Среда , 18 Октябрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Священный камень омфал и ковчег

Священный камень омфал и ковчег

Древний храмовый комплекс Согматар  (Sogmatar; Суматар — Sumatar) создан  в первых веках нашей эры на пустынных холмах юга Малоазийского полуострова,  в 57 км восточнее древнего города Харран, недалеко от турецко-сирийской границы рядом с курдской деревней. Пещерные храмы были посвящены божествам планет, центральной фигурой поклонения был верховный бог Марилах и лунный бог Син. Пещерные храмы был местом захоронения монархов. На центральном холме располагался храм Солнца, на окружающих — храмы планетных божеств. Построили пещерные храмы Согматор сабийцы из южной Месопотамии, говорившие на испорченном халдейско-арамейском наречии. Сабии «поклонялись ангелам», а их религия напоминала христианство, и относилась к иудео-христианскому течению, имеющему много общего с халдейской. 

Халдеи (вавилонское — Калду — Kaldu, ивр. Касдим, греч. Χαλδαίοι) — это семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X века по IV век до н. э. Халдеи говорили на арамейском языке. О халдеях упоминается в Библии, в Книге пророка Аввакума и в Книге Иудифи (5:6). В древнем мире халдеями называли колдунов, волхвов, магов, гадателей, астрологов. По одной из версий, халдеями-магами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Иисусу. Халдеи вели борьбу с Ассирией за владение Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия царей, основавшая Ново-вавилонское царство.

Пещерный храм, Согматар

Предполагается, что все храмы древнего комплекса Согматар  имели обширные подземные помещения, пещеры. Сейчас, мало, что сохранилось — руины центрального холма, несколько каменных рельефов и один небольшой пещерный храм с плохо сохранившимися статуями.

Исследователи зафиксировали аномалию магнитного поля Земли у одной из стен пещерного храма с изображениями древних богов Солнца.  Были проведены эксперименты по регистрации акустического фона древнего объекта (замеры в тишине) внутри помещения храма и снаружи.

Внутри храма и вне его получены схожие по форме спектры колебаний инфразвука с доминирующей частотой 14 Гц. Интенсивность инфразвука, исходящего из-под земли, выше внутри камеры храма, чем снаружи – на воздухе. Это вполне естественно, поскольку помещение храма (пещера) выступает в качестве резонансной камеры, где концентрируется энергия акустических колебаний.

В центральной части храмового комплекса Согматар находится царский некрополь правителей Эдесса (ныне город Санлурф в Турции).

В царском некрополе на насыпном кургане — священном холме Согматар, где покоится царь Ваэль из Эдесса (King Wa’el of Edessa), была обнаружена высеченная на скале надпись 165 года нашей эры, в которой говорилось:

«В Себате 476 года (эпохи Селевкидов) … мы создали эту колонну (netsib -нециб- столб) на этой благословенной горе и воздвигли место (kersa -керса-престол) для того, кто его поддерживает. Правитель будет будар (budar) … и он отдаст место (kersa -керса-престол) тому, кто его поддержит … Если он не убережёт место (kersa -керса-престола) или колонна (netsib -нециб- столб) будет разрушена, бог будет ему судьёй».

Стивен Росс в своем анализе римской надписи Эдессы называет этот же столб — «бэтил-омфалос» — «betyl-omphalos». 

В культуре Минойского Крита в Кносском дворце царя Миноса также существовал почитаемый священный камень-омфал, подобный  индуистскому лингаму, который также помазывали маслом из ритуального ритона.

Несомненно, этот обычай пришёл из северной Индии от религиозных воззрений ариев записанных в Риг-Веде. Возможно, его принёс в Средиземноморье с Александр Македонский из индийского похода.

Древние греки воспринявшие многие религиозные воззрения Минойского Крита также почитали священный камень-омфалоса. Омфал (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (бэтил), считавшийся Пупом Земли, священный камень солнечного бога Аполлона в храме в Дельфах.

Греческий Омфал украшен сетью изображений двойной ваджры — основного оружия бога Индры, сражающегося с врагами ариев.

Ваджру часто изображают в руках верховного древнегреческого бога Зевса

В скальной надписи Согматар упоминается небольшой камень омфал, и упоминается сирийское «место для сидения» фактически означает скорее «королевский трон», чем просто место. Но какой это трон? Был ли это престол царя или престол бога? Где мы можем найти священный камень и божественный трон, как одно целое? Бога солнца Аполлона часто изображали сидящим на священном камне омфале, как на своём престоле в храме в Дельфах  (др.-греч. Δελφοί).

греческая монета Селевка III, с богом Аполлоном, сидящим на священном камне, и камень омфал в Дельфах.

В скальной надписи Согматар упоминаются два священных камня — столб (нециб-мацеб) конический камень и престол (камень-керса-корса), которые были тесно связанными объектами — и камень, и престол были престолами богов. Но не только греки почитали священный камень, как престол бога, но и израильтяне.

Самый известный «столп Иакова» (мацеб), помазанный маслами Иаковом, когда он был в Харане в северной Сирии, как описано в книге Бытие 28:18. Этот ритуал очень похож обряд помазания индуистских лингамов, священных камней, установленных на престоле. Сирийский нециб и иудейский мацеб представляли собой маленький конический камень, обмазанный маслом.

Ковчег Завета.

Священный камень в иудаизме связан с престолом бога, об этом говорится в Книге Исхода:

«10. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; 11. и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. …16. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:17-21)

Место престола и камень относится к самому Ковчегу Завета. В названии Ковчег подразумевается, что он сделан из камня — от слова кепа (kep) или кефа (kef),  означающее «камень» (Kaporeth, Kaforeth). Так что это было каменное место, точно так же, как омфал был каменным местом или троном Аполлона, который сидел на самом священном камне, как на престоле. Священный камень был помещён на вершину холма в Согматоре, недалеко от Эдессы.

На монетах короля Ваэль (King Wa’el), правившего в Эдессе изображён куб внутри небольшого храма. Археологи и нумизматы называют этот странный артефакт ‘cubic betyl stone’ — «кубическим белым камнем» в маленьком храме.

Действительно ли этот куб — камень? На верхнем изображении куб опирается на маленькие ножки, а на нижнем изображении он опирается на колеса со спицами. Если этот куб камень, то он слишком тяжёл для ножек или деревянных колёс. Скорее всего это деревянный ларь (ларец) в котором хранятся священные реликвии бога.  На иврите куб называется бетил, но это не камень, а происходит от бет-эль-ла-тиб (beth-el la tyb), что означает «дом бога». Изображённый на монетах куб это не камень, а ларец, как и Ковчег Завета, в котором хранят священные реликвии богов.

Загадочный ларец, в котором хранится яйцо — символ вечной жизни

В библейской цитате из Книги Исхода Ковчег Завета назывался «местом» и  можно с уверенностью сказать, что «Edessan kersa-korsa» — Эдесский камень (керса\корса) было фактически Ковчегом Завета, в котором хранились два священных камня. Очевидно, у царей в Эдессе был ларец для хранения священных реликвий, как позднее у иудеев Ковчег Завета. Королевская династия из Эдесса стала настолько влиятельной в Иудее и Иерусалиме, что можно предположить, что именно у них первых был оригинальный Ковчег Завета из Книги Исхода.

Монархи Эдесса была иудеями-египтянами, которые были сосланы в Парфию в 1 веке до нашей эры, а затем отправлены в северную Сирию в начале 1 века нашей эры. Именно в северной Сирии в Эдессе эта королевская семья обратилась в иудаизм Назарянина. Из Эдессы они отправились покорять Иудею, это завоевание они начали актами благотворительности, а Иосиф Флавий записал, что монархи Эдессы снабжали Иерусалим и пожертвовали храму свою золотую менору. Сирийские историки говорят, что королевская семья Адиабена и Эдессана была одной и той же.

Маленький ларец Ковчега Завета многие люди рассматривали, как обитель богов. Люди приходили к Ковчегу Завета, чтобы прикоснуться к этой удивительной божественной силе. Ковчег стал местом социальной и политической власти, возросшего влияния тех монархов, кто владел им. В  1 веке нашей эры Ковчег принадлежал царю Изаму Ману VI Иудеи и Эдессы (King Izas Manu VI of Judaea and Edessa), который более известен в библейских рассказах, как Царь Иисус Эм Мануэль Иудеи.

Фракийский бог войны Арей
Бородатая Сардиния доримской эпохи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*