Четверг , 14 Декабрь 2017
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Связь между библейскими текстами и сибирскими сказками.

Связь между библейскими текстами и сибирскими сказками.

Сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем Новосибирского госуниверситета Борис Клейман дешифровал некоторые моменты в библейских текстах и выявил в писаниях связи с ближневосточной, греческой и сибирской мифологией.

Теперь с большой долей вероятности можно утверждать, что одно из древнейших священных писаний — Пятикнижие Моисеево несёт в себе ослабленные с точки зрения семиотики элементы ещё более древних сказок, эпоса и мифов.

Проведя семиотический анализ библейских сюжетов, учёный пришёл к выводу, что первоначально тексты функционировали в устно-музыкальной форме и являлись компиляцией мифологических, эпических и сказочных повествований.

Исполнители и слушатели этих эпических сказаний в домонотеистический период истории пользовались разными диалектами семитских языков и языками межнационального общения: хеттским, шумерским, а позже аккадским и арамейским – многоязычие в те годы было нормой.

Я подхожу к тексту с точки зрения семиотики,— рассказывает Борис Клейман.— Семиотика — это наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. В иудейском кодексе есть очень тёмные места, особенно в Пятикнижие Моисеевом, одном из древнейших текстов. И если не привлекать мифологический контекст более древних эпох (Песнь Деборы, к примеру, датируется XIII-XII веками до н.э.), расшифровать текст невозможно. Сейчас, по сути, подобными вещами никто не занимается. Конечно, были учёные, которые так или иначе указывали на параллели в Пятикнижие Моисеевом с мифологиями египетского, хеттского, финикийского или шумерского происхождения. Барух Спиноза говорил, что по стилистике пророческих книг можно определить происхождение самих пророков. И что их тексты — вовсе не божественное откровение: если пророк говорил, используя терминологию пастухов, понятно, откуда он пришёл, чем занимался. 

Можно с большой долей уверенности утверждать, что влияние на библейские тексты оказывали мифы, сказки и героический эпос разных древних этносов Месопотамии, древней Греции. Например, популярный в древности мотив таких семейных связей, как культ близнецов, и племянника по материнской линии, нашёл отражение не только в древнегреческих мифах, но и в Пятикнижии.

— В Пятикнижии в рассказе о патриархе Якове есть очень тёмные места. Например, почему Яков родился вместе с близнецом Исааком? Оказывается, в древности в шумерскиой, хеттской, египетской мифологии был очень развит культ близнецов. Например, египетские боги Сет и Осирис были близнецами, огромное количество близнецов населяют мифы и исторические сказания древних греков — боги Аполлон и Артемида были близнецами.

В «Ригведе» близнецы-братья Ашвины (др.-инд. aśva — «конь»), представлены в виде двух крылатых белых коней, призванных доставлять небесным богам Сому — напиток бессмертия.

В древнегреческой мифологии Диоскуры (греч. Διόσκουροι, «сыновья Зевса») близнецы Кастор и Полидевк, дети Леды. В некоторых индоевропейских традициях можно обнаружить след этого мифа (у хеттов, древних ирландцев и индо-иранцах). В Пятикнижии упоминается ещё пара таких братьев – Перэц и Зэрах. В евангелической литературе и в апокрифах имя Фома восходит к общсемитскому названию близнеца.

Сакральный культ близнецов и их родителей, связан в мифологии  со сверхъестественными силами плодородия, и  культом Древа Жизни, или Мировым древом. Под священным деревом (Ruminalis Ficus) в Древнем Риме ставили изображения близнецов Ромула и Рема, вскормленных волчицей.

Почему Яков отправляется искать свою жену к собственному дяде? Потому что существовал культ дяди и племянника по материнской линии. Скажем, в древнеегипетской мифологии бог Гор, сын Осириса, борется со своим дядей Сетом.

Мировое Древо эвенков.

Отражения культов близнецов и культа племянника по материнской линии присутствуют не только в древних египетских, месопотамских и античных мифологиях, но и в героическом эпосе сибирских народов — якутских, бурятских, монгольских, тувинских, алтайских сказаниях. Но в отличие от мирового фольклора, перешедшего большей частью в книжную память человечества, коренные сибиряки свои традиции сохранили в живой социальной памяти, живущей по сей день.

Ещё один пример фольклорной основы текста в Пятикнижии – лестница Иакова. По сюжету пророку Якову снится сон, в котором он взбирается по лестнице вверх. Что это за лестница? Что она символизирует? Как отмечает семиотик, лестница — очень древний образ, который связан с трехчастным представлением о мире, где верхний и нижний миры находятся вне ареала обитания человека, и называются хтоносом (от греч. χθών, «земля, почва»). Во многих религиях и мифологиях хтонические божества олицетворяют собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.  Лестница, орёл или крылатый конь всегда ведёт из срединного мира, где обитает человек, в верхний, небесный мир.

 — Здесь мы видим созвучность с историей про быстрорастущий боб, орла, или крылатого коня, с помощью которых герой русских сказок поднимается в небо, — поясняет учёный.—То есть неважен механизм подъёма в верхний-небесный мир – лестница, орёл или растушее дерево. Важна, сама связь с верхним миром.

Интересна история женского родо-племенного предка периода матриархата — бабы «яги». В русских сказках она слепа, и «чует» только «русский дух»,  в погоне за детьми, она не способна преодолеть водную стихию, когда брошенное на её пути полотенце превращается в реку. Яга, как женское божество матриархата, обладает ярко выраженными материнскими признаками, она повелительница лесных животных. Всё это присутствует не только в мифах и сказках народов Востока или античной Греции, например, образ лодочника Харона, или одноглазый великан Полифем в «Одиссее» Гомера, но и в Пятикнижии: египетский фараон в погоне за евреями не способен был преодолеть  водную стихию, полуслепая Лея — первая жена Якова, брат-близнец которого рыжий Эсав, а дядя-тесть имеет имя Лаван, что значит «белый» — цветовые признаки хтоноса, подземного божества.

Примечательно, что эти же качества сохранил сибирский фольклор в своих до сих пор живых сказаниях в образах «абаасов» или «духов» верхнего и нижнего миров, женское начало (божество) доминирует над лесными (как у долган) или морскими (как у алеутов) животными, женское божество является помощницей беременным женщинам и скотоводам.

По словам учёного, возникающие параллели помогают глубже раскрыть тексты Торы: в приведённых примерах герои Библии, восточных и античных мифов, русских сказок про «ягу» и сибирских героических сказаний  являются одним знаком-мифологемой: образом хтонического предка-родональника. И такой подход позволяет не только отвергнуть интерпретации некоторых англоязычных теологов, но и выявить яркость, самобытность, неповторимую оригинальность эпических сказаний народов Сибири и их связь с мировым фольклором.

Возможно, при нынешнем интересе к религии те исследования, которые я провожу, нисколько не изменяя веру человека и не претендуя на замену религиозной веры на научные знания, снизят зачастую не совсем оправданный фанатизм, который присутствует сегодня в определённых социальных слоях. Такие исследования всегда интересны и актуальны, ведь сакральные тексты привлекают к себе пристальное внимание и учёных, и верующих, и заплутавших в своих сомнениях людей.

Исследование было опубликовано частями в научных журналах «Критика и семиотика»; в «Вестнике Челябинского государственного университета» №10/2015.

Об авторе. Борис Маркович Клейман – член союза писателей Израиля. Закончил филологический факультет Челябинского педагогического университета, историческое отделение Института стран Азии и Африки при МГУ по специальности история стран Ближнего Востока. Работал в Израиле на «русском» канале 9-м канале ТВ, участвовал в археологических раскопках в пустыне Арад (древний Ханаан), преподает в НГУ, университете имени Бен-Гуриона в Бэер-Шэва (Израиль), Колледже торговли в Национальном университете Чжэнчжи (Тайбэй, Китайская Республика).

Семиотика, или семиология, — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, семиотика — это наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.

Прародина индоевропейцев в Северном Причерноморье

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*