Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Таинственный крах Микенского бронзового века.

Таинственный крах Микенского бронзового века.

Ни один из дворцов Микенского периода не пережил катастрофы бронзового века (англ. Bronze Age collapse) — этим термином археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на территории Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. С крахом Микенской культуры и концом бронзового века в греческой истории наступает период «тёмных веков», продолжавшийся более 400 лет.

Крах Микенского бронзового века связан с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих традиций, в том числе микенской и минойской письменности, разрушением всех крупных государств бронзового века и многих городов того времени. На большой территории Средиземноморья в период 1206—1150 гг. до н. э. происходит крушение микенских царств, Хеттского царства в Анатолии и Сирии и наступает конец доминирования Египетской империи в Сирии и Ханаане, что привело к угасанию торговли в Средиземноморье,  снижению грамотности населения, в результате чего исчезли микенская линейная и лувийская письменности. На первом этапе периода «тёмных веков» почти каждый город между Троей и Газой был разрушен и  после этого больше не был населён: были заброшены города Хаттуса, Микены, Угарит.
Крах Микенского бронзового века завершился окончанием «тёмных веков», и возвышением Израильско-Иудейского царства, сиро-хеттских арамейских царств середины X в. до н. э. и Новоассирийской империи.

Вопрос о причинах и ходе кризиса, ввергшего мир бронзового века в глубокую депрессию, до сих пор остается открытым. Долгое время были, да и до сих пор часто встречаются, попытки свести катастрофу бронзового века к какой–то единственной причине. И чаще всего такой причиной называют вторжение «варваров», разрушивших цивилизованный мир.

Существует множество теорий объясняющих крах Микенской культуры в 1200 году до н.э..

1. Экономический кризис [1, 35-36]

В 1960 г. Э. Вермьюл, основываясь на сравнительной оценке динамики импорта-экспорта, предположила, что так называемые «народы моря», вторгшиеся на территорию Эгеиды, разрушили устоявшиеся торговые связи микенцев, нанеся тем самым непоправимый урон международной торговле. «Разрушение торговли в конце XIII столетия, – писала Вермьюл, – возможно, было более бедственно, чем прямые вторжения, и это неизбежно следовало из прибытия «народов моря», чьи поиски земли и пропитания бросили Эгеиду в хаос». Согласно этой гипотезе, дворцовая система не могла выдержать такого удара, и с упадком крупных координирующих торговых центров распалась вся экономическая, а вслед за этим и политическая система древних государств, что привело к культурному регрессу.

Эгейский бронзовый век известен как период борьбы закаленных воинов-микенцев, завоевавших торговые пути мирных минойских морских торговцев, и превративших Микены в одно из самых могущественных торговых держав в Восточном Средиземноморье. Минойцы долгое время считались мирной цивилизацией, что подтверждают археологические раскопки, на обнаружившие на острове Крит никаких военных захоронений воинов в военном облачении и с оружием, в то время как в Микенской культуре обнаружены шахтные могилы, захоронения воинов с оружием, что свидетельствует о сильной культуре воина, которой ранее не было в Минойской цивилизации и в Эгейском море.

Нашествие «народов моря» засвидетельствовано в египетских источниках конца XIII–начала XII веков, из них известно, что помимо нападения на Египет «народы море» опустошили Левант, Кипр и Анатолию. Однако нет никакого очевидного подтверждения их присутствия в северной и западной частях Эгеиды. Фактически археология опровергает предположение о нашествии «народов моря» на Микен, центральные и юго-восточные острова Эгейского моря (Наксос, Милос, Родос, Kос) — они продолжали существовать и относительно процветать и после краха микенских дворцов на материке. Следует признать, что теория Вермьюл отвечает на вопрос о том, почему дворцы не были восстановлены, однако не разъясняет, кто их разрушил и почему.

Модификацией гипотезы Вермьюл является теория С. Яковидеса, предположившего, что крушение экономики Эгеиды началось не с прямого вторжения на её территорию, а из-за нарушения вторгово-экономических связей с Кипром и Левантом, вследствие набегов «народов моря». Подобно гипотезе Вермьюла, предположение С. Яковидеса объясняет исчезновение микенских государств после 1200 г. до н.э., но не может объяснить процветание центральных и юго-восточных областей Эгеиды в позднеэлладском периоде, а также ничего не говорит о том, кто фактически разрушил дворцы Микенской культуры.

