Вторник , 19 Март 2024
Домой / Скифы - Сколоты / Скифские курганы Башкирии и Мордовии

Скифские курганы Башкирии и Мордовии

О воинственности и жестокости древних властителей степей – скифов, до сих пор ходят легенды. Быт и нравы этого сурового народа издревле вызывал у жителей соседних территорий трепет и неподдельный страх, а их методы ведения войны на долгие годы обеспечили этим безжалостным воинам господство над бескрайними степями. Раскопки скифских курганов, проводимые на территории Республики Башкортостан, удивили учёных необычными находками. Среди типичных атрибутов, сопровождавших усопшего в иной мир, был обнаружен уникальный предмет, который явно не вписывается в современное мировосприятие обывателя – колчан для стрел был изготовлен из… человеческой кожи!

Раскопки скифского погребения Яковлевского курганного комплекса проводились на территории Хайбуллинского района Республики Башкортостан. В процессе археологических изысканий было установлено, что в могильнике погребен пожилой мужчина.


В кистях рук был зажат боевого меча, рядом находился наконечник копья, 200 наконечников стрел, а также фрагментарные останки конной упряжи и бытовых предметов. При извлечении наконечников стрел удалось обнаружить фрагменты колчана. По оценкам специалистов, возраст находок можно датировать IV веком до н.э.

Колчан со стрелами располагался на правом плече скифского воина. Изделие сохранилось в виде нескольких кусков кожи со следами грубого кроя. Цвет изделия был серовато-бурым, на изломе кожа была грязно-жёлтого цвета.

Образцы фрагментов кожи. Данный экземпляр не выставляется в основной экспозиции Национального музея Республики Башкортостан, а хранится в специальных фондах.

Археологи решили выяснить, чья именно кожа использовалась при изготовлении данного предмета. Установить происхождение материала не составляло никакого труда, достаточно лишь было провести соответствующие исследования. В лабораторию были отправлены девять образцов кожи и фрагменты шовного материала. Эксперты сообщили археологам, что исследуемые образцы кожи и сухожилий принадлежали человеку! К сожалению, ни этнической принадлежности, ни пола, ни возраста определить не удалось – материал не подходил для проведения более тонкого анализа.

Однако факт того, что в могильнике покоился скиф с колчаном, сделанном из кожи человека само по себе стало научным открытием, так как до настоящего момента находок подобного масштаба не встречалось на территории Республики Башкортостан. Впрочем, в археологии известны случаи подобных находок в других частях огромной территории занятой скифами. По археологическим находкам «Скифское царство», в период своего расцвета, простиралось от берегов Дона до Байкала.

Среди археологических находок эпохи скифских древностей широко известны другие «кровожадные предметы», например, среди знати кочевых племён были распространены чаши, изготовленные из человеческих черепов.

Стоит заметить, что даже современников скифов, не знавших ни гуманизма, ни равенства людей, подобные факты приводили в ужас.

В «Истории» Геродот описывает обычаи скифов (книга IV «Мельпомена», 64):

  1. Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут её руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают её на доски и затем возят её с собой на конях.

 

 

   Геродот, книга IV «Мельпомена», 65. Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.

Находки в скифском кургане в Мордовии

В подтверждении того, что в своем труде древний мыслитель достоверно описал суровые реалии быта скифских племен, выступают археологические находки. К примеру, на раскопках известного погребального скифского комплекса – Андреевский курган, расположенного в Мордовии, помимо изделий из человеческой кожи были обнаружены различные фрагменты тел убитых скифом людей. Среди вырубленных и просверленных для подвешивания верхних человеческих челюстей, несомненных военных трофеев, были найдены 5 концевых фаланг пальцев человека. Исследователь Андреевского кургана П.Д. Степанов предположил, что они остались в труднодоступных для тщательного свежевания кончиках пальцев в «чулке» кожи, снятой с человеческой руки и позже переделанного под колчан, для хранение стрел. Найденные в скифских курганах артефакты находятся в экспозиции исторического музея г. Уфа.Скифские артефакты в экспозиции исторического музея г. Уфа

Представители воинских объединений в скифском обществе, жили по достаточно простому правилу: чем больше «кровожадных трофеев» добывал рядовой скиф – тем выше был его авторитет среди соплеменников. Разумеется, что погребальный обряд с ритуалом и сооружением кургана-усыпальницы полагался далеко не каждому представителю общины и даже для каждого  скифского воина.

Вполне возможно, что в курганном могильнике на территории Хайбуллинского района Республики Башкортостан покоится прах некогда известного и достаточно влиятельного скифского воина, военачальника, что подтверждает атрибут власти — колчан из кожи убитого врага.

Сейчас сложно представить, что эти «звериные правила» были нормой жизни и даже идеалом поведения в обществе. Быть может, спустя несколько тысячелетий, наши потомки будут оглядываться удивляться варварским нравам нынешнего общества, хотя по мнению современников, живем в относительно спокойной эпохе.

«Таинственный Урал»

Богиня скифов – Табити.
Откуда появились кельты?

Один комментарий

  1. Первооткрывателем срубной культуры является В. А. Городцов , который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил своё внимание на скорченные погребения в деревянных рамах — срубах

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*