Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Арктическая родина - Гиперборея / Словарь арийских имён богов и терминов

Словарь арийских имён богов и терминов

ogon

 Арктическая родина в Ведах. Бал Гангадхар Тилак

Глава XIII. Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев.

Словарь арийских имён богов и терминов.

В словнике приводятся названия памятников религиозной литературы Индии и Ирана, встречающиеся в тексте, а также имена и термины, которые неясны по содержанию текста и не разъясняются в скобках или сносках.

АВЕСТА – собрание священных книг зороастризма.
АГНИ – бог огня, одно из древнейших божеств в Ведах. Имеет три формы-воплощения: солнце, молния и земной огонь.
АДИТИ – богиня в Ведах, мать группы богов-Адитьев.

АДИТЬЯбожества 7 месяцев солнечного света; Адитья — «имеющий семь имён, семиколесной колесницы, влекомой семью конями». Адитьев (солнц) было семь, по числу солнечных месяцев в Арктике. Шесть имён разных Адитьев – Дакша и Арьяман, Митра и Варуна, Бхага и Амша. Адити родила четыре пары сыновей: первыми родились Дхатри и Арьяман, затем появились Митра и Варуна, затем – Амша и Бхага, а последними были Индра и Вивасват.  Семь сынов Адити люди называют Адитьями-богами, а восьмой, Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы — мёртвое солнце. Из Мартанда (от «мри» – «умирать» и  «анда» – «яйцо птицы»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») братья сделали людей и других живых существ. «Существуют семь областей неба со своими особыми (семью) солнцами, есть и семь Хотри-жрецов, а с ними Адитьи – семь богов…» 

Адхара — низший, Юг. Уттара — высший; север.<
АЗИ (АХИ) – мифический огромный змей, ограждающий реки; общее название ядовитых змей.
АЙРЬЯНА ВАЭДЖО (АРИАНАМ ВАЙДЖА) – мифический арийский рай, или рай иранцев, считающийся областью их зарождения и исхода.
АЙТАРЕЙЯ БРАХМАНА – одна из Брахман, соотносится с текстами гимнов Ригведы.

АМРИТА (СОМА) – в ведической литературе (и во всех последующих литературных текстах) – напиток, дарующий бессмертие; напиток богов.
АМША – одно из имен солнца, сына Адитй.
АМЭША СПЭНТА – бессмертные святые в Авесте.

Ангарах – «горящие угли или огонь»
Ангирас — один из семи жрецов-Хотри, помогающих первочеловеку Ману совершать жертвоприношения, поющие гимны; соратники бога Индры:  Агирасы — сыновья Агни. (греч. Аггилос — «взлетающий посланец», вестник; Ангел.) Ангирасы – это Вирупы-«имеющий много форм». В Ригведе  говорится о двух группах (типах) Ангирасов, о двух их главных разновидностях – Навагва и Дашагва —  лучшие из Ангирасов.

Ангарах – горящие угли или огонь
АНГРА МАЙНЬЮ (АНХРА МАНЬЮ) – злой дух в Авесте.
АПАОША – демон засухи; дословно – иссушающий.
АРАНЬЯКА – дословно лесная; Араньяки входят в состав книг ведической литературы.
АРДВИ СУРА АНАХИТА – в Авесте название реки и имя ее богини (в науке продолжается дискуссия о географическом положении этой реки).
АРДЖУНА – третий брат из числа пяти светлых героев эпоса «Махабхарата», братьев-Пандавов. Его небесным отцом является бог Индра.

Ари — в древнеиндийской астрологии «шестой дом» планет или небесное пространства<