Сами по себе микенцы, участвуя в войне, считались угрозой со стороны соседних империй. Тем не менее, существует множество других факторов, которые могли бы привести к разрушению Микенской культуры воинов, а именно к сочетанию ощутимых нарушений социального, экономического, политического краха и экологической катастрофы.

Маршевые солдаты, расписанные на кратере Микен, позднем бронзовом веке, 12 век до н.э., Национальный археологический музей Афин, 1246 г. до н.э.


Религия, политика и экономика — главные опоры Микенской культуры.
Микенская культура была сосредоточена вокруг крупных дворцовых комплексов, в которых были связаны с господствующей религией, государственной политикой и экономикой. Нарушение одного из рычагов власти могло привести к нарушению всех устоев Микенского государства. Централизация власти в Микенах показывает, что любое разделение властных структур могло разрушить порядок в Микенском государстве. Например, изменение государственной власти, внутренняя война или отсутствие внимания к религии, может нарушить рынок международной торговли Микен.

Медь была очень ценным сырьём для создания культовых вещей, необходимых в религиозных церемониях, но чтобы получить медь, нужно было контактировать с торговцами олова — хеттами в Анатолии. По сути, Микенская культура была тесно всязана торговыми отношениями со свеми соседями античного Средиземноморья.

Дефицит сырья, в частности меди, в пределах Пилосского царства очевиден из текстов найденных там табличек Линейного письма B. Хотя никаких аналогичных документальных свидетельств не было найдено в других районах Эллады, можно предположить, что подобная нехватка импортируемого с востока сырья была повсеместной в XIII столетии до нашей эры. Видимо, это не мешало «безоблачному» существованию всех государственных образований Эгейского моря. Уменьшение торговых контактов государств материковой Греции с Кипром и западной Анатолией было постепенным и нарастающим процессом.

К экономическим теориям, следует отнести гипотезы П. Бетанкура и Дж. Хатчинсона. В основе их предположений лежит тезис о чрезвычайной специализации экономик. Любой, даже краткий, сбой в отрегулированной системе поставок сырья, произошедший в результате внутренних конфликтов, влияние извне или из-за неблагоприятных климатических условий, неизбежно привёл бы к краху главных экономических центров Микенской цивилизации – дворцов, что привело бы к дестабилизации внутрегосударственного устройства, ведущего к распаду всех торгово–экономических государственных структур.

Есть мнение, что и Бетанкур, и Хатчинсон, несколько преувеличили нежизнеспособность «дворцовых» экономик государств Эгеиды. Их теории скорее поясняют причины исчезновения дворцовой системы после 1200 года до н.э., но оставляют невыясненными обстоятельства разрушения дворцов.

2. Стихийное бедствие [1, 37]

В середине 60-х гг. была предпринята попытка объяснить крах бронзового века природными катаклизмами в Эгейском море. Англичанин Р. Карпентер предположил, что приблизительно в конце бронзового века на территории Крита, южного Пелопоннеса, Беотии, Эвбеи, Фокиды и Арголиды была продолжительная засуха, которая разрушила сельское хозяйство в этих областях. Засуха не затронула Аттику, северо-западную часть Пелопоннеса, Фессалию, значительную часть северной Греции. Так как Карпентер не был геоморфологом, то он испытывал определенную нехватку аргументов в системе доказательств своей гипотезы, пока в 1974 г. группа геоморфологов под руководством П. Кунихольма не попыталась ответить на этот вопрос. Результат проведенных исследований оказался несколько неопределенным, по той простой причине, что не сохранилось ни одного предмета, по которому можно судить о климатических изменениях в Эгеиде позднееэлладского периода. Однако изучение колец роста дерева из центральной Турции позволило предположить, что такая засуха, возможно, действительно была в то время в Анатолии (Трое), и, возможно, именно она была одной из причин краха Хеттской империи, примерно в 1200 году до н.э.

