Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Тесей — аттический герой

Тесей — аттический герой

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Тесей — аттический герой

Тесей (Тезей; др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) — сын афинского царя Эгея и Эфры, дочери трезенского царя Питфея, потомка Зевса.
Отец Тесея Эгей был сыном афинского царя Пандиона II, внуком Кекропса II, правнуком Эрехфея. Значит, Тесей имел среди своих предков Пандиона I Эрихтония — автохтона, рожденного из семени Гефеста Землей и воспитанного Афиной — и, наконец, тоже автохтонов Краная и Кекропса — первого аттического царя.

Предки Тесея — миксантропические чудовища, полузмеи-полулюди, мудрые хтонической мудростью, судившие спор между Афиной и Посейдоном, жившие ещё до великого Девкалионова потопа и во время него.

Однако Тесей оказался представителем чистого героизма, будучи одновременно сыном человека и бога, да ещё одного из самых диких и хтонических сил океана, а именно Посейдона.

Со стороны матери Тесей сын Пелопса, сына Тантала и Дионы, внук Питфея, основателя города Трезен в Арголиде (Аргос), правнук Атрея царя Микен, и его брата Фиеста, постоянно боровшегося за трон со своим братом. Сыновья Атрея, Менелай и Агамемнон. Фиеста похитил у Атрея золотое руно, та как боги сказали, что «властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен». 

Среди предков Тесея Тантал (др.-греч. Τάνταλος), сын Зевса и фригийской царицы Плутои. Павсаний (8. 20) пересказал легенду популярную среди аркадийцев о том, что Пеласг был первым человеком, рожденным в Арголиде — «земле пеласгийской». 

Будучи бездетным, царь Эгей отправился к оракулу вопросить о потомстве, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан царем города Трезена Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея и, напоив гостя пьяным, уложил его на ночь вместе со своей дочерью Эфрой. Говорили, что в эту же ночь к Эфре сошёл Посейдон (Аполлод. III 15, 6-7) или же он сочетался с ней накануне на острове Сферосе.
Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел, как положено великому герою, двух отцов, земного — Эгея и божественного — Посейдона. Говорили, что Питфей сознательно распространял слух об отцовстве Посейдона, так как этого бога особенно почитали в Трезене. Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, но оставил ему свой меч и сандалии, положив их под тяжёлым камнем. Когда Тесей возмужал, он по совету матери поднял этот камень, надел сандалии отца, вооружился его мечом и тем самым как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих его действия.

Тесей тайно отправился на розыски отца, так как была опасность захвата власти в Афинах Паллантидами, детьми младшего брата Эгея — Палланта (др.-греч. Παλακος — «сильны, мощный воин»; Πάλλας — «воин»), претендовавшего на власть из-за бездетности Эгея. Ещё до своего ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз.

Тесей отправился в Афины по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары и до Афин путников подстерегали разбойники и душегубы, дети и потомки хтонических чудовищ. Встречая их на пути, Тесей поочерёдно убил Перифета- «дубиноносца«, убивавшего путников дубиной, Синиса (Синид; др.-греч. Σίνις)-«сосносгибателя», нападавшего на путников, грабя их и привязывая к двум соснам, Кроммионскую свинью, по имени (др.-греч. Φαιά — «пепельно-серая»), породившую Каледонского вепря, Скирона, разбойника, грабившего  и сбрасывашиего  путников со скалы в море, Керкиона (др.-греч. Κερκυών) царь Элевсина, встречая путников на дороге между Элевсином и Мегарой, заставлял их бороться с собой и убивал, и Дамаста (он же Полипемон, Прокруст, др.греч. Προκρούστης — «растягивающий»), заманивавшего путников в свой дом, и уложив их на своё ложе, отрубал ноги тем, кому оно было коротко,  а кому было длинно — вытягивал ноги по длине этого ложа. Победив всех этих злодеев и разбойников на своём пути, Тесей добрался до Афин (Плутарх. Тесей 8-11).

Путь Тесея, отправленного матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространенного фольклорного мотива — розыски сыном отца (ср., например, розыски Телемахом или Телегоном Одиссея). Совершая подвиги на пути в Афины Тесей, как бы становится двойником Геракла, совершавшего свои героические подвиги в Лидии у Омфалы.

А в это же время в Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея, Мед, получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца Гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный и юный, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец узнал сына, отшвырнул чашу с ядом и, обрадованный, представил Тесея афинянам.

По иной версии, Эгей отправил незнакомца на охоту за Марафонским быком, разорявшим поля, и, когда Тесей одолел его, на пиру преподнёс ему яд, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Аполлод. Эпит. I 5-6). Тесею пришлось также бороться с пятьюдесятью Паллантидами,  сыновьями Палланта, брата Эгея, которым он устроил засаду, истребив своих двоюродных братьев. Так Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя и спаситель Аттики от разорения и бесправия.

Пасифая, жена царя Миноса, родила Минотавра от бога Посейдона, превратившегося в белого быка.

Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет приносить в дань семь юношей и семь девушек как искупление за гибель своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (хотя есть сведения об убийстве его в Фивах). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищем Минотавром, на съедение которому обрекались жертвы. Хотя корабль отправился под чёрным траурным парусом, Тесей, уверенный в победе, повёз с собой запасной — белый парус, чтобы поднять его на обратном пути. (Плутарх. Тесей 17).

По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, не менее важное, чем происхождение самого Миноса от Зевса, достав со дна моря перстень, брошенный туда Миносом. Тесей и его спутники были помещены в Лабиринт, где герой убил Минотавра, тем самым подняв руку на чудовище, рожденное быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Герой, рожденный Посейдоном, таким образом, уничтожил чудовище, посланное на землю тем же божеством.

