Четверг , 18 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Символика яйца в дохристианской эпохе.

Символика яйца в дохристианской эпохе.

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире. 
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание и ещё яйцо — символ зарождения новой жизни и надежда на возрождение в жизни вечной.

В индийских «Ведах» рассказывается о том, что бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела, что привело к делению их на касты. Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое, и связано с солнечным светом.

В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рождёнными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения новой жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса, и он овладел ею, приняв облик лебедя. Результатом этого соития стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного яйца появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны и разрушения Трои.

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молнию. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

Этрусское яйцо из Вулчи, VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

этрусский город Миса (ныне-Марзаботто) — 295 могил с мраморным яйцом

Яйцо в этрусском погребальном обряде символизировало смерть и воскрешение умершего из загробного мира. Во время археологических раскопок этрусских гробницах-курганах, археологи часто находили натуральные куриные яйца, раскрашенные охрой — красной краской, или яйца страуса, украшенные магическими ритуальными рисунками и знаками.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

На фрагменте росписи стены из этрусской «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом. Этруск, снявший пояс, готов к смерти.

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.


На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим) царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенное яйцо — символ воскрешения из мёртвых.

Финикийское яйцо с воинами и крылатыми сфинксами — 625-600 до н.э. из этрусской гробницы

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы-предсказатели) толковали и предсказывали будущее, наблюдая за полётом птиц, за летящими облаками и направлением ветра.

Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим. На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танецхоровод.

Печать из Махенджо-Даро — 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею жрец и младенец Рудра (Красное Солнце), справа коза-кормилица, внизу Семь Плеяд из созвездия Тельца (Быка)- 7 звёзд Большой Медведицы в хороводе танца «куравай».

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот  танец  KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли семь танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг  времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай..

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери — птица и рыбы.

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. В честь первого жреца храма Аполлона в Дельфах helhn страна получила название Эллада. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины и Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца — Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

По преданию священная гора Меру была обителью всех ведических богов Риг-веды. Управляя своей колесницей, летящей по небу бог Индра сражался с помощью Ваджры — божественного оружия, врагами ариев, со злыми демонами ,

В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.

В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.

 

Рождение и детство славян
Болгарский праздник встречи весны.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*