Среда , 8 Февраль 2023
Домой / Античное Средиземноморье / «Шаттл» и римская колесница

«Шаттл» и римская колесница

В мае 1949 года болотистая и пустынная местность мыса Канаверал штат Флорида США стала базой военно-воздушных сил США и испытательной площадкой для военных ракет. В 5 километрах к юго-востоку от Космического центра Кеннеди — космодрома принадлежащего НАСА, находятся две стартовые площадки на острове Мерритт Айленд, связанные двумя мостами и дамбами.

Американские многоразовые транспортные космические корабли «Спейс Шаттл» или просто «Шаттл» (англ. Space Shuttle — «космический челнок») — применяются для транспортировки космонавтов и грузов на космическую орбиту. Первый космический «Спейс Шаттл» — «Колумбия» запущен в 1979 г., погиб 1 февраля 2003 года во время 28 космического путешествия. Второй «космический челнок» — «Челленджер» погиб при своём десятом запуске 28 января 1986 года, третий «Шаттл» — «Дискавери», запущенный в ноября 1982 года совершил 39 полетов в космос. Четвёртый «космический челнок» — «Атлантис» запущен в апреле 1985 года и совершил 135 полетов в космос, последний полёт в 2011 году. Пятый «космический челнок» — «Индевор» запущен в мае 1991 года и совершил 25 полётов.

По бокам американских космических кораблей «Спейс Шаттл» размещаются внешние твердотопливные ускорители (ТТУ) и два двигателя по 5 футов в диаметре. Конструкторы корабля хотели бы увеличить диаметр двигателей, но не смогли. Почему?

Дело в том, что двигатели космического корабля доставляется по железной дороге, проходящей по узкому туннелю. Расстояние между рельсами на железной дороге стандартное: 4 фута 8.5 дюйма (=164 см), поэтому конструкторы «Шаттлов» могли только сделать двигатели шириной 5 футов (= 152,4 см).

Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами на американской железной дороге 4 фута 8.5 дюйма?

Оказывается, что ширина железнодорожного полотна в США такая же, как и в Великобритании. Америка была колонией Великобритании, и получила независимость только 3 сентября 1783 года. В Англии железнодорожные вагоны делали по типу трамвайных вагонов, а первые трамваи в Англии производились по образу и подобию конки — конно-железная городская дорога — вид общественного транспорта. Длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма (=164 см)! Но почему? Откуда взялся этот размер!

Как оказалось, длину оси конки проектировали с тем расчётом, чтобы колёса конки попадали в колею на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?

Карта расположения римских легионов в Европе

Для успешного управления обширной Римской империей, быстрой переброски войск римской армии из одной взбунтовавшейся провинции в другую, надо было позаботиться о транспортном сообщении со всеми провинциями и построить хорошие дороги.

После того, как «туманный Альбион» стал римской провинцией, римляне построили в Великобритании первые дороги, которые сохранились до наших дней.

Помпеи, 79 г. н.э. — римские дороги, колея и пешеходный переход

Ширина римских дорог по всей империи была стандартной и соответствовала размеру римской боевой колесницы, запряжённой двумя лошадьми. Как строили римские дороги?

Длина оси стандартной римской колесницы равнялась 4 футам 8.5 дюймам(=164 см) !

Аркаим. XXI-XVIII век до н. э. Синташтинская культура. Реконструкция колесницы — ширина 145 — 200 см, длина — 260-280 см,  высота — 130-150 см

Ну, вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер! Возникает ещё один вопрос: почему римляне строили боевые колесницы с осями именно 4 фута 8.5 дюйма (=164 см)? В боевую колесницу римляне запрягали двух лошадей, а размер 4 фута 8.5 дюйма — это размер двух лошадиных крупов! Делать ось колесницы длиннее было невозможно, так как это нарушало бы равновесие и устойчивость всей колесницы во время движения.

Римская колесница — VII век до н.э. Реконструкция

Следовательно, вот и ответ на самый первый вопрос. Сегодня человек вышел в космос, но по-прежнему его наивысшие технические достижения — космические корабли тесно связаны с размером двух широких и мускулистых лошадиных крупов, как и ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД.

В 1851 году в Российской империи завершилось строительство первой железной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга.
С середины XIX века стандартом ширины колеи на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 152,4 см (5 английских футов). С мая 1970 года до начала 90-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 152,0 см, что соответствует 59,84 дюймов.

Именно поэтому по российским железным дорогам не пройдут ни «римские легионы», ни вражеские поезда, рассчитанные на ширину колеи 4 фута 8.5 дюйма (=164 см)

Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.
Как строились римские дороги?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*