Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Сакральное дерево орех

Сакральное дерево орех

Орех считался святым, сакральным, значимым плодом для наших предков. Предки народов Европы, индоевропейцы, расселившиеся от наших славянских земель до Ирландии издревле употребляли орехи. С древности сохранился гимн, в котором человек играющий с орехами становится словно одержимый, словно опьяненный сильнодействующим напитком – сомой. Играющий с орехами, словно, околдован ими, и просит богов освободить его от этих чар.

Гимн игрока из Ригведы (перевод Татьяны Елизаренковой)
«Дрожащие орехи с огромного дерева пьянят меня.
Ураганом рождённые, перекатываются по желобку.
Словно сомы напиток с Муджават-горы,
Мне предстояла бодрствующая игральная кость.

Никогда не бранила жена, не ругала меня.
Ко мне и друзьям моим была благосклонна,
Игральные кости лишь на одну не сошлись,
И я оттолкнул от себя преданную жену.

Свекровь ненавидит, и отринула жена прочь.
Несчастный ни в ком не отыщет сострастия.
“Как в старой лошади, годной лишь на продажу,
Так и в игроке не нахожу пользы”.

Теперь другие обнимают жену того,
На чьё богатство налетела стремгав кость.
Отец, мать и братья твердят одно:
“Мы знаем его! Свяжите его, уведите его!”

Вот я решаю:“Не стану с ними играть,
Уйду от сотоварищей, на игру спешащих”.
Но брошенные кости подают голос
И спешу я к ним, как спешит любовница.

В собрание идёт игрок, с собою беседуя,
Подбодряя себя: “Ныне мой будет верх!”.
Но пресекают кости стремленье его,
Отдают противнику счастливый бросок.

Ведь кости усеяны колючками и крючками.
Они порабощают, они мучают, испепеляют,
Одаряют, как ребёнок, победителя они вновь лишают победы.
Но неистовство игрока обмазывает их мёдом.

Резвиться стая их, трикраты пятидесяти,
Законы их непреложны, как закон Савитара.
Не уступают они наимощному в ярости,
Даже царь перед ними в поклоне склоняется.

Они катятся вниз, они вверх прядают,
Без рук одолевают имеющего руки,
Неземные угли, брошенные в желобок,-
Сжигают сердце, хоть и сами холодные.

Страдает и жена, брошенная игроком,
И мать, чей сын бродит безвестно где.
Обременённый долгами, испуганно денег ищет,
Прокрадывается ночью в дома других.

Игрок изнывает от муки, завидев женщину,
Жену других, и приятный очаг других.
Но ведь это он запряг с утра коней ореховых,
И теперь он, жалкий, у огня никнет.

Тому, кто вождь вашей великой рати,
Тому, кто первый царь стаи,
Протягиваю я десять пальцев
И клятву даю: “Не удерживают богатство!”

“Не играй в кости, вспахивай ниву,
Наслаждайся имуществом и почитай его глубоко.
Вот коровы твои, игрок, вот жена”,-
Так мне велит сей господин Савитар.

Заключите с ними дружбу! Помилуйте нас!
Не напускайте так рьяно ужасное колдовство!
Да уляжется ярость ваша и вражда!
Пусть другой попадёт в тенёта ореховые!»

Чем был орех для наших предков

Орешник для наших древних предков было особым, магическим деревом. Российский языковед и философ А.А. Потебня писал, что орех, как и верба, считались символами грома и молнии у славян, связанного с Перуном, и солнечными божествами Дажьбогом и Сварогом. В древней языческой традиции дерево – это образ соединения миров, по которому путешествуют волхвы, связывающие земной мир с божественным, небесным.  Иными словами, дерево орешник для наших предков был сакрально значимым плодом, орех — символизировал тайну божественных знаний, сокрытых от непосвящённых.

Южные славяне (сербы, хорваты и др.) имели такой обряд на Рождество: «Принесенную колоду обмазывали по краям мёдом, посыпают зерновым хлебом и кладут в печь на горячие угли. …Вслед за тем хозяйка устилает пол соломою и разбрасывает по полу орехи».

Место языческого дерева, олицетворяющего Великую Мать Роженицу, сопровождающую язычника и оберегающую его всю жизнь — от момента рождения до самой смерти, в христианстве заняло святое древо Христово. Языческая славянская богиня Роженица изображена на всех славянских культовых вышивках, хранящихся в «красном углу» дома, они там остаются и до сих пор рядом со святыми христианскими иконами Богородицы и Иисуса Христа, сына Божьего.

В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово.
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
(Анна Ахматова)

В кельтском эпосе сохранилось большое количество историй об орехах. В одной из ирландских саг рассказывается об удивительных лососях, которые мудрее всех на земле. Это неудивительно, ведь, они питаются орехами с орешника мудрости, что растёт над их водопадом в Донегалле. Герой эпоса должен уподобиться лососю, чтобы получить мудрость, поймать орех в воде, а не срывать его.
Печальная история кельсткого эпоса о гибели девушки, безответно влюбленной в ирландского богатыря Кухулина.

Считается, что ворожба и колдовство ведьм (witch), связано с орешником, орехом (hazelnut). С языческих времён люди боялись колдовства и ворожбы знахарей и волхвов. С принятием христианства защитниками верующих от колдовства стали священно мученик Киприан и мученица Иустина, которым возносили молитвы, приносили благодарственные дары и зажигали свечи. Страшась неизвестного, люди ищут в Церкви возможности защитить себя от тёмных сил, в которые они верят так же истово, как верил незадачливый игрок из гимна древних ариев, записанного в Риг-Веде.

 

Сын Человеческий знает немощь человеческого естества. Он знает, что людям свойственно страшиться неизвестного, видеть страх там, где его и нет. Даже если сегодня ушли явные ритуалы народного славянского язычества, всё равно в душах людей живут древние верования в приметы, магические заговоры, ворожба, языческие обереги, защищающие человека от его страхов. Не смотря на принятие христианства древнерусский князь Владимир Мономах, носит языческий оберег — Змеевик, изображающий Великую языческую Мать, символом которой были змеи, обитающие в чреве Земли-Матушки, и с любовью и утешением, принимающей в свои объятия Души усопших.

В христианской традиции Ореховый спас наступает на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, считается, что духовном отношении  начинаются самые трудные в дни, так как «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Её». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею. И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила мученица Иулиания Норичская.

Для неё орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

«Не бойтесь, говорит Тот, Кто был пригвождён на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого. Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви. Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех». Юлиании Норичской.

Не бойтесь!

Лось - сакральное животное древних славян
Ореховый Спас 29 августа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*