АРЬЯ (АРИЙЯ) – с древнейших времен это слово определяет принадлежность человека к одному из индоиранских племен.
АРЬЯМАН – одно из имен солнца, сына Адити.
Айрьяна Ва-эджо, или исходный дом иранцев
ATАР – огонь в Авесте.
АТХАРВАВЕДА – название последней из четырех Вед, содержащей заговоры и магические заклинания.
АТХАРВАН – «жрец огня»; Атхарваны называются «нашими отцами».
Ахани — пара «ночь и день»; «есть тёмный «ахах» (ночь) и светлый «ахах» (день)».  «Ахах ушаса-накта» — пара «день и ночь»
Ахо-ратре — «День-Ночь» (пара)
АХИ-ДАХАКА – трехглавый змей, враг добрых дел Ахура Мазды. Он же – Ази-Дахака и Ахи-Дахаках.
АХИЛЬЯ – небесная змея. Одно из имен Вритры.
АХУРА – благой бог в Авесте.
АХУРА МАЗДА – верховный бог в зороастризме (в поздней литературе Ормазд).
АЧАРЬЯ – буквально: учитель, наставник. В литературе прибавляется к личному имени почитаемого человека – проповедника, основателя религиозного или философского течения или школы.
АШВАЛАЯНА ШРАУТА СУТРА – одна из сутр, относящаяся к Ригведе.

АШВИНЫ – в Ведах два брата-близнеца, возвещающие утро. Считаются врачами и помощниками богов и святых.
БРАХМА – имя бога-творца, прародителя всего сущего, создателя богов, демонов, земного и небесного миров.
БРАХМАН – член высокой социальной группы жрецов и наставников, глубоко уважаемых большинством приверженцев религии индуизма.
БРАХМАНА – книга из раздела ведической литературы, наиболее близкой к Ведам. Название отдельных Брахман указывает на их связь с определенной Ведой.
БРАХМА-СУТРА – сутра о почитании бога Брахмы.
БРАХМАЧАРИН – юноша, проходящий первую ступень (ашрам) жизни (до брака).
БРИХАСПАТИ – верховный жрец богов, сын Ангираса.
БУНДАХИШ – название среднеперсидского пересказа Авесты.
бхуясих, бхуясир — много
бхуясир ушасах — «много зорь»
БХАГА – одно из имён солнца, сына Адити.
ВАЛЬМИКИ – поэт-сказитель, которого считают автором эпоса «Рамаяна».
Варамсипространство, сияние, звёзды.
ВАРТИКА – имя перепела, спасенного Ашвинами.
Вару — укрытие, где сохранить зародыши (семена) всех животных и растений.
ВАРУНА – один из древнейших богов Вед. Охранитель риты – закона мирового порядка. Повелитель вод.
Варша — период дождей;

ВАЧ (ВАК) – богиня Речи, Слова.
ВЕДАНГА ДЖЬОТИША – трактат по астрономии.
ВЕДЫ – четыре сборника религиозных и ритуальных текстов в форме гимнов и ритмических строф. Слово «веда» значит «веденье». Возникновение каждой Веды точно не датировано.
ВЕНДИДАД – главная часть Авесты, состоящая из 22 фаргардов (глав). Вариант названия – Видевдат.
ВИВАСВАТ – одно из имен солнца, сына Адити.
Вирупе — разнообразие; «имеющий много форм», оттенков»; «рупа» – «тело, форма». Ангирасов иногда именуют «вирупами» и «сыновьями неба».

ВИШНУ – в Ведах бог света и солнца.
ВОУРУКАША (ВОРУКАША) – в зороастрийской мифологии море, определяемое то как мировой океан, то как Каспийское, то как озеро Балхаш.
ВРИТРА – в Ведах демон мрака, похититель солнца, враг бога Индры, один из Данавов.
Вьюшти («ви» и «юшти») полный расцвет зари, вспыхивание зари Ушас. А+ви+ушта» — «не полностью перелитая заря в восход»
ВЬЯСА – мудрец, легендарный автор «Махабхараты» и дед ее светлых героев Пандавов.
Гавам-аянамжертвоприношение
ГЕЛИОС – имя бога солнца в греческой мифологии.

ГЕРАКЛ – герой древнегреческих мифов, сын бога Зевса. Ему приписывается совершение двенадцати подвигов, требующих проявления огромной силы.
ГОТАМА – имя ведического мудреца.
ГРИХЬЯ-СУТРЫ – трактаты, посвященные домашней религиозной обрядности (IV–VI века н.э.).
ДАКША – одно из имён солнца, сына Адити; имя одного из ведических богов, сотворенных Брахмой.
Дакшана«правая сторона».

Дакшина — правый, правая рука, «искусный, опытный»; Юг, южный; третье значение – «великодушие» или «щедрая награда». Сурья — сын Дакшины — Зари Ушас.
Дакшинавант — «самых щедро жертвующих».
ДАКШИНАЯНА (ИЛИ ПИТРИЯНА) – Южный путь или Путь предков; ночь богов, период долгого ухода солнца с северного неба.
ДАНАВЫ – разновидность демонов в индуизме.
ДАСА, ДАСЬЮ – демон, разбойник. Название враждебного арьям народа.
ДАЭВЫ (ДЭВЫ) – злые духи, демоны в литературе парсов.
Даша масах — десять месяцев.
Дашагва — лучший из  Ангирисов, «семижды-творящий», имеющий семь ртов; Дашагвы, прежде всех принесли жертвы. «Навагвы и Дашагвы отдавали силы, возливая сому и прославляя песнями Индру, завершали саттру за десять месяцев.

ДВА-ДАША-ХА– двенадцатидневное жертвоприношение.
ДВАПАРА – название третьей юги (эпохи) из числа четырех юг в мифологии Пуран.
«Дэванам пурве юге» и «дэванам пратхаме юге» — древние, первые, ранние века богов.

ДЖАТАКИ – часть буддийской литературы повествовательного содержания.
ДЖЬОТИША – наука астрономия.
Дивах мадхье«посреди неба»

ДИРГХАТАМАС «долгая тьма» — одно из имён убывающего, умирающего на 10 месяце солнца Арктики. Диргхатамас состарился в «дашаме юге» — «солнце состарилось на десятый месяц», оно ослепло, а Даса Трайтана бросил его за горизонт, в неведомый океан воды, над водами царит бог Варуна, воды текут по его команде. Диргхатамас призывает Ашвинов на помощь. Ашвины вернули молодость Диргхатамасу, под именем Маматсья (имя его отца Мамата), сыне Утатхьи- имя его матери. Диргхатамаса называют Чхьяване, а также Вандана.

ДХАТРИ – одно из имен солнца, сына Адити.
ДЬЯУС – имя бога неба, бога света.
ДЭВАЯНА (или УТТАРАЯНА) – Путь богов (или Северный путь): день богов, период пребывания солнца на небе.
ЗАКОНЫ МАНУ – сборник религиозно-правовых указаний и разъяснений. Предположительная дата создания – конец I тысячелетия до н.э. Книга издана на русском языке под этим же названием.
ЗАОТА – верховный жрец-жертвоприноситель парсов.
ЗАРАТУШТРА (ЗОРОАСТР) – пророк, основатель религии зороастризма.
ИНДУС – приверженец религии индуизма (в современной Индии – свыше 80% населения).
ЙИМА – царь времен золотого века в Авесте. Первый умерший земной человек. Аналогичен Яме в Ведах.
Йоджан — повозка; дневное движение солнца; расстояние, которое проходят не запряженные лошади (таппа);

КАЛЕНДЫ – применявшееся в римском календаре подчеркивание значения первых чисел месяца, близких к новолунию; переносное название этих дней.
КАЛИДАСА – поэт и драматург Древней Индии (V век н.э.). Автор драмы «Признанная Шакунтала».
КАЛИЮГА – век богини Кали; век демона по имени Кали; железный век. Это последняя юга из общего числа четырех юг.
КАЛЬПА – название долгого периода времени, равного 4320 годам (по другим источникам – 12 млн. лет). Это и название Дня Брахмы.
КАРШВАР – в зороастризме весь обитаемый мир делится на семь каршваров (зон, областей).
КУМАРА – буквально: юноша, сын, царевич. Одно из имен бога Сканды-Карттикейи, сына бога Шивы.
КУТСА – злодей, убивший своего домашнего жреца-брахмана.
КУХУЛЭН (КУХУЛЕЙН) – солнечный герой кельтской мифологии.
Кшапах — ночи
МАЗДА – сокращенное имя верховного бога парсов Ахура Мазды.
Мамара» – «умирающий», о заходящем солнце
МАНДАЛА – книга, состоящая из того или иного количества гимнов Вед. Чаще всего цитируются мандалы Ригведы.

МАНУпервочеловек, предок всех людей, спасшийся после потопа. Первую жертву богам Ману приносил вместе с семью жрецами-Хотри: Ангирас (греч. Аггилос — «взлетающий посланец», вестник; Ангел.), Яяти, Бхригу, Атхарван и Дадхьянч, Атри и Канва. Атхарваны («жрец огня») называются «нашими отцами» («нах питарах»), наряду с Ангирасами, Навагвами и всеми БхригуМану считается автором сборника «Законы Ману».
«Мануша юга» — «века (возрасты) человека»; «вишве йе мануша юга…» — «Все те, кто защищает человека от несправедливости в течение всего его века». «тва гира дайвьям мануша юга» — «Человеческие поколения возвеличивают Агни «в течение человеческих веков».

«Мануша юга» определяли в древности месячный цикл, в течение которого солнце было над горизонтом. «Индра, убив Вритру, привёл на небо зарю и солнце и «установил порядок месяцев на небе»; «четыре «юги» —  четыре фазы луны.

МАРТАНД – восьмой сын Адити — мёртвое солнце (от «мри» – «умирать» и  «анда» – «яйцо птицы»; «умершая птица»; «марта» – «мертвый или недоразвитый») Мартанд не был месяцем солнечного света, на 8 месяц начинался период тьмы. Из Мартанда  братья сделали людей и других живых существ.
МАРУТЫ
– боги ветров.
МАТСЬЯ ПУРАНА – Пурана о рыбе. Содержит рассказ о всемирном потопе и о воплощении бога Вишну в рыбу, спасшую корабль прародителя человечества, Ману.
МАХАБХАРАТА – великая эпическая поэма Древней Индии. Индийская традиция относит время ее создания к концу IV тысячелетия до н.э. (3102 г.), но ее части возникали разновременно.


МЕРУ (Махамеру) – мифическая гора на Северном полюсе, местопребывание семи богов Адитьев, восьмой — Кашьяпа озаряет гору. «На Меру боги видят солнце после его единственного восхода и в течение половины его вращения, начинающегося с Ари»
МИТРА – имя бога, дружественного ко всему живому, противника ссор.
Навагва — «наши древние отцы»
«нах пурве питарах» — предки ведического народа; Навагва — лучшие Ангирисы. Навагва и Дашагва от «нава» -«новый» или «очаровательный», девять,  и «даша» (дашан)» – это числительное «десять», «гва» от корня «гам» – «идти». Навагвы-Ангирисы воспевали Индру в песнях, приносили жертву,  возливая сому, завершал саттры за девять месяцев, и Дашагвы, завершавшие саттру за десять месяцев».

Нах питарах — наши отцы Нах пурве питарах — предки, праотцы ведического народа
НИРУКТА – комментарий к текстам Вед, созданный Яской (VII–VI века до н.э.).
НУМА ПОМПИЛИЙ – имя древнеримского царя реформатора (VIII–VII века до н.э.).
ПАНДЖАБ (ПЕНДЖАБ) – буквально Пятиречье, древнее название одной из областей на северо-западе Южно-Азиатского субконтинента. Это название сохранилось за одним из штатов Индии.
ПАНДИТ – учёный, образованный человек; по большей части член высокой брахманской касты.
ПАНИ – в некоторых памятниках индийской литературы – название народа, враждебного арьям; в Ведах – разновидность демонов.
ПАНИНИ – древнеиндийский грамматист (V–IV века до н.э.).
ПАРВАРДИН-ЯШТ – один из гимнов Авесты.
ПАРСЫ – приверженцы религии зороастризма. Известны также как огнепоклонники.
ПАТАНДЖАЛИ – древнеиндийский грамматист (II век до н.э. – II век н.э. – ориентировочная датировка времени его жизни).
ПИТРИ – души предков, предки.
ПИТРИЯНА – Путь предков, темная половина года (другое название: Дакшинаяна – Южный путь). Дэваяна и питрияна — две половины года – одна, состоит из непрерывного света, и другая – из непрерывного мрака.
ПЛУТАРХ – греческий писатель и историк, автор 50 жизнеописаний великих исторических личностей (I–II века н.э.).
Пра+дакшинам слева направо
Пратимана – «контрмера», противостояние

Пратхама — первые, древние, старые, древнейшие; «Авама» — последний.

ПРАШНО ПАНИШАДА (ПРАШНА УПАНИШАДА) – одна из Упанишад.праяшчитта – ритуал подготовки к смерти.
ПУРА — дни (прежние), века прошедшие.
ПУРАНА – буквально: древний. Пураны в индуизме – житийные предания, сказы. Известны 18 основных Пуран и много более мелких. Они создавались от конца I тысячелетия до н.э. и до середины II тысячелетия н.э.Пура кальпе — давно прошедшая эпоха
Пурвих – много Пурвьям югам — в древнейшую югу; ранние века;

Рождение Пуруши

ПУРУША – в Ведах это первочеловек, которого боги принесли в жертву, создавая все сущее из частей его тела (буквальное значение этого слова – человек).
ПУШАН – Пушан сравнивается с Дьяусом; у него две формы — тёмная и светлая («ахани»-пара); одно из древнейших имен солнца; в индуизме это бог-покровитель процветания и богатства.
РАВАНА – десятиглавый демон, владыка зла. Он был убит героем «Рамаяны» царевичем Рамой, в образе которого явился бог Вишну.
РАДЖАС – пространство верхней или нижней полусферы мира.
Раджаси — низкие и высокие слои атмосферы, пространство.
РАМА – главный герой эпической поэмы «Рамаяна», седьмое воплощение бога Вишну на земле.
РАНГХА – река в Авесте. О месте ее протекания ученые продолжают спорить. Некоторые считают ее Волгой.
РАПИТВИН – божество второй части дня в Авесте; буквальное значение – полуденный.

РИТА – закон правды и порядка, установленный высшими силами космоса.
Рупа – тело, форма (родственное слово в рус. яз.: труп)

САВИТРИ – имя богини, супруги Брахмы. Название молитвы в Ригведе, обращенной к богу солнца.
Самайа близко, вместе, воедино; «самайа бхавати»- «тот, кто являет себя между двумя».
САМХИТА – трактат, книга, сборник (молитв, гимнов, правил).

САНСКРИТ – язык индоарийской группы индоевропейской языковой семьи. Древнейшая его форма – ведический, или ведийский, санскрит, следующая – эпический, последняя – классический. Принято называть санскрит языком индийской культуры. Признан одним из официальных языков Республики Индии.
Сапташва — «семилошадный»; «саптачакра» — семиколесный год солнца в шесть сезонов и 12 месяцев,

САТТРА – ритуальное действие; исполнение жертвоприносительного гимна или молитвы.
САЯНА – индийский комментатор Вед (XIV век н.э.). Составил комментарий к Ригведе.
СМРИТИ – буквально: «запомненное»; общее название памятников постведической литературы, отличающее их от ведических текстов, именуемых «шрути» – «услышанное».

СОМА – имя бога луны; название опьяняющего жертвенного напитка.
СПИТАМА – в Авесте Спитама Заратуштра как родовое имя пророка.
СУРЬЯ – самое распространенное в Индии имя бога солнца.
СУТРЫ – краткие поучительные тексты, касающиеся разных религиозных, правовых и бытовых проблем. Наиболее древние сутры относятся, как признают большинство ученых, к I тысячелетию до н.э.
ТАЙТТИРИЙЯ АРАНЬЯКА – одна из Араньяк, соотносимая с «Тайттирийя Самхитой».
ТАЙТТИРИЙЯ БРАХМАНА – обобщающее название пояснений молитвенных формул (мантр) в тексте Вед, разъясняемых «Тайттирийя Самхитой».
ТАЙТТИРИЙЯ САМХИТА – сборник молитвенных формул (мантр) и чередующихся с ними их разъяснений (именуемых «Тайттирийя Брахманой»). Вся «Тайттирийя Самхита» относится к текстам второй Веды – Яджурведы.
Тамаси кшиянтам — скрытое в темноте
ТИР-ЯШТ – один из яштов, гимнов, посвященных отдельному божеству в Авесте.
ТХРАЭТАОНА (ТРЙТАОНА) – один из персонажей Авесты.
УПАНИШАДЫ – произведения, считающиеся заключительным разделом ведической литературы. Наиболее древние относятся к середине I тысячелетия до н.э., поздние – к эпохе средневековья.
Уттарато есть «высший» — Север, а юг – «адхара», то есть «низший»,
УТТАРАЯНА (или ДЭВАЯНА -путь дэваяна начинался с рассвета, то есть с окончания мрака) – Северный путь Солнца, путь от весеннего к осеннему равноденствию; день богов- светлая половина года.

УШАС – богиня зари в Ведах и во всей литературе индуизма. зори – тридцать сестёр, пятью группами по шесть ходят круг за кругом, 30 шагов, они нераздельны и бесконечны, долго пребывают в убежище Варуны. Первая из главных пяти зорь — заря начала творения, считается ребёнком Риты (закона), вторая хранит величие Вод, третья движется в области Сурьи, четвертая – в области Огня, или Жара, а пятой управляет Савитри. Ушас и Вьюшти – это «заря» и «восход»; конец ночи (Ушас) и на начало дня (Вьюшти — полный расцвет» зари). а+ви+ушта»«не полностью перелитая заря в восход»
Удешьят — образ готовящегося рассвета.
Удьят — образ наступающего рассвета.
Удита — образ наступившего рассвета.

Ушасау — две зари — пара «день и ночь».
«Уттара юге» – «в последний век»;

«Уттара югани» – «поздний век»
ФАРГАРД – название разделов «Вендидада».
ХАОМА (СОМА) – напиток бессмертия в Авесте, аналогичный соме.

ХАМАНТА — зима;  Шишир — ранняя весна; Шарада — осень; Варша — период дождей; Описание года: «Колесо о двенадцати спицах, а в нём 720 сыновей Агни» –  указание на год, состоящий из 12 месяцев и 720 дней и ночей (360+360). Одни говорят, что бог-года или Солнце, пятистопый – это значит, что год делится на пять сезонов. Пятистопый бог-год, удалился для пребывания в водных парах, то есть стал невидимым или покрытым тьмою в дальней части небес — описан арктический десятимесячный год.

ХАРА БЕРЕЗАЙТЕ (ХАРА БЭРЭЗАЙТИ) – мифическая гора в Авесте, или горный хребет.
ХОТАР – жрец, руководящий церемонией жертвоприношения у индусов.
ХУКАРЬЯ – вершина мифической горы Хара Березайте.
Читравасу — ночь
ЧХЪЯВАНА – слабеющий к старости – один из образов солнца, которому Ашвины вернули юность
ШАКУНТАЛА – героиня мифического сюжета в «Махабхарате», а также драмы Калидасы и многих пересказов.
ШАМБАРА – одно из имен демона тьмы, врага бога Индры.
ШАСТРА – учебник, руководство.
ШАТАПАТХА БРАХМАНА – сборник текстов, относящихся к Яджурведе.
Шашват — сияла
ШРУТИ – буквально: «услышанное», общее название памятников – Вед и произведений ведической литературы.
ШУШНА – имя демона; буквально: «иссушающий», «засуха».<
ЭЛЬБУРЗ – другое название горы Хара Березайте. В комментариях и переводах эту гору иногда путают с Эльбрусом.
ЮГА – поколение, потомок или «связь потомков одного корня»; «в десятой юге» значат «в десятом поколении», человеческие века;  «мануша юга» или «манушья югани» — «век смертных». «Юга» может значить «сочетание» или «пара», «поколение людей». В начале Калиюги планеты и солнце вошли в единение, в пару. Известны четыре юги, каждая из которых короче предыдущей, общая их численность составляет 12 тысяч лет: Критаюга, Третаюга, Двапараюга и Калиюга. Последняя – это наша эпоха, она должна длиться до смены всего времени.

«юге юге» — «период времени»; «уттара юге» – «в последний век»; «уттара югани» – «поздний век». «Мы надеемся на тебя сто и десять тысяч лет, две, три или четыре юги».<

ЯСНА – часть Авесты, содержащая текст литургии.
ЯШТ – гимн отдельным божествам в Авесте. Этот памятник содержит 21 яшт, в числе которых есть и посвященные древнейшим богам, относимым исследователями к эпохе давней индоиранской общности.
ЯСКА – индийский комментатор ведической литературы (VII–VI века до н.э.).

ОГЛАВЛЕНИЕ: Арктическая родина в Ведах. Бал Гангадхар Тилак  (Перевод с английского Н. Р. Гусевой)

Гиперборея в античной литературе
Значение наших результатов по исследованию истории изначальной культуры и религии арьев

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*