Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Социально-политическая структура раннегородских центров

Социально-политическая структура раннегородских центров

монеты викингов- 9 век- Бирка. Швеция

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Социально-политическая структура раннегородских центров

На втором этапе развитая в ранних городах образуются специфические общественные институты. Детально их происхождение ещё не исследовано. Социально-политические нормы коренятся, несомненно, отчасти в традициях родового строя, таких, как тингнародное собрание, образование советов для решения важных дел, законоговорение — провозглашение норм обычного права специально на то уполномоченными представителями общины, «лагманами».

Такого рода собрания отмечаются в Бирке в середине IX века. Когда Лнсгарий во время второй своей поездки, вручив богатые подарки, домогался у конунга свеев Олава помощи в христианизации жителей города, тот ответил: «Но однако, прежние священники были изгнаны отсюда не королевским повелением, а народным возмущением. Поэтому я не могу осмелиться сделать что-либо для вашей миссии, не спросив наших богов и не узнав воли народа. Твой посланник должен сопровождать меня на следующее собрание тинга; я хочу поговорить с народом о тебе… Согласно их обычаю, решение о любом общественном деле у них находится именно в единодушной воле народа, более чем во власти короля». Перед началом народного собрания состоялось совещание конунга с представителями знати184.

Сведения о вече, народном собрании горожан в славянских раннегородских центрах относятся лишь к началу XII века. Однако и здесь вполне обосновано предположение, что это учреждение имеет более древние корни185. Нет никаких оснований полагать, как это делает К. Цернак, что эти народные собрания представляли собою вторичные новообразования. Более правдоподобно непосредственное развитие народные собрания из родоплеменных собраний, чему имеются многочисленные примеры у славянских племён, прежде всего вильцев и сорбов.

В то же время формирование общественных институтов в значительной мере определялось укрепляющейся государственной властью. Конунги и князья располагали владениями в ранних городах: для Бирки, Рибе и Хедебю, а позднее для Поморья это засвидетельствовано письменными источниками. Они назначали своих графов и управляющих, сборщиков пошлин и налогов, оставляли за собою усадьбы в поселениях, организовывали оборону при вражеских нападениях; но равным образом при случае они стремились утвердить свою власть в общественной жизни, нередко вопреки воле народного собрания.

По преданию, так было и с миссией Ансгария в Бирке: сперва волнения среди жителей привели к восстановлению старинных прав народного собрания; в итоге, однако, на основе действия раннегородских институтов был достигнут компромисс между интересами купцов и ремесленников, с одной стороны, и зарождающейся королевской власти — с другой. Те и другие нуждались во взаимной поддержке и взаимно соблюдали интересы друг друга. Вполне вероятно, что в этот период раннегородского развития зарождается скандинавское городское право, так называемое «право Бирки», Bjärköarätt.186. Происхождение раннесредневекового шведского городского «права Бирки», а также его дальнейшее развитие связано с морским и земельным правом.

Существенными нормами «права Бирки» были:
1) рыночное обращение и его защита публично-городской и королевской властью, представленной графами, которые также собирали королевские подати;
2) безопасность движимой собственности и прочное право купцов на земельный участок, дом и склад в городе;
3) формы политического и коммунального самоуправления, высшим институтом которого был тинг, то есть всеобщее народное собрание;
4) обязанность как горожан, так и конунга или князя осуществлять военную защиту поселения;
5) интеграция чужеземцев в городскую жизнь, правда преимущественно особыми колониями; гарантия правовой защиты в торговых и имущественных делах.

Неизвестно насколько значительными политическими правами располагали чужеземные купцы. Скорее всего они пользовались «гостевым правом», как это запечатлел Адам Бременский для Волина. Примерно о таких же правах и обязанностях сообщают источники начала XII века, касающиеся поморянско-польских балтийских городов187 и Новгорода. Численность населения крупных ранних городов, как Волин, достигала в X века. уже от 5000 до 10 000 человек188.

——————————————- ***

184 Vita Anskarii, s. 26. См. также: Ковалевский С. Д. Образование классового общества…, с. 71-113; Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее средневековье. М., 1977, с. 84-125.

185 Ср.: Zernack К. Die burgstädtischen Volksversammlungen bei den Ost — und Westslawen. Wiesbaden, 1967. О проблематике и происхождении веча в Киеве см.: Толочко П. П. Вече и народное движение в Киеве,-В кн.: Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972, с. 125; см. также: Фроянов И. Я. Киевская Русь, с. 150-184.

186  см.: Sсhüск А. Studier rörande det svenska stadsväsendets uppkomst och äldsta utveckling. Uppsala, 1926; Skovgaard-Petersen J. Vikingerne i den nyere forskning. — Historisk tidskrift, København, Raekke 12, 1972, b. 5, N. 3, s. 691.

187 Leciejewicz L. Początki nadmorskich miast na Pomorzu Zachodnim. Warszawa, 1962; Bollnow H. Studien zur Geschichte der pommerschen Burgen und Städte im 12. und 13. Jh. Köln, 1964.

188 Dziewulski W. Zaludnienie i rozmiary Szczecina w roku 1124. — Kwartalnik Historii Kultury Materialnej, 1954, N. 2, s. 45-64.

Далее… Ранние города и бурговые города

Ранние города и бурговые города
Эпоха расцвета раннего города и торговли в IX-X вв.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*