Из Лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря нити царской дочери Ариадны, влюбившейся в него, причем герой обещал взять её в жены.
Эту помощь Ариадна оказала по совету Дедала, строителя Лабиринта и родича Тесея. Ночью Тесей с Ариадной и афинской молодежью тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюбленным в нее богом Дионисом (или оставлена случайно Тесеем), а Тесей, огорченный утратой, отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Аполлод. Эпит. I 7-11).

амазоника Антиопа, похищенная Тесеем — 500 г. до н.э.

Тесей, как и другие герои, сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он то ли участвовал в походе Геракла, то ли сам пошёл на воинственных женщин походом, похитив царицу амазонок Антиопу или Меланиппу. Желая освободить царицу, амазонки напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество царицы амазонок, ставшей женой Тесея. Она родила Тесею сына Ипполита, того, в которого влюбилась вторая супруга Тесея, сестра Ариадны Федра, родившая Тесею двух сыновей — Акаманта и Демофонта. Говорили, что Тесей женился вторично ещё при первой жене, которая вместе с амазонками напала на свадебных гостей и пала будто бы от руки мужа.

Самому Тесею пришлось пережить большое горе, когда отвергнутая Ипполитом Федра оклеветала юношу, обвинив его в насилии, и он, проклятый отцом, погиб на дороге из Трезен в Афины. Разъяренный бык, высланный из моря Посейдоном, нагнал ужас на коней Ипполита, они понесли, и несчастный юноша погиб, влекомый по камням своими же конями.

Так гневный бог Пасейдон по просьбе Тесея расправился со своим же внуком, чтобы потом причинить ещё большее горе Тесею, узнавшему о невиновности Ипполита. Однако с точки зрения мифологического сознания жертва Посейдону была совершенно необходима, так как Тесей убил Посейдонова Минотавра, а это убийство требовало божественного возмездия и восстановления порядка, искони принятого богами, когда ни одно покушение на божественную кровь не проходит бесследно.

Тесей и Минотавр. Фрагмент росписи аттической амфоры. 540-530 гг. до н. э. Париж. Лувр

Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Тесей участник Калидонской охоты на вепря, возглавленной Мелеагром. Но в походе аргонавтов Тесей не мог участвовать, так как он в это время помогал своему другу, Пирифою, добыть ещё одну супругу, самое богиню царства мертвых Персефону (Аполл. Род. I 101-104). Вот здесь Тесей перешёл ту меру действий, которая была установлена богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем.
Тесей так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы Геракл не спас Тесея и не отправил его в Афины.

Царь Менелай и Елена Прекрасная

В этом же дерзком духе совершено похищение Тесеем юной Елены Спартанской, дочери Зевса. Супругом спартанской Елены стал Менелай (греч. Μενελαος), сын царя Микен Атрея (др.-греч. Ἀτρεύς) и Европы.

Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру, мать Тесея, и передав власть в Афинах Менесфею, правнуку по отцу царя Эрехфея, изгнанному Тесеем.

Дерзостные поступки сыграли роковую роль в жизни Тесея; вернувшись из своего печального похода в царство Аида, он нашел престол занятым Менесфеем, уже вошедшим в силу.
Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у его отца когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед вовсе не желал расстаться со своей землей и коварно убил гостя, столкнув его со скалы.

Так окончил от руки злодея свою жизнь герой, сбросивший в давнее время со скалы в море злодея Скирона, сына Посейдона.
Смерть Тесея — это возврат к той стихии, с которой он боролся и которую постоянно стремился преобразить своим героизмом, но которая тем не менее тоже давала себя знать в безудержном удальстве Тесея, в его опасных увлечениях женщинами, в его странствиях за пределами Афин, которые стоили ему жизни и власти, возвращенной его сыновьям, прибывшим из-под Трои только после смерти Менесфея.

Дорический диалект Греции

Однако Тесей навсегда остался в памяти афинян как царь, пытавшийся преобразовать Аттику и внести в её жизнь устойчивость, единство всех сословий и демократический дух.
Тесей собрал всех жителей Аттики и сделал их единым народом, оставив себе место военачальника и стража законов. Тесей назвал город Афинами, учредил празднества Панафинейские игры, дал права гражданства всем желающим пришельцам, выделил впервые три сословия — благородных, землевладельцев и ремесленников, — проявил благосклонность к простому люду и даже сложил с себя царскую власть, занявшись устроением общества (Плутарх. Тесей 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем во цвете лет, и он снискал у всех греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших делах.

Тесей похоронил тела семерых вождей, павших под Фивами, помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, он дал у себя приют гонимому Эдипу и его дочерям. И только будучи уже зрелым пятидесятилетним мужем, Тесей оказался увлеченным стихией недозволенных поступков, приведших к крушению всего дела его жизни.

Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидской войны, когда, как говорят, в битве при Марафоне воинам явился герой в полном вооружении, предводительствуя греками. Пифия предписала также найти прах Тесея и достойно похоронить его. Кимон в 475 году до н. э. перенёс с острова Скироса останки героя, найденные там в могиле вместе с копьём и мечом, которые были торжественно погребены в Афинах как останки Тесея. Место погребения Тесея служило в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых, которым он всегда при жизни покровительствовал (Плутарх. Тесей, 36).

Образ Тесея в полной мере можно представить как сложный мифологический комплекс, включающий в себя черты зрелой классики (подвиги Тесея и уничтожение хтонизма), рудименты ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона и, следовательно, со стихией безудержного своеволия, которые смыкаются с концом классического героизма, нарушающего установленный богами порядок своей дерзостью, и, наконец, выход за пределы мифологизма и вхождение в систему полисной идеологии с ее демократическими идеями и твердым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и даже символическое истолкование.

Далее… Геракл — общегреческий герой

Геракл — общегреческий герой
Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*