Четверг , 29 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Самая ранняя торговля викингов

Самая ранняя торговля викингов

Международная группа исследователей из Великобритании, Дании и Южной Африки во главе со Стивеном Эшби (Steve Ashby) из Университета Йорка обнаружили, что викинги занимались морской торговлей еще за 70 лет до их первого зафиксированного в летописях набега.  В 836 году рейд викингов в устье реки Маас и по реке Шельда — это было первое упоминание о викингах-вендах. Учёные полагают, что их результаты подтверждают известную гипотезу о том, что именно благодаря торговле викинги приобрели навыки мореплавания, которые пригодились им позже во времена военных походов. 

Гребни викингов — 500 г. н.э. из ЛинХолм

Используя новую щадящую технику анализа биологического материала с помощью спектрального анализа, разработанную в лаборатории Университета Йорка, исследовательская группа изучила фрагменты оленьих рогов на месте старого рынка города Рибе, располагавшегося в западной Дании и в VIII веке являвшегося оживленным торговым центром. Значительное количество находок гребней датированных 500 — 725 года н.э. оказалось рогами северного оленя, в историческое время не водившегося в Дании и предположительно попавшего в Рибе из Норвегии.

Эти находки означают, что викинги посещали Рибе – один из древнейший городов Скандинавии – задолго до начала их печально известных грабительских походов. Самые ранние торговые экспедиции могли дать викингам навыки мореплавания, впоследствии с 793 года использованные ими для набегов на берега Британии, а затем и на побережье других европейских стран.

По мнению учёных то, что первые следы дальних торговых морских путешествий жителей Скандинавии предшествуют их военным мероприятиям может значить, что представление о викингах исключительно как о морских разбойниках несколько преувеличенно и в действительности торговля изначально могла быть их основным занятием.

Вопрос о том, когда именно жители Скандинавии приобрели достаточные навыки для регулярных плаваний на большое расстояние с давних пор занимает историков и археологов. Ранее группа Эшби провела спектральный анализ костяных гребней на территории Шотландии, также относящихся к VIII веку, но сделанных с использованием рогов благородных оленей, а не северных оленей. На основании этого исследователи предположили, что до 793 года морские плавания викингов ещё не выходили за пределы Скандинавии.

В то же время в научной литературе представлена и другая точка зрения. Корабль из Саттон Ху, относящийся к рубежу VI и VII веков и сам погребальный курган, в котором он был закопан вместе с инвентарем умершего, весьма близок к современным ему аналогичным захоронениям в Швеции с кораблями меньшего размера.

Захоронение в Саттон Ху обычно идентифицируется как принадлежащее династии Вуффингов, королей Восточной Англии, возможно происходящих от гетландской (южношведской) династии Вулфингов, чей род часто упоминается в скандинавских источниках. По этой гипотезе морские связи между Скандинавией и Англией начались ещё до VII века, что отражено и в культурной традиции: староанглийская поэма «Беовульф» повествует о событиях в Скандинавии и Дании, описывая скандинавские погребальные обычаи идентичными характеру захоронения в Саттон Ху.

Тесную связь между англами (Angles) и тем двумя основными народами —свебов — свияр  (Swiar/Sviar) и гитов (Geats), которые впоследствии объединились, сформировав шведов (Swedes), доказывают находки, найденные в захоронении Саттон Ху. Несомненно Англы были частью свебского (Suevi) или швабского (Swabian) народа или народов. Греческим и римским писателям и историкам они были известны как «Sueboi Angelloi».

Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ», либо на рефлексивном местоимении от третьего лица; либо от более раннего индоевропейского корня * swe; санскрит: swa; русский: свой, свои; польский: swój, swoi, латинский: sui, каждое из них означает «СВОЙ».

 Англы (лат. Anglii) входили в федеративный союз свебских племён были впервые записаны Тацитом в его «Германии» в 98 г. н.э. 

В древнегерманском языке существует архаичное слово или корень «ангр» (angr-) или «англ» (angl-) — их название означало, буквально, «Suebians of Narrows» — «Свебы угловые» , так как они уже были группой мореплавателей и сели узкие части реки Шлеи (нем. Schlei, дат. Slien) — узкая и длинная  бухта Балтийского моря на севере Германии, образованная между фьордами), ныне это юго-восточная Дания и северная Германия. Именно здесь на берегах реки Шлеи,«Sueboi Angelloi»имели свои основные город Хадебю (Hadeby), и есть ещё район под названием Angeln в южной Швеции, где есть место, которое до сих пор называется Энгельхольм (Angelholm — Ангел-Холм).


Связь между королевскими династиями этих двух групп — Свебов и Англов прослеживается в названии вулфунги (Wülfingas/ Wylfngas/ Ylfingas), означающее «Клан (колено, поколение) Волка» (Wolf Clan). Возможно,  Вулфунги уже были правящей династией свебов-англов («Sueboi Angelloi»), прежде чем они пересекли море и попали в Британию.

Королевская династия или правящий клан Вуффингов в Восточной Англии (Wuffingas of East Anglia) или Восточных Гетов (Eastern Geats), могли быть связаны с ветвью Вульфингов / Вильфнгас  (Wülfingas/ Wylfngas — «волк»), Илфингас (Ylfingas) , то есть «Клан Волка» (Wolf Clan) 

Династия  Вуффингов (Wuffingas или Wuffings), правителей Восточной Англии, ведущих свой род от легендарного Ƿehh Ƿilhelming (Вехха Вильгельминг) и его сына Вуффа (англ. Wuffa; англо-саксон. Uffa — волк),  объединившего в 571 году  две части англов (современный Норфолк и Суффолк).

Вуффа стал первым королём Восточной Англии и родоначальником Вуффингов и, безусловно, первым историческим правителем Восточной Англии.

Титла Вуффингс

Королём Восточной Англии после смерти Вуффы стал его сын Титила (англ. Tytila; 578—593) , и в 593 году власть перешла его старшему сыну Редвальду (др.-англ. Rædwald; 599 — около 624 г.г.) из династии Вуффингов.    В имени Ред+вальд, из древнекельтского *uel-ēt-s, откуда происходит древнеирландское  filid (им. п.) — «поэт», «ясновидящий»,  (велид в род. п. fled, дат. flid, вин. fleda), и связанное с ним историческое имя, возможно, кельтского происхождения, ясновидящей жрицы – Veleda – у одного германского племени (по Тациту).

В 604 году Редвальд принял христианское крещение в Кенте, но возвратившись домой продолжал поклоняться старым языческим богам; в его храме стояли два алтаря — для христианского бога и языческих богов.

Предполагается, что именно Редвальд был захоронен в кургане Саттон-Ху.

Изображение на кошельке Саттон Ху — VII века связывают с событиями в скандинавской мифологии.

Голова персонажа на застёжке может представлять солнце, а симметрично изображённые по сторонам, представляют волка Фенрира, поедающего солнце в Рагнарок.
Однако Рагнарок в скандинавской мифологии появился в более позднее время, как дополнение к мифологии, под воздействием христианских идеи судного дня, которую распространяли христианские миссионеры в языческой Скандинавии. Таким образом, Рагнарок не был связан с изображением на кошельке их Саттон-Ху.

Два волка, изображённые по обе стороны от своего хозяина, могут быть волками Одина — Фреки, Джери (Freki, Geri ) и в центре композиции Один / Воден (Wotan/ Woden/ Odin). Это также может указывать на то, что, в отличие от Рагнарока, волки Одина не были более поздними украшениями, но волки уже были с Одином намного раньше у свебов и гетов, возможно, также в англосаксонской традиции у ранних «Sueboi Angelloi».

Хугинн и Мунинн на плечах Одина.

На застёжке кошелька из захоронения в Саттон Ху в  руках Одина можно увидеть головки двух птиц смотрящих друг на друга, возможно, это два ворона Хугинн и Мунинн, известные в скандинавской мифологии, как всеведущие птицы, рассказывающие Одину / Водену обо всём, что происходит на свете. Однако скандинавской мифологии считают, что эти вороны были более поздним дополнением к более древним мифологическим сказания, существовавшим в Скандинавии.

Если эти два ворона, два волка были изображены на англосаксонских предметах, найденных в Восточной Англии, это может указывать на то, что сказания об Одине — Вотане — Водене (Wotan/ Woden/ Odin) было распространено гораздо раньше VII века, и не только в древней Скандинавии.

Повелитель низин и загробного мира ᚹᛖᛚᚩᛞᚢ — Веладу

Тайны ларца Френкса

Некрополь короля Редвальду в кургане Саттон-Ху.
Кролик — символ католической Пасхи

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*