Среда , 23 Август 2017
Домой / Античный Русский мир. / Тагарская археологическая культура

Тагарская археологическая культура

Большинство земляных курганов в Хакасии, в южной части Красноярского края и на соседних территориях относится к Тагарской археологической культуре, эпохи бронзы и железа (VIII—III века до н. э.), названной по острову Тагарский на Енисее около г. Минусинска, где был раскопан крупный могильный курган, ставший основными памятниками этой культуры.  

Курганы в этих местах раскапывались ещё в 1722 году Г. Мессершмидтом и Р.И. Страленбергом — участниками Первой Сибирской экспедиции. Много курганов было открыто в XIX в. Д. Клеменцом, А. Андриановым и другими археологами. Раскопки тагарских курганов продолжили в XX веке С. Киселев и М. Грязнов. Большие курганные могильники исследованы у Тагарского озера, у села Тесь, Сарагаш на юге Красноярского края, в лесостепной территории у села Серебряково, Тисуль и в других местах Кемеровской области. Хорошо изучены горные выработки и обследованы древние оросительные каналы в Хакасско-Минусинском регионе.

Первую периодизацию культуры, называвшейся тогда Минусинской курганной, разработал С.А. Теплоухов. С.В. Киселев предложил переименовать культуру в тагарскую, по месту основных археологических раскопок на острове Тагарском у одноимённого озера.

Тагарская археологическая культура представлена могильниками, поселениями, плавильнями, кладами, наскальными изображениями.

Сейчас известно около ста тагарских поселений, места добычи руды, каменоломни, оросительные каналы и писаницы. Самая ценная — писаница на горе Бояры к северу от Абакана, где изображен поселок людей тагарской культуры. Тагарская археологическая культура хорошо изучена и представлена большим количеством исследованных памятников.

Памятники Тагарской археологической культуры датированы VII — началом II века до н. э. В настоящее время известны две родственные культуры: тагарская культура Хакасско-Минусинского района и тагарская культура лесостепной части Красноярского края и Кемеровской области. На протяжении существования культуры менялся обряд погребения, инвентарь, хозяйство, идеология.

Тагарская культура прошла несколько этапов в своём развитии. С.В. Киселев обосновал предложенную периодизацию. Впоследствии М.П. Грязнов дал более четкую характеристику предлагаемых этапов, названных им по характерным могильникам — баиновский, подгорновский, сарагашенский и тесинский.

Расцвет Тагарской культуры приходится на период V—IV вв. до н. э. Основные памятники — курганы. Под насыпями содержатся обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянным срубом. Они были родовыми усыпальницами: внутри погребено до нескольких десятков умерших.

С погребенными находятся бронзовые вещи: ножи с отверстием на ручке, проколки, чеканы, кинжалы, похожие на скифские, плоской рукоятью, с кольцом или полукольцом на рукояти, украшения, бронзовые зеркал и фигурки «летящих» оленей. 

Подгорновские кинжалы представлены пластинчатыми формами с дугообразно изогнутым обушком, с каплевидным или круглым отверстием в торце рукояток. Сарагашенские кинжалы имели расширяющуюся кверху ажурную или петельчатую рукоять с тонким кольцом.

На позднем этапе появляются железные ножи, часто с кольцом, навершием. Баиновские кинжалы имеют перекрестие в виде прямоуголных выступов, у подгорновских – перекрестия разнообразной формы, сарагашенские отличают гарды в виде узких рельефных усиков.

В это время бытуют и вотивные (по обету) формы кинжалов. Бронзовые чеканы имеют длинную втулку, круглый или гранёный стержень.

На Подгорновском этапе развития Тагарской культуры обушковая часть кинжала украшалась фигурками зверей. Для Сарагашенского этапа характерны уменьшение формы чеканов.

В могилах обнаружено большое количество кинжалов и чеканов. Тагарские бронзовые кинжалы просты: клинки имеют вытянутую форму со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием в форме валика с изображениями голов фантастических грифонов. Чекан — ударное приспособление с острым бойком, обухом и втулкой, он крепился на деревянную ручку, с противоположного конца которой надевался вток, своего рода наконечник.

Часто встречаются бронзовые ножи. Наиболее распространенными были прямые ножи, у которых ручка не отделяется от лезвия и имеет одно или несколько отверстий. В быту употреблялись массивные бронзовые мотыги-кельты и тесла, назначение которых зависело от способа крепления к ручке: топор, мотыга, заступ или тесло.