Нетрудно заметить, что теории Карпентера и Андроникоса имеют общую основу, а следовательно, и одинаковые контраргументы. Кроме того, гипотеза Карпентера не объясняет, почему период регресса Микенской цивилизации затянулся на три столетия. Не ясны также причины  культурного регресса, наблюдавшегося задолго до начала кризиса.

В Анатолии (Трое), Египете и Леванте (территория современного Ирака) многие города бронзового века были разрушены частыми землетрясениями и извержениями вулканов в Эгейское море.

Микенская цивилизация, и предшествовавшая ей Минойская цивилизация острова Крит, пострадавшая в результате землетрясения и извержения вулкана на острове Сантарини в Эгейском море. Природные катаклизмы разрушили дворцы в Кноссе и других дворцовых комплексах Крита. Стихийная катастрофа и разрушение дворцовых комплексов Крита стало отправной точкой приведшей к кризису целого государства, но крах общества не происходит за одну ночь, и растянулось на 300 лет.

Роберт Дрюс (Robert Drews, 1993г.) отмечает, что отсутствие скелетных останков на многочисленных археологических объектах Крита может свидетельствовать о том, что жители Крита успели покинуть свои рушащиеся города, что привело к ослаблению экономики и, следовательно, к политическим волнениям.

Микенская богиня со змеями — Великая мать

Микенские фигурки из Агиос Константинос, Метания. (14-13 вв. до н.э.) Археологический музей Пирея, Греция.

Potnia Терон — Великая богиня-мать Минойского Крита

В Микенской культуре наблюдается явное заимствование минойских художественных форм и религиозных образов, архитектурных дворцовых строений и структуры языка, что указывает на то, что ассимиляция минойцев с острова Крит с микенцами материкового Пелопоннеса прошла постепенно, и обогатила обе культуры.

Археологи нашли на Крите глиняные таблички с текстами Линейного письма А, и микенские глиняные таблички с записями Линейным письмом В сохранили для будущих исследователей свидетельства родства до-греческой письменности Эгеиды.

Если Минойское линейное письмо А Эгейского бронзового века когда-либо будет расшифровано, тогда и Микенское Линейное письмо B эпохи бронзы может быть расшифровано, что приведёт к более полному пониманию факторов краха Микенской цивилизации.

3. Междоусобные войны и внутренние смуты [1, 34-35]

Первая теория, не связывавшая природу постмикенского регресса с приходом «варваров», возникла в пятидесятые годы XX столетия. Пионером в «альтернативном» объяснении причин «тёмных веков» следует признать греческого историка М. Андроникоса. По его версии, угасание микенского общества было вызвано внутриполитическими конфликтами и смутами («социальными революциями») зависимого крестьянского населения против правящего класса, так как археологические данные не подтверждает предположение о вторжении варварских племён.

Однако если принять это гипотетическое объяснение применительно к Микенам, Тиринфу и подконтрольным им областям за исторический факт, возникает ряд трудностей, главная из которых – невозможность объяснения одновременности «революционных» событий на всей территории Пелопоннеса и центральной Греции. Эта теория внутренней социальной революции, как основной причины краха Микенских царств, не в состоянии объяснить последующее событие – массовый отток населения из плодородных областей Беотии, Мессении и Лаконии.

Тем ни менее нарастание социальных противоречий отмечается по всей территории мира бронзового века, и нашло отражение в Египетских источниках.

4. Внешнее воздействие [1, 36]

В 1964 г. В. Десборо выдвинул предположение о возможности возникновения кризиса из-за внешнего вторжения варваров. Данное утверждение базировалось на найденных археологами изделиях из бронзы – фибул, панцирей, широких мечей и кинжалов и некоторых других не свойственных регионам предметов. Однако подобные артефакты в последующие годы стали находить и в слоях и более ранних периодов, для которых археология опровергает не только появление нового этнического элемента, но и фиксирует отсутствие внутренних миграций коренного населения. Есть мнение, что эти объекты были импортированы, а уже после скопированы местными умельцами, войдя в повседневный обиход.

Другая точка зрения, обоснует «варварское» вторжение через обнаружение образцов грубой лепной керамики, не характерной для материальной культуры бронзового века. Автор этой теории, американский археолог Дж. Раттер установил, что в отличие от бронзового оружия и фибул изделия подобного рода не могут быть предметом импорта и, по всей видимости, изготовлены прямо на месте – там, где их нашли. Данный факт, по мнению Раттера, доказывает присутствие инородного элемента на территории непосредственно в период после разрушения дворцовых комплексов. Но и тут выяснилось, что изделия подобного класса производились еще во время существования дворцов, и даже после разрушения дворцовой системы их доля в общем производстве глиняной посуды не превышала 10%.

5. Изменение характера войн [1, 40-41]

Оригинальное объяснение причин краха цивилизации было предложено в 1993 г. Р. Древсом. Главной причиной того, что в конце XIII начале XII вв. до н.э. абсолютное большинство государственных образований либо утрачивает былое военное могущество, либо распадается он видит в фундаментальном изменении характера ведения военных действий. По его мнению, именно в это время роль широко используемых ранее в военных действиях боевых колесниц резко падает и, соответственно, увеличивается значение легковооруженной, подвижной пехоты, использовавшей в качестве основного оружия копья. Успешное использование новых отрядов против колесниц традиционного типа на военных театрах XIII столетия нанесло необратимый удар милитаристским государствам, чья мощь была основана именно на использовании колесниц. Данное обстоятельство внесло коррективы и в правила комплектования армий: раньше экипажи боевых колесниц состояли исключительно из представителей привилегированных сословий. Теперь же произошла смена военной элиты, что повлекло за собой социальные и экономические перемены в каждом отдельно взятом государственном объединении. Те же государства, которые не успели перестроиться, гибли под вражеским натиском.

Но исторические реалии опровергают данную гипотезу. Сюжет с колесницами в микенской живописи XII и последующих веков не только не утратил свою популярность, но и все чаще связывался с военной тематикой. К тому же на территории материковой Греции колесницы никогда не играли существенную роль в военных действиях ввиду сложной топографии данного региона. Следовательно, вызывает большое сомнение и утверждение о дальнейших социальных и экономических преобразованиях, связанных с падением роли боевых колесниц на военной сцене в этой специфической части восточного Средиземноморья.

6. Духовная деградация правящей элиты [1,41-42]

Очень интересную гипотезу, пытавшуюся объяснить причины регресса, сформулировал российский историк Ю.В. Андреев [2, 634-641]. На основе анализа культурных артефактов, дошедших до нашего времени, он делает вывод о своего рода духе усредненности, «буржуазной посредственности», пронизавших всю цивилизацию в XIII столетии. Об этом свидетельствует стандартизация жилищ, святилищ, домашней утвари и даже бухгалтерские записи архивов. Возникшая на этой старательно выровненной почве «массовая культура» постепенно охватила все слои общества, включая и самые верхние его «этажи». Данная гипотеза позволяет объяснить и существование столь длительного периода культурного застоя, и то, почему дворцовые комплексы не были восстановлены, однако непосредственные причины разрушения дворцов остаются необъясненными.

Заключение

Как мы видели в кратком обзоре ведущих государств бронзового века, у них в той или иной степени прослеживаются следы всех озвученных теорий. Скорее всего, действительно, относительно внезапная и столь глобальная цивилизационная катастрофа была вызвана комбинацией факторов. И единственное, что можно утверждать с большой вероятностью, – то, что это были факторы скорее внутреннего, чем внешнего характера, в чем в настоящее время убеждены многие исследователи.

Литература.

Рубин О.С. Причины постмикенского регресса (историографический обзор). Новый век: история глазами молодых: сборник научных трудов аспирантов и студентов исторического факультета СГУ/ Сарат. гос. ун–т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд–во Саратовского университета (СГУ), 2003. – ; 21 см . – На рус. яз. С. 33–42 {18}

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III—начало I тыс. до н.э.). С.–Петербург 2002 {3}

 

Антикитерский механизм — древнегреческий компьютер.
Январь — Янус

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*