков H. В. Образы…, с. 147.)

Трудно сказать, из каких глубин первобытности идут эти образы титанов, изобретенных народной фантазией для облегчения подвигов главного героя-змееборца. Это не олицетворение сил природы, так как здесь нет ни земли, ни ветра, ни солнца. Главная задача великанов – расчищать путь богатырям, устранять такие препятствия, как горы, леса и реки, делать их проходимыми. Точно так же трудно определить, к какому сказочному комплексу они относились первоначально, так как они встречаются и в сказках о Горохе, и там, где действуют три брата, и в сказках об Иване Сучиче.

Богатыри-титаны становятся помощниками главного героя, его товарищами, «названными братьями». Однако, как и братья в других вариантах, они нередко оказываются изменниками и предают героя.  (94 Новиков H. В. Образы…, с. 151 – 152.)

Предусмотренные композицией, запланированные заранее великаны интересны для нас тем, что они косвенно говорят нам о характере того пути, который предстоит проделать главному герою: он встретится с южными дубравами, реками и горами. И действительно, наши братья-богатыри, отправляясь в чужедальнюю сторону, едут по «дикой степи», добираются до синего моря, идут по берегу и, в конце концов, оказываются y подножия высочайшей горы или y какой-то пропасти, ущелья, ведущего под землю.

Далее начинается устойчивый сюжет, определяющий иногда название всей сказки: «Три царства – медное, серебряное и золотое».

Ю. М. Соколов называет её «самой популярной сказкой русской устной традиции», насчитывая только 45 русских вариантов сказки, не считая украинских и белорусских.

Воспользуюсь его кратким пересказом основной схемы сказки о трёх царствах: «Герои идут на поиски исчезнувших царевен, поочередно варят обед; является Мужичок с ноготок, а борода с локоток [он съедает приготовленный обед]. Один из героев спускается под землю и спасает царевен от Змея. Спутники, вытянув на веревке царевен, истинного спасителя царевен [Светозара] не вытаскивают из ямы, но он, в конце концов, спасается». (95 Соколов Ю. М, Русский фольклор. М., 1941, с. 321.)

Иногда целью похода братьев-богатырей являются поиски их матери, унесенной Змеем или Вихрем (Вороном-Вороновичем). Три царства могут быть не только под землей, но и на «высочайшей горе». Однако в любом случае, идёт ли речь о пропасти или о горе, трудности вертикального движения остаются, и герой спускается или взбирается с помощью веревок, полотнищ, которые держат его братья. По преодолении этого горного препятствия происходит бой Световика-Светозара со Змеем, обязательно многоголовым, и освобождение матери героя и прекрасных царевен трёх царств.

Здесь после достижения основной цели богатырского похода братья Световика-Светозара пытаются убить его или оставить в подземелье, перерезав веревку, на которой вытягивали его на белый свет. «Братья Ивана Зорькина выглядят в этой части сказки лживыми, эгоистичными и вероломными… Вероломным нарушением долга по отношению Ивана Зорькина можно рассматривать действия братьев, рассчитанные на то, чтобы завладеть царскими дочерьми-красавицами, освобожденными им от Змея, а его самого оставить на произвол судьбы в подземном царстве». (96 Новиков H. В. Образы…, с. 56.)

Преодолев коварство братьев, Светозар в конце концов получает золотое царство и его царевну, а его братья – серебряное и медное.

Представляет интерес то, что в ряде сказок «О трёх царствах» активным врагом богатыря оказывается не Змей, а Баба-Яга и её воинственные дочери. Яга воюет как всадница, верхом на коне. В качестве побежденного Ягой старого богатыря, потравившего своими стадами её поле, сказка называет Тарха Тараховича. К сюжету с женщинами-воительницами я вернусь в дальнейшем.

Особого героя с именем, похожим на Тарха Тарховича, царя сколотов Таргитая, мы в греческих мифах не найдем, но зато обнаружим Аполлона-Таргелия, культ которого был широко распространен в Ионии.Аполлону-Таргелию был посвящен одиннадцатый месяц года — середина мая – середина июня. Таргелий праздновался в таких древних центрах Греции, как Микены и Фивы. (73 Лосев А. Ф. Античная мифология…, с. 425.)

Тагет в этрусской мифологии считается сыном Херкле (Геракла) и воинственной богини Менрвы, схожей с греческой Афиной Палладой (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница). По более поздней римской легенде Тагет был сыном Гения (Genius) и внуком Юпитера. Римляне называли пророка Тагом, но его этрусским именем могли быть Таркхес (Tarchies). Имя пророка Тага, схожее с именем первого царя этрусков — Тархона (Тархетий), это имя созвучно и  с именем царя сколотов-землепашцев Борисфена (Днепра) Таргитая (Тарги+царя), жившего около 1513 году до н. э. (Геродот IV 5, 7.), разделившего Великую Скифию (Русь) между тремя сыновьями на три царства.

Далее… Глава десятая. Мифы, предания, сказки. 6).Иван Сучич (Быкович) и его братья

Иван Сучич (Быкович) и его братья
Мифы, предания, сказки. О происхождении царей славян-сколотов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*