Среди бронзовых и костных наконечников стрел преобладают костные, часто встречающиеся на подгорновском этапе, и наконечники стрел с расщепленным насадом.

Вопрос об употреблении железа в тагарской культуре спорен. В Минусинской котловине найдены кинжалы и чеканы, сделанные из железа. Судя по форме и технике изготовления, они, скорее всего, не местного производства. Если железоделательное производство и было известно людям тагарской культуры, то широкого распространения оно не имело вплоть до II века до н. э. Причина проста: расположенные рядом горы богаты полиметаллическими рудами, сама природа создала здесь прекрасные условия для длительного и перспективного развития бронзолитейного производства.

 

Наряду с обработкой металлов, бронзовым литьём, существовали другие домашние производства: гончарное, косторезное, выделка кож, прядение и ткачество,  деревянная резьба развивалась на всех поселениях.  В тагарских могилах часто находят кусочки кожи и ткани. Это в основном остатки одежды погребенных. Тагарцы умели выделывать тонкие кожи, из которых шили ремешки, небольшие чехлы и одежду. Толстые кожи шли на изготовление ремней, упряжи, крупных чехлов и обуви.

Все тагарские ткани шерстяные. Они различны по качеству: простого, саржевого и диагонального переплетения, а также вязаные полотна. Саржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») — тип плетения ткани. 

Керамика представлена плоскодонными банками, украшенными рядами каннелюров (от франц. cannelure – желобок) – вертикальные и  горизонтальные  желоба, насечек и жемчужин.

На подгорновском этапе баночные сосуды имеют утолщения венчика, встречаются и горшковидные сосуды. В сарагашенском этапе развития распространены баночные не орнаментированные сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на коническом поддоне. В тесинском этапе развития эти традиции сохраняются, появляются также небольшие сосудики различной формы — прямоугольные, кубические, или в виде блюда с перегородкой. Найдена  деревянная посуда — кубки и блюда.

Среди украшений, встречающиеся во всех курганах, кроме тесинского этапа, найдены головные повязки, обшитые бронзовыми бляшками. В сарагашенских погребальных комплексах найдены бронзовые и золотые диадемы, шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, бронзовое зеркало, костный гребень.

Из бронзы тагарцы делали большинство украшений: бронзовые выпуклые бляшки украшали спереди головной убор, на груди носили диск, изображавший солнце, так называемое «зеркало», на головной убор нашивали диадемы в виде тонких изогнутых полосок бронзы.

На тесинском этапе развития Тагарской культуры появляются пряжки и застежки хуннского типа. 

В Тагарской археологической культуре развивалось искусство «звериного стиля». К культовым предметам относятся бронзовые фигурки оленей с подогнутыми под туловище ногами, служащие, вероятно, символом Солнца. Олени появляются в конце подгорновского этапа и бытуют на всем протяжении сарагашенского этапа.

Были распространены культы огня, солнца и растительных сил природы. С солярным культом связаны бронзовые зеркала и диски. Символами солнца были круглые бляшки и «солнечные» олени с кругами и солярными знаками на крупе. 

Известны бронзовые чашевидные полые алтари с фигурами баранов и оленей. Такое предпочтение изображению животных в искусстве и символике объясняется еще и тем, что образы зверей лежали в основе сложных мифов о происхождении людей и Вселенной.

К разряду культовых предметов относятся также колоколовидные навершия в виде горного козла и ажурные конические предметы, увенчанные несколькими фигурками козлов.

Колоколовидные навершия в виде горного козла появляются на сарагашенском этапе, ажурные конические  – на подгорновском этапе. Эти культовые предметы служили навершиями погребального ложа и, возможно, боевыми штандартами военачальников – факельницами.

К концу существования Тагарской культуры характерными становятся огромные, одиноко стоящие курганы,  с одной обширной погребальной камерой под насыпью, в которой обычно находится один погребённый со следами сожжения. В захоронениях много предметов из бронзы, однако в конце Тагарской культуры в могилы клали только миниатюрные, специально предназначенные для погребения вещи. В это время появляются глиняные сосуды новых форм (с поддоном) и кувшины с ручками.

О развитии земледелия свидетельствуют бронзовые массивные серпы со слабо скошенным лезвием и отверстием для привязывания ремня, с помощью которого серп надевали на руку во время работы. Среди земледельческих орудий найдены бронзовые мотыги-кельты, характерные для примитивного земледелия. Интересно, что большинство тагарских серпов найдено именно в таких наиболее пригодных для мотыжного земледелия районах. В одной из могил Тисульского могильника найдены обломки зернотёрок и жернова, бронзовые серпы, обгоревшие зёрна проса и ячменя. Земледелие у племен тагарской культуры было мотыжным, и обрабатывались, очевидно, только мягкие и влажные земли речных долин.

В засушливых районах Хакасско-Минусинской котловины действовали оросительные каналы. Около каналов обнаружены заброшенные древние пашни и остатки примитивной ирригационной системы. 

Наряду с земледелием в хозяйстве тагарского населения большую роль играло скотоводство. Основой хозяйства было скотоводство, в основном крупный рогатый скот. Значительную долю стада составляли мелкий рогатый скот и лошади.
Примеров, доказывающих существование развитого скотоводства, достаточно. Почти в каждой тагарском кургане встречаются кости домашних животных — коровы, овцы, лошади. Разводили низкорослых рабочих лошадей и лошадей для верховой езды, о чем свидетельствуют предметы конского снаряжения: подпружные пряжки, бляшки, уздечки, бронзовые двухсоставные удила. Однако в быту лошади не так активно использовались, как у саков или савроматов.

Представители Тагарской археологической культуры жили оседло, что подтверждают многочисленные поселения трёх типов: долговременные неукрепленные поселения, укрепленные городища и временные сезонные поселения. На поселениях Объюл вскрыто около 10 землянок прямоугольной формы, глубиной  глубиной до метра. Сверху над котлованом жилища возвышались наземные бревенчатые стены. Остатки наземных четырехугольных жилищ открыты на Шестаковском городище на берегу Кии в Кемеровской области и поселении Косоголь в Красноярском крае.

В сооружении стен использовался камень. Судя по наскальным изображениям, тагарцы в качестве домов использовали юрты и бревенчатые срубы. 

Исследование погребальных сооружений показало, что люди обрабатывали дерево, из которого строили дома срубовой конструкции, делали посуду, деревом выкладывали изнутри могилы. Тагарцам были знакомы почти все основные приемы деревянного строительства.

 Об оседлости тагарского населения свидетельствуют писаницы на хребте Бояры. Изображенный на скале поселок состоит из бревенчатых рубленых прямоугольных домов с четырехскатной крышей и круглым очагом внутри.

На хребте Бояры изображены сосуды, в которых без труда можно узнать «скифские котлы», широко распространенные в Евразии. Женщины представлены в широких коротких одеждах, в руках они держат сосуды. Рядом с поселком пасётся стадо животных.

Племена тагарской культуры достигли больших успехов в развитии бронзовой металлургии и металлообработки. Об этом можно судить по громадному количеству дошедших до нас бронзовых вещей. Большая часть древних медных рудников в горах Южной Сибири, принадлежала, вероятно, племенам тагарской культуры. Они значительно улучшили состав бронзы, умели делать сплавы различных качеств. Знаменитая тагарская золотистая бронза лучше карасукской по качество, так как большая часть изделий почти не разрушилось от времени.

Социальные отношения в обществе Тагарской культуры были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для которрых возводятся монументальные погребальные сооружения, возникают различные социальные группы и среди рядовых членов общества. На баиновском этапе выделяются могилы воинов. На подгорновском этапе число воинов ещё более увеличивается. Особую группу воинов составляли колесничие. Коллективные захоронения отражали не только социальные, но и имущественные различия.

Замечательно тагарское искусство, представленное в наскальных изображениях и богатейшем высокохудожественным бронзовым литьем. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиночных фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных, так как автохтонна и возникла на основе Карасукской культуры (каменоложского её этапа, или, иначе говоря, Лугавской).

В антропологическом материале, в меньшей степени в материальной и духовной сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении. Хронология Тагарской культуры, по М.П. Грязнову, выглядит следующим образом: баиновский этап — VII–VI вв. до н. э., подгорновский этап — VI–V вв. до н. э., сарагашенский этап — IV–III вв. до н. э., тесинский — II–I вв. до н. э.

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979.

Аркаим - "Страна городов"
Новые находки в Филипповских курганах

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*