Вторник , 20 Август 2019

Сварог и Сварожич

Сварог

Сын Перуна Сварог – бог-кузнец, отец Дажбога — «Божьего дня». По мнению некоторых исследователей, Сварог – верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Имя Сварог созвучно с санскритским словом:  Свар, сувар — Svar, Suar, sva(h)r — сверкать, сиять, небесное сияние происходит от корня -су — su — рождать, творить. (родственные слова в др. рус.яз.: солнце — Сварог, Сварожич).

Сварга — Svarga — небо, рай. (родственные слова и понятия в др. рус.яз.: Небесный Бог, Дед Богов Сварог — бог неба и его сын Сварожич – бог огня и молний) ожидают людей в небесном Раю или Сварге.

Сварог — Svarоg — старший Бог Рода Божьего, то есть бог всех богов — и небесных, и подземных (из пекла). Род выступает в двух ипостасях: как Бог всей Вселенной, и как домашний бог-предок, пращур (бог мёртвых). Богом Неба у древних славян был Сварог, сын Перуна – прежнего бога неба.

Сварог не представлен среди идолов киевского пантеона князя Владимира и, таким образом, не входит в перечень «семи богов». Но существует свидетельство, которое позволяет исследователям считать его персонажем высшего уровня мифологической иерархии. Это вставка, включенная славянским переписчиком в перевод отрывка из «Хроники» византийского автора VI века Иоанна Малалы. В этом тексте Сварог отождествляется с греческим богом Гефестом – хромым покровителем огня и кузнечного дела – и говорится, что после Сварога царствовал его сын Солнце, которого называют Дажбог — «Божий День». Это свидетельство дало основание некоторым ученым выделять периоды главенства Сварога и Дажьбога в истории славянской мифологии.

Постоянный атрибут Сварога – огонь, зажигаемый в ритуальных целях под овином и называемый сварожичем. Так, в «Слове некоего Христолюбца» сказано о язычниках: «Куры режють, и огневи молять же ся, зовуще его сварожичъмь». «Огневы сварожицю молятся», – сказано и в «Слове о том, как погани суще языци кланялися идолом».

Поскольку нигде не упоминаются идолы Сварога и он отсутствует в обычных перечислениях богов, мы имеем основания считать его персонажем более низкого уровня – духом огня. Но приходится учитывать и то, что он назван отцом Дажьбога, что не дает возможности вовсе понизить его до уровня мелких демонов.

Почитание огня как чистой, святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в XIX–XX веках народные представления об огне дают основание думать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение стихии, а не оформившееся божество, и почитание огня у славян было скорее почитанием одной из сил природы – как воды, земли, деревьев, – чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь». Вот заклинание, которое произносили над горячими углями: «Батюшко ты, царь-огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь…»

Огню приписывались очистительные и целебные свойства. На Руси было принято на все праздники, связанные с зимним и летним равноденствием,  с днями весеннего и осеннего солнцестояния (солнцеворот), разжигать на улице ритуальные костры. Через огонь костра прыгала молодежь на Ивана Купалу а также молодые супруги на второй день свадьбы, чтобы обеспечить себе богатство и потомство. Огонь в домашнем очаге был символом счастья и богатства.

Сварожич.

Сварожич, то есть сын Сварога – славянское божество, почитавшееся балтийскими и восточными славянами.

По свидетельству Титмара Мерзебургского, идол Сварожича был установлен в земле ратарей, в городе Ридигосте, который позднейшие хронисты из-за ошибки стали называть Ретрой. Сварожич был наиболее почитаемым божеством ратарей. В своей «Хронике» Титмар сообщает:

«В городе нет ничего, кроме искусно сооруженного из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придает им страшный вид. Главный из них зовется Сварожич, все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости, причем вынести их могут только пешие воины».

В язычестве восточных славян Сварожич – это ритуальное название огня.

Основной источник, который рассказывает о Сварожиче восточных славян – это христианские поучения против язычества. Из «Слова некоего христолюбца и ревнителя правой веры» XIV–XV веков можно узнать, что жители Древней Руси «…молятся огню».

Восточные славяне до принятия христианства и некоторое время после этого почитали и обожествляли огонь.

Мифы и предания славян. Артёмов В. В.

Фаминцын А. С. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии.  3. Олицетворения солнца. Западные славяне. Отождествление Огня с богом Солнца.

 Корень свар или савр хорошо был известен славянам, особенно южным и западным, что доказывается многочисленными географическими названиями в южной и западной полосе славянских земель, произведенными от этого корня, например, Savro (Saura), Savrelje – в Далмации; Svarcha, Zavrece (Sauritsch), Savrascak – в Хорватии; Sauratez, Sauraz – в Крайне; Saurau, Sauritsch – в Штирии, там же – Sausal (где буква r замещена s); Svarov, Sausice (= Solsice), Sausedowits – в Чехии; Swarzedz – в Познани; Sausenberg – в Прусской Силезии; Swarawa, Swaryczew, Swarzewo, Swarynie и др. – в Польше; Swarawis – на Балтийскомпобережье; Саварка в Киевской губ., Саврань в Подольской губ., Саврушская слобода при реке Саврухе Самарской губ. и целый ряд названий на сур: Сура, Сураж, Сурово, Сурож, Сурья, Сурвелишки и многие другие в разных местностях России.

Далее…  Свентовит и Стрибог

 

Свентовит и Стрибог
Хорс Дажбог

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*