Среда , 27 Январь 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Титаны на пороге нового мира. Рождение Зевса

Титаны на пороге нового мира. Рождение Зевса

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Титаны на пороге нового мира. Рождение Зевса

На исходе периода хтонической до олимпийской мифологии, когда анимистическое представление о бессмертной божественной силе достаточно укрепилось и когда безудержное плодородие земли самоограничилось, а стихийность и бесформенность божественного образа были осознаны как уродливое несовершенство, начали назревать новые, качественно иные тенденции, укреплявшие антропоморфизм нового потомства богов матери-Земли.
Теогонический процесс, то есть процесс порождения богов, всё ещё продолжался, но он вступал теперь в свой заключительный период, переходя к относительной стабильности.Титаны, совершившие злодейство по совету матери и простершие руку (греч. titaino — простираю, отсюда, как считали греки, и появилось наименование титанов), чтобы низвергнуть своего отца Урана, вступили в брачный союз со своими сестрами или племянницами — титанидами.

Океан — глубокий поток, омывающий Землю, её старший сын, взял в жены Тефию (Гесиод. Теогония. стр. 337 — 370) дочь бога неба Урана и богини земли Геи. Тефия (Тетия, или Тетис — «тётка», бабка, мать) оказалась очень плодовитой, вместе с Океаном они породили все реки да ещё три тысячи Океанид, нимф бесчисленных водных источников.

Океан и Тетис жили в большом согласии на краю света и гостеприимно встречали посещающих их детей и внуков, например свою любимую внучку — богиню Геру.

Сын Урана и Геи, огнём сияющий титан Гиперион (др.греч. Ὑπερίων «очень высокий», «идущий наверху»), то есть идущий по небу, и потому в последующие времена он отождествляется со своим сыном Гелиосом, вместе с божественной Тейей (др.греч. ΘείαТея — «богиня») породил Гелиоса — Солнце, Селену — Луну и Эос — Зарю. Эти внуки Земли зажгли для бедных людей, ютящихся в лесах и пещерах, небесный благодетельный огонь, осветив день, ночь и раннее утро (Гесиод. Теогония. стр. 371 — 374).

Титан Кой (др.-греч. Κοῖος — Койос) и его сестра Феба (греч.Φοίβη — Чистая, Светлая) стали родителями двух дочерей, Лето и Астерии (Звездной). Титан Кой и Феба имела внуков близнецов Аполлона и Артемиду, детей их дочери Лето и богиню Гекату, от дочери Астерии самых светлых и самую тёмную из богов классической мифологии (Гесиод. Теогония. стр. 405 — 411).

Титан Койос в римской мифологии —  Полус (Polus), воплощение небесной оси, вокруг которой вращаются небеса, его звёздная дочь Астерия родила мрачную Гекату.

Титан Иапет (др.греч. ἸαπετόςЯпет — «пронзающий», от санскрит гл. yabhyabhatiвступать в половую связь) сын Урана и Геи, взял в супруги свою племянницу, океаниду Климену (др.греч. Κλυμένη) по Аполлодору, её сестру Асию (др.греч. Ἀσία — Азия, микен. a-si-wi-ja). Русский философ Николай Федоров сближал Япета с библейским Яфетом и римским Юпитером, видя в нём легендарного прародителя арийского племени.

Дети Япета были особенно примечательны — Атлант (др.греч. Ἄτλας — «телос«), отличающийся мощной силой и обречённый держать весь мир на своих плечах, дерзкий  Менетий (др.-греч. Μενοίτιος — «обреченная сила», от древнегреческих слов menos — «мощь, сила» и oitos«гибель, боль»), мудрый Прометей (др.греч. Προμηθεύς, «предусмотрительный, сметливый»; греч. metis — мысль) царь скифов и защитник людей, и недалекий Эпиметей (др.греч.Ἐπιμηθεύς, «думающий после» ). Их судьба окажется целиком в зависимости от исхода борьбы титанов с потомством (Гесиод. Теогония. стр.507 — 511). Титан Иапет был сброшен Зевсом в Тартар.

Крий стал мужем своей единоутробной сестры Еврибии, славившейся «железной душой». Матерью Еврибии была Земля, как и у титанов, но отцом её был Понт — Море.
От этой пары появились на свет Астрей (Звездный), Паллант — супруг божества подземной реки Стикс — и Перс — супруг Астерии, отец мрачной Гекаты. Гесиод так повествует об этом:

«С Крием в любви сочетавшись, богиня богинь Еврибия
На свет родила Астрея великого, также Палланта
И между всеми другими отличного хитростью Перса.
Эос-богиня к Астрею взошла на любовное ложе,
И родились крепкодушные ветры от бога —
Быстролетящий Борей и Нот и Зефир белопенный.
Также звезду Зареносца и сонмы венчающих небо
Ярких звезд родила спозаранку рождения Эос», (Гесиод. Теогония. стр. 375-382).

Греческий бог Кронос, римский Сатурн

И наконец, младший титан Кронос взял в жены родную сестру Рею. Кронос др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao«отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «сеятель и собиратель (отсекать) урожая», славился своим хитроумием и решительностью. Именно Кронос оскопил («отсёк плоть») своего отца Урана, которого особенно ненавидел. Первенство в заговоре Земли против Урана обеспечило её младшему сыну власть над остальными братьями.

Воцарившись, Кронос в супружестве с Реей (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία — Ирей = Рай; микен. О-ре-и = o-re-i = горы; лат. Rheia, Rheiе, Rheе; лат. Brimo — Бримо, Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня) богиней Земли и плодородия, имел шестерых детей: трёх дочерей — Гестию, Деметру, Геру — и трех сыновей — Аида, Посейдона и Зевса (Гесиод. Теогония. стр. 453 — 457).

Однако бессмертная жизнь Кроноса была омрачена мыслью о возможном возмездии за судьбу Урана. Эта возможность становилась все более очевидной, когда и Земля — Гея и Небо — Уран предсказали младшему сыну Кроносу его собственное ниспровержение и тоже с помощью его младшего сына Зевса. Поэтому Кронос, как только Рея клала ему на колени очередного родившегося младенца, немедленно пожирал каждого, отправляя в свою утробу.

Рея в сцене рождения Зевса. Рельеф базы статуи Зевса. II век н. э. Рим. Капитолийские музеи

Существует миф о том, как опечаленная Рея пыталась обмануть супруга при рождении Посейдона, спрятав сына среди пасущихся овец и дав Кроносу проглотить жеребенка, которого она якобы родила. Но, как гласит более устойчивая традиция Гесиода, все дети были проглочены Кроносом, кроме Зевса.
По совету все той же мудрой матери-Земли Рея спасла Зевса, подав мужу запеленутый камень, тотчас же им проглоченный. Сам же младенец Зевс был воспринят своей бабкой Геей — Землей и передан Рее, которая скрыла сына в Диктейской пещере на острове Крит.

Куреты охраняют нимфу Амалфею и младенца-Зевса

Именно там воспитывался и рос младенец Зевс. Крики и плач ребёнка заглушали резкие звуки флейт куретов и корибантов, служителей богини Реи, которые били в тимпаны и щиты копьями и мечами. Зевс был вскормлен мёдом пчелиных сот, родниковой водой, молоком козы Амалфеи, так что возрастание Зевса оказалось необычно быстрым (Гесиод. Теогония. стр. 453 — 491; Каллим. I 46 — 54). Возмужав и задумываясь о власти, Зевс призвал на помощь океаниду Метиду, известную своей мудростью (греч. metis — мысль). Это она еще раньше опоила Кроноса зельем (Аполлод. I 2, 1), которое заставило его изрыгнуть камень, а затем и пятерых про-глоченных им детей.

Младенец Зевс и Амалфея, справа Пан. II век до н. э. Рим. Музеи Ватикана

По Гесиоду, советом Зевсу помогла всё та же мать-Земля (Теогонии, стр. 494), а не Метида -Мудрость, будущая супруга Зевса, отождествляется с мудростью древней прародительницы Земли, мудрее которой ничего быть не может.

Братья и сестры Зевса, выйдя на свет, передали ему, младшему, первенство над собой вместе с громами и молниями, до того времени скрытыми в недрах великанши Земли (Гесиод. Теогония. стр. 458 — 506).
У Гесиода сказано:

«Братьев своих и сестёр Уранидов, которых безумно
Вверг в заключенье отец, на свободу он вывел обратно.

Благодеянья его не забыли душой благодарной
Братья и сёстры и отдали гром ему вместе с палящей
Молнией: прежде в себе их скрывала Земля-великанша.
Твёрдо на них полагаясь, людьми и богами он правит». (Гесиод. Теогония. стр. 501-506)

Зевс, его братья и сестры достигли высшей степени очеловечивания (антропоморфизма), на который было способно греческое мифомышление патриархата, приходящего на смену материнской общине.

Рея вручает Крону камень. Пелика Мастера Навсикаи. Около 460 г. до н. э. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Для укрепления патриархальной ступени общинно-родового строя имело значение первое разделение труда, когда скотоводство отделилось от земледелия. Это способствовало более интенсивному развитию производительных сил, что в свою очередь вызвало к жизни новые производственные отношения и новую основу для поддержания отцовской патриархальной власти.

Рея вручает Крону камень. Рим. II в. н. э. Рим. Капитолийские музеи

Женщина — мать, кормилица, воспитательница и защитница рода — уже не могла в одном лице управлять разросшимся сообществом родичей и обеспечивать ему пропитание и безопасность. Община в создавшихся новых условиях могла выжить и не потерять независимости только при упорядоченной организации всего хозяйства и семейных отношений.

Разделение труда повлекло за собой и разделение функций в родовом коллективе. Женщина осталась всё той же продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но её деятельность ограничилась теперь хозяйственными работами, необходимыми для семьи, сохранением домашнего очага и целостности нового моногамного брака.

Добытчиком средств к существованию и защитником от врагов, устроителем мирной жизни и предводителем в военных набегах стал мужчина, отец, вождь, глава рода, который подаёт мудрые советы и предводительствует в бою, то есть тот, кто в греческой мифологии неизменно именуется героем.

Храм Аполлона в Дельфах

Этот переход к героической мифологии патриархального рода происходит в Древней Греции в конце III тысячелетия до н.э., чтобы затем пережить свое наивысшее развитие и завершенность уже во II тысячелетии, совпадая в историческом плане с эпохой крито-микенского могущества.

Далее… II. Классический период. Вступление
Специфика классической мифологии

Специфика классической греческой мифологии
Власть женщины в мифологии богов и героев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*