Вторник , 19 Март 2024
Домой / Кельты / Сакральный Центр мира друидов

Сакральный Центр мира друидов

xram-druid

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   Исследуя ритуальную и магическую технику друидов, Франсуаза Леру в главе III, использует в качестве источника материал ирландских саг. Предварительно она отмечает, что, разумеется, магические операции, приписываемые друидам в сагах, не могли строго соответствовать действительности, но даже преувеличения, которые в них содержатся, имели в качестве отправной точки то, что происходило на самом деле. По ирландским сагам можно изучать магию и ритуалы друидов, всех этих «Катбадов и Мог Руитхов». [102 — См. наст. изд. стр. 128.]

samolyus-valeranda-samolus-valerandi

Когда это возможно,  Леру использует также античные источники при рассмотрении этих сюжетов. В разделе, посвященном растительной магии и магическому целительству, Леру приводит рассказ Плиния о сборе омелы, растущей на дубе, которую собирал жрец в белой одежде, срезая растение золотым серпом.[103 — Plin. N. П., XVI, 249.] Дополнением к нему является свидетельство Плиния о ритуальном сборе двух лекарственных растений. Растение samolus (Samolus valerandi; примула) собирали левой рукой и при условии соблюдения поста.

plaun-baranec-lat-huperzia-selago

Ступая босыми ногами и пользуясь железным ножом, жрец проводил  процедуру ритуального сбора растения растение selago (лат. Hupérzia selágo; баранец), правой рукой, продетой через левый рукав белой туники. [104 — Plin. N. H., XXIV, 103-104.]

Такое полнокровное использование обеих групп литературных источников, конечно, является весьма плодотворным. Однако, иногда возникает сожаление, что автор не рассматривает археологические материалы, которые могли бы заполнить некоторые лакуны в нашем знании древнего друидизма, в том числе, и в области ритуальных и магических техник.

Франсуаза Леру приводит ирландские свидетельства о том, что друид мог воздвигать непреодолимую друидическую ограду.[105 — См. наст. изд. стр. 170-171.] Между тем, Рене. Генон описал интересный археологический памятник, найденный в 1800 г. в Сюэвр (деп. Луар и Шер), в 12 км. от г. Блуа, рядом с теми местами, где располагался сакральный центр друидов Галлии и происходило ежегодное торжественное собрание друидов. Этот памятник представляет собой камень, на котором вырезан символический рисунок — три концентрические квадрата, связанные между собой четырьмя линиями, идущими под прямым углом. Генон называет этот символ «тройной друидической оградой» и интерпретирует его таким образом: три ограды представляют три ступени инициации, а тройной квадрат в целом является, образом друидической иерархии. Однако символ может иметь различные интерпретации. Возможно, этот рисунок представляет собой  графическое изображение «непреодолимой ограды друида», действие которой втройне усилено тройным изображением. [106 — Guenon R. Symboles de la Science sacre. P. 79-80.]

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

В заключение Леру выражает уверенность, что элементы тайного культа друидов, которые удалось реконструировать, несмотря на художественные преувеличения кельтских легенд, опирались на систематическое и гармоническое восприятие мира, на связную доктрину. И в двух следующих главах Леру делает попытку выявить некоторые главные черты, и руководящие идеи утраченной друидической доктрины. Прежде всего, это друидическая концепция пространства и времени, которой посвящена IV глава. Эта глава состоит из трёх небольших по объёму параграфов, в которых, тем не менее, в кратком изложении представлены идеи, имеющие под собой глубинную философскую основу.

Автор начинает эту главу таким пассажем: «Понятие равновесия выражается географически стягиванием сакральных свойств к срединному пространству: это не случайно, что кельтский народ Битуриги (Bituriges; ед. ч. Biturix ), «цари мира» жили в центре Галлии».[107 — См. наст. изд. стр. 190.] На первый взгляд, этот текст кажется несколько загадочным. На самом деле, здесь идёт речь о символике Центра, которая имеет большое значение во всех древних традициях и связанной с ней философской концепцией высшей царской власти.

За теоретическими разъяснениями символики друидов  нужно обратиться к работам Рене Генона, который досконально исследовал древний символизм в его разнообразных аспектах, в том числе, и символизм Центра. [108 — Guenon R. Symboles de la Science sacree. P. 63-64.]. Согласно Генону, центр — это начало, отправная точка всех вещей. Эта центральная точка представляет собой Принцип, чистое Бытие, а пространство, которое заполняет Центр своим излучением — это Мир в самом обширном смысле этого слова, то есть совокупность всех существ и всех состояний существования, который существует только благодаря этому излучению Центра, без него мир — ничто, небытие.

hallstatt-750-450-gg-do-n-e

Самым простым изображением этой идеи является точка в центре круга: точка является эмблемой Принципа, а круг — эмблемой Мира. При создании этого символа центр предшествует окружности, которая приобретает реальность только благодаря идущему от него излучению. В реализованной окружности центр становится собственно «серединой», равноотстоящей от всех точек окружности. Он делит весь диаметр на две равные части. Середина между крайностями, представленными противоположными точками окружности, является местом, в котором противоположные тенденции, имеющие окончание в этих крайних точках, нейтрализуются и находятся в совершенном равновесии. Идея равновесия, воплощенная в центре, составляет единое целое с идеей гармонии, так как это не две различные идеи, а два аспекта одной и той же.

Имеется ещё третий аспект, более специально связанный с этической стороной концепции: это идея справедливости. Здесь можно вспомнить, что, по мысли Платона, добродетель заключена как раз в середине между двумя крайностями. Более универсальную точку зрения представляют дальневосточные традиции, которые без конца говорят о «Неизменяющейся Середине», представляющей точку, где проявляется «Активность Неба», Согласно индусской доктрине, в центре каждого существа и каждого состояния космического существования живет отблеск высшего Принципа.

irlandiya-bronzovogo-veka

На данном этапе Генон связывает символику центра с концепцией высшей царской власти. В Центре Мира находится «Царь Мира». Этот титул в самом возвышенном, самом полном и строгом значении относится к Ману, великому законодателю первозданных времён.[109 — Генон P. Царь мира // Вопросы философии. № 3, 1993. С. 99.]

Символика Центра Мира и Царя Мира четко прослеживается в кельтской традиции. В кельтской мифологии присутствует понятие о равновесии и гармонии страны, а, значит, и мира, которое географически отражается в соединении сакральных свойств центральной территории. Во времени же это понятие представлено историческим или мифическим моментом, когда идеальный правитель сосредоточивает в себе самом совершенство благодетельного правления, в то же время щедро излучая это совершенство вовне. Другими словами, совершенный царь, царствующий в мифические времена в традиционном центре, ускользает от случайностей времени и пространства, располагаясь на стыке того и другого. Он одновременно — вечный царь и Царь Мира. Традиция «Царя Мира», который в то же время является «вечным царём», нашла отражение в Галлии в названии кельтского племени битуригов (bituriges), которое приводит Франсуаза Леру. Это название состоит из двух слов: bitu, означающего одновременно «мир» и «век», и riges, представляющего множественное число от rix «царь».

svastika-na-keltskom-pamyatnike-the-kermaria-stone-4-v-do-n-e

С символикой «центра» автор связывает также понятие святилища или «неметон» (nemeton), которое очень близко к понятию омфала (др.-греч. ὀμφαλός — «пуп земли»).[110 — См. наст. изд. стр. 191.] В самом деле, представление о «центре»,  греческом омфале, совпадало с представлением о святилище, которое являлось центральным местом, особенно наделенном сакральной энергией. Рене Генон определял омфал, как один из самых примечательных символов, которые в древних традициях соответствуют «Центру Мира», хотя в широком смысле он служит для обозначения любой центральной точки. Символ омфала мог располагаться в таком месте, которое служило всего-навсего центром определенной области, скорее, впрочем, духовным, чем географическим, хотя оба эти значения часто совпадали. Для народа, жившего в данной области, эта точка (святилище или немон) являлась зримым образом «Центра Мира», в модификации первозданной традиции,  приспособленной к кельтскому образу мыслей и условиям существования. [111 — Генон Р. Царь Мира. С. 125.]

Далее… Цикличное время в триаде друидов

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   Предисловие к русскому изданию Я. С. Широкова

bronze_8-v-n-e

 

Цикличное время в триаде друидов
Друид и царь

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*