Четверг , 18 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Русские изобретатели фотоаппарата опередили «Кодак»

Русские изобретатели фотоаппарата опередили «Кодак»

Изобретатель прототипа современного плёночного фотоаппарата с роликовыми кассетами офицер царской армии Малаховский Владислав Теофилович (белорусс Уладзіслаў Малахоўскі, 26.05.1837, имение Мацы, Кобринский уезд, Гродненская губ. — 07.10.1900, Женева) в эмиграции был известен под именем Леон Варнерко.
Ни в одной книге, вышедшей за границей, не говорится о том, что первый в мире пленочный фотографический аппарат с роликовыми кассетами для бромосеребряной коллодионной ленты был создан в России в 1877 году изобретателем Леоном Варнерко (Владиславом Малаховским), жившим и работавшим тогда в Санкт-Петербурге. Плёночный фотоаппарат в те годы получил широкую известность за рубежом и стал образцом для копирования.

Первый в мире пленочный фотоаппарат с роликовыми кассетами для бромосеребряной колодионной ленты, изобретенный Л. В. Варнерке в 1877 году.

Только через 11 лет после изобретения Малаховского, в 1888 году в США был выпущен фотоаппарат «Кодак» с бумажной, а в 1889 году — с целлулоидной лентой, тем не менее, в зарубежной литературе по фотографии указывается, что пленочный фотоаппарат и целлулоидная фотографическая пленка были впервые созданы фирмой «Кодак» в 1889 году.

Л. В. Варнерке (В. Малаховский) — выдающийся изобретатель в области фотографии. Его исключительной заслугой в конце 70-х годов XIX века стало внедрение в России  нового в те годы сухого броможелатинового процесса, и выпуск сухих броможелатиновых пластин и плёнки высокого качества в своей фотолаборатории.

В приложении «Светопись» к журналу «Свэт» (1878 г., № 5) была напечатана статья «Чувствительная негативная ткань Леона Варнерке», в которой говорилось:

«Главная заслуга г. Варнерке в развитии фотографии заключается в приготовлении сухих пластинок или, правильнее говоря, пленок, совершение заменяющих негативные стеклянные пластинки. Эти плёнки приготовлялись из той же эмульсии. Слой её наливался на бумагу, покрытую сернокислым баритом и представляющую совершенно ровную, гладкую поверхность. Наливается эмульсия и тотчас же снова сливается, так что остается ее весьма тонкий слой, затем снова наливается такой же тонкий слой каучука, растворенного в бензине, потом опять слой эмульсин, и эту процедуру повторяют до семи раз. Все эти семь пленок представляют одну чрезвычайно тонкую пережимающуюся пластинку, совершенно прозрачную, бесцветную, всегда остающуюся гладкою, гибкою и легко отделяющуюся от бумаги».

Основоположник фотографии в России, Сергей Львович Левицкий

Основоположник фотографии в России, Сергей Львович Левицкий, открывший середине 1850-х годов в Москве своё фотоателье — «Светопись Левицкого», первым предложил идею искусственного освещения в условиях фотографирования в студии и впервые применил ретушь негатива.

С 1856 г. Левицкий стал русским придворным фотографом и снимал на дагеротип императорскую чету — Александру Федоровну и Николая II в Зимнем дворце. 

В 1859 года Левицкий открыл в Париже  собственное  фотоателье. В 1864 году за портреты Наполеона III и его семьи, снятые в Фонтебло, Левицкий получил звание «Фотограф Императора Наполеона III» и стал членом Французского фотографического общества.

Одним из первых в России Левицкий стал применять съёмку при вспышке (вольтовой дуге), при электрическом освещении, использовать бромжелатиновые пластинки.

Запечатлев четыре поколения династии Романовых, Левицкий был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках, стал одним из основателей V Отдела по светописи и её применениям при Русского технического общества. На первом заседании V  отдела светописи 28 апреля 1878 года Левицкий напомнил собравшимся «о том совершенстве, с которым владеет г. Варнерке эмульсионным процессом. При его демонстрациях он как бы шутя, играя совершал всю манипуляции и вызывал фотографическое изображение». («Светопись», приложение к журналу «Свет», 1878, № 6, стр. 27).

Вскоре Леон Варнерке открыл фотолабораторию и в Лондоне. Этот факт свидетельствует о том, что технический уровень оснащения его фотолаборатории в Петербурге был настолько высок, что она успешно конкурировала с лучшими западноевропейскими фотолабораториями. Л. В. Варнерке в 1881 году получил медаль Королевского фотографического общества в Лондоне.

Л. В. Варнерке в 1877 году изобрёл первый в мире пленочный фотоаппарата, а в в 1880 году он изобрёл первый в мире сенситометр для измерения светочувствительности.

Сенситометр Варнерке состоял из стеклянной пластинки, имеющей 25 квадратных полей с постепенно увеличивающейся плотностью. В качество стандартного источника света применялась фосфоресцирующая пластинка из сернистого кальция, перед которой сжигалась 2,5-см магниевая лента. Экспонирование производилось спустя 1 минуту после сжигания магния и продолжалось также 1 минуту. Пластинка с градуированными слоями приводилась в контакт с фосфоресцирующей пластинкой после со возбуждения с одной стороны и испытуемым фотографическим материалом — с другой.

Фактические данные о жизни и деятельности Л. В. Варнерке до последнего времени были настолько недостаточно собраны и мало изучены, что немецкий историк фотографии И. М. Эдер в своей книге «История фотографии» писал, что Варнерке родился ни то в России, ни то в Венгрии.

Роль изобретений Л. В. Варнерке в области фотографии до сих пор недооценивалась. Лишь в 1949—1950 годах в Советском Союзе было впервые осознано и оценено значение его работ для изобретения кинематографа.

Л. В. Варнерке был активным членом V фотографического отдела Русского технического общества. Редакция журнала «Фотограф», выпускаемого этим отделом, гордилась его сотрудничеством и писала о нём во всех объявлениях крупными буквами. В октябре 1880 года Варнерке доложил Русскому техническому обществу об устройстве своего сенситометра. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве он выставил сенситометр, актинометр, сухие броможелатиновые пластинки и образцы, выполненные на этих пластинках, — фотографии Л. И. Деньера, С. Л. Левицкого, Бергамаско и др.

Любопытно, что английские историки фотографии, которым было мало известно о раннем и главном периодах жизни и деятельности Л. В. Варнерке, считали его… английским изобретателем.

В 1878—1881 годах петербургский фотограф Иван Васильевич Болдырев изобрёл негорючую, «прозрачную и эластичную» плёнку, которая по своей плотности и прозрачности соответствовала обыкновенному стеклу. В 1882 году он с большим успехом демонстрировал своё изобретение на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве.

В зарубежных книгах по фотографии сообщается, что горючая целлулоидная фотографическая пленка была применена Д. Карбуттом, Г. Гудкпном, Д. Истмэном и У. X. Уэлкером в США в 1884—1889 годах, но не упоминается о том, что негорючая «смоловидная» фотоплёнка впервые была изобретена в России в 1878—1881 годах Иваном Болдыревым.

«Донской альбом» И.В. Болдырева вошёл в сокровищницу мирового фото искусства. Фото из Собрания научной библиотеки Академии художеств

Иван Болдырев создал «Донской альбом» — фотолетопись жизни своих земляков и на несколько лет опередил зарубежных изобретателей короткофокусных фотоаