Пятница , 18 Июнь 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Судьба людей и соперничество Прометея с Зевсом.

Судьба людей и соперничество Прометея с Зевсом.

 Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Судьба людей и соперничество Прометея с Зевсом.

Герои ещё не появились на свет, ибо они произойдут от браков богов и смертных людей. А пока Олимпийцы застали на земле какие-то жалкие подобия человека, тех, кто попал в этот новый мир из давней архаики, где недолговечные существа со слабыми начатками осмысленной жизни ютились под землей в страхе перед звериной силой владычицы-природы. Эсхил, как было сказано выше, нарисовал выразительную картину копошащихся во тьме, не различающих дня и ночи порожденных землёй. Не исключено, что это именно те самые людишки, которых сын титана Иапета Прометей вылепил из земли и воды.

Видимо, в античной мифологической традиции несовершенство первых людей связано с тем, что они обязаны своим появлением Прометею, давнему сопернику Зевса по благодетельным для человечества функциям.
Недаром существуют в противовес Прометеевой и другие версии происхождения людей. Некоторые более архаические, другие более классические. Так, например, в поэме VI века н. э. Нонна (VI 155-388) о Дионисе рассказывается  о том, как титаны растерзали Диониса Загрея (Великого охотника), сына обернувшегося змеем Зевса и подземной Персефоны. Титаны были испепелены молниями Зевса, наславшего на землю великий потоп, а из пепла титанов и крови Диониса появились первые люди. Отныне люди были обречены  на страдания в память о муках Диониса, и на великую дерзость, в память о злодеянии титанов. (Комментарий Олимпиодора на платоновского «Федон»)

Рассказ, напоминающий жалкую участь первых людей у Эсхила, находим и у Платона в диалоге «Протагор» (320d — 322d). Здесь миф о тех временах, когда боги уже существовали, а людей и животных не было. Тогда боги создали первых людей и животных в глубине земли из смеси земли и огня, добавив соединительные частицы. Затем Прометею и его брату Эпиметею было предписано вывести их на свет и распределить между всеми средства к жизни и разные способности. Неразумный Эпиметей одарил в первую очередь животных, а затем, когда Прометей выяснил, что на людей не хватило средств к жизни, он украл огонь из кузницы Гефеста и Афины и наделил им человечество, спасая это последнее от гибели.

Знаменитая история о попытке Зевса погубить хтонический род первых людей и о заступничестве Прометея может быть рассмотрена с двух позиций — с позиции правоты Прометея и с позиции правоты Зевса. Но для того, чтобы это понять, необходимо вспомнить об исконном соперничестве двоюродных братьев, сыновей титанов Кроноса и Иапета.

Кронос др.-греч. Κρόνος от *Kranao«отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «сеятель и собиратель (отсекать) урожая», славился своим хитроумием и решительностью. Именно Кронос оскопил («отсёк плоть») своего отца Урана. Кронос в супружестве с Реей (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία — Ирей = Рай; микен. О-ре-и = o-re-i = горы; лат. Rheia, Rheiе, Rheе; лат. Brimo — Бримо, Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня) богиней Земли и плодородия, имел шестерых детей: трёх дочерей — Гестию, Деметру, Геру — и трёх сыновей — Аида, Посейдона и Зевса.

Титан Иапет (др.греч. ἸαπετόςЯпет — «пронзающий», от санскрит гл. yabhyabhatiвступать в половую связь) сын Урана и Геи. Дети Япета Атлант (др.греч. Ἄτλας — «телос«), отличающийся мощной силой и обречённый держать весь мир на своих плечах, дерзкий  Менетий (др.-греч. Μενοίτιος — «обреченная сила», от древнегреческих слов menos — «мощь, сила» и oitos«гибель, боль»), мудрый Прометей (др.греч. Προμηθεύς, «предусмотрительный, сметливый»; греч. metis — мысль) царь скифов и защитник людей, и  Эпиметей (др.греч.Ἐπιμηθεύς, «думающий после», «крепкий задним умом»).

Некоторые учёные предполагают, что имя Прометей происходит от протоиндоевропейского корня, из ведического pra math, «красть», отсюда pramathyu-s, «вор», родственное «Прометею», похитителю огня. Ведический миф о похищении огня Матаришвой (Matariśva), — в индийской мифологии ведийского периода (в РигВеде) бог Матаришва, обитающий в воздушном пространстве и принесший оттуда на землю огонь-Агни, является аналогом греческого рассказа о Прометее.

С мифолого-исторической точки зрения Прометей является по своим истокам архаическим доолимпийским божеством балканского субстрата, покровителем древнего автохтонного населения. В этом образе сказывается попытка соединить старое местное божество с богами новых племён, пришедших на Балканы. Вот почему Прометей мыслится благодетелем и даже создателем первых людей.

Благодельные функции Прометея наряду с его мудростью, унаследованной от Земли, но облагороженной в условиях классического периода мифологии, создают основу для споров Зевса и Прометея, для непокорности и наказания этого последнего, поскольку в эпоху классической мифологии самым мудрым и великим может быть только одно божество, так же как и вершителем судеб человечества может быть только один владыка. Не случайно в ряде мифов подчеркивается, что Прометей так и не сумел наделить людей законами и правильной общественной жизнью. В «Протагоре» Платона привилегия Прометея — огонь и ремесло, но не государственное устройство человеческого коллектива, вполне чуждое Прометею, в основе своей старинному божеству давно прошедших времён.

Итак, Прометей, а не кто иной, призван был, с точки зрения архаики, пожалеть человеческий род.
Если рассматривать миф об истреблении людей с позиции патриархальной мифологии, то Зевс имел все права быть недовольным их примитивным существованием.
Судя по Эсхилу, ущербность и ничтожество первых людей настолько досаждали Зевсу, что он задумал их погубить, лелея надежду «насадить», как говорится у Эсхила в «Прометее прикованном» (стр.232), новый человеческий род. Примечательно, что здесь используется представление, прекрасно известное в архаической мифологии, — люди вырастают наподобие деревьев, а может быть, они и сами древовидны, и потому жизнь их смутна, инстинктивна и проходит как бы в некой дреме. Их легко уничтожить, так же как вырубить деревья. Но для божества не стоит труда ещё раз насадить новый род, может быть, более совершенный и жизнеспособный.

Эсхиловский Зевс замыслил погубить людей с такой легкостью именно потому, что они ничем не отличались от вечно рождающейся и вечно умирающей природной материи. Но вмешательство Прометея изменило все планы Зевса.
Прометей пробрался в кузницу Гефеста и вынес оттуда в полом стволе нартекса[11] (Гесиод. Теогония, стр. 565) искру огня, передав её людям. Прометей как бы искупил глупость своего недалекого брата Эпиметея (букв. — «Крепкий задним умом»), виновного в беззащитности людей, истратившего на животных все дары и не позаботившегося о людях.

 Прометей, создающий человека. Рельеф римского саркофага. III в. н.э. Неаполь. Национальный музей

Прометей наделил людей разумом, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, считать, писать, читать. Он внёс упорядоченность в их жизнь, научил их различать времена года. И, что особенно важно для древних, обучил приносить богам жертвы, совершать разного рода гадания (Эсхил. Прометей. стр. 442-504). Можно с полным правом сказать, что «все искусства у людей от Прометея» (Эсхил. Прометей. стр 506).

Значит, не только ремесла у людей от Прометея, но от него у них связь с богами через жертвы, сопровождаемые особыми ритуалами и целой системой гаданий, что повлекло за собой в дальнейшем выделение особой категории жрецов, возносящих молитвы, толкователей воли богов и исполнителей божественных решений.

Есть ещё один дар Прометея, о котором почти забыли, но без которого человечество вряд ли смогло бы развиваться. Прометей вселил в людей «слепые надежды» и вложил в них тем самым стремление к постоянной деятельности, научил их верить мечте. (Эсхил. Прометей. стр. 248-250)

Характерно, что Прометей причастен ещё к одному обману, направленному против воли Зевса и тоже относящемуся к взаимоотношениям людей и богов. Этот обман иные древние мифографы, например Гесиод, даже считали его первым деянием против Зевса, за которым шло уже второе — кража огня. Но, рассуждая логически, сначала Прометею надлежало спасти людей от уничтожения, сделать их более разумными, а затем уже принять участие в основании ритуальных жертвоприношений, установленных богами и людьми в древнем Меконе (др.греч. Μηκώνη), во времена классической Греции — область Сикиония ( др.греч. Σικυωνία — «страна огурцов») на в северо-восточной части Пелопоннеса).

Прометей учит людей приносить жертвы богам, с выгодой для себя

Прометей решил в древнем Меконе помочь людям, чтобы не обременять их обильными жертвоприношениями. Он рассек тушу быка, спрятал мясо в содранную бычью шкуру, положив на жертвенник сверху самую худшую часть — желудок. Рядом он искусно сложил кости и прикрыл их сверху блестящим жиром, полагая, что жадный Зевс не заметит обмана и выберет для жертвоприношения именно эту, внешне самую лучшую часть, но на самом деле для богов наихудшую, зато самую выгодную для людей.
Зевс действительно остановил своё внимание на куче, покрытой жиром, однако сделал выбор умышленно, чтобы найти предлог для наказания слишком хитроумного Прометея (Гесиод. Теогонии, стр. 535-560).

В результате встречи в Меконе людей и богов невольно выиграли люди, так как решение Зевса непреложно и его выбор был окончательным. Отныне люди стали в честь богов сжигать кости, покрытые жиром. Боги, таким образом, довольствовались ароматным дымом, поднимавшимся к небу. Люди же съедали мясо, посыпанное солью, священной ячменной мукой и хорошо поджаренное на огне, знаменуя этим свою причастность к божественной трапезе и подтверждая жертвоприношением договор двух миров — человеческого и божественного.

Разгневанный Зевс должен был неминуемо наслать кару на Прометея и на людей. Поскольку за Прометеем числился первый (или, по Геосиду, второй) обман — похищение огня, то Зевс покарал Прометея, приказав Гефесту приковать его к скалам Кавказа цепями с помощью Власти и Силы, Зевсовых прислужников.
Не забудем, что Прометей, несмотря на безвыходное положение, был тоже вооружен против Зевса, храня в сердце тайну о будущей судьбе Зевса, поэтому Зевс старался уговорить Прометея выдать ему тайну в обмен на свободу, но Прометей был непреклонен, несмотря на все уговоры. Ему оставалось в громах и молниях разгневанного Зевса быть низвергнутым в недра земли, чтобы потом снова появиться на свет, уже на новые Муки.
Ежедневно прилетавший к скале Прометея орел выклевывал в течение мириад лет (мириада — примерно 10 тысяч) его печень, выраставшую заново каждую ночь. А так как Прометей — бессмертный бог, он мог только мучиться, не достигая желанной ему смерти (Эсхил. Прометей.).

Соперничество Прометея с Зевсом, не то, физическое, на которое отваживались чудовищные порождения матери-Земли, а, можно сказать, интеллектуальное, стоило Прометею великих страданий то ли на Кавказе, то ли на краю земли, где стоит его брат Атлант.

Главное здесь то, что пройдут века, мир изменится, родится новое поколение героев, совершающих подвиги, но Прометею суждено тысячи лет висеть пригвожденным к скалам, оставаясь только свидетелем героических деяний (Аполл. Род. II 1248-1258) в жизни, где Прометею нет места, где он только поверженный соперник Зевса.

Прометей дождётся своего освобождения именно в эти героические времена, хотя, к его досаде, опять-таки по воле Зевса, но об этом в своё время.
А пока последовало наказание людей, принявших и огонь и выгодные им установления жертв благодаря хитрости Прометея.

Далее… Пандора послана богами в наказание людям

Пандора послана богами в наказание людям
Зевс борется за укрепление власти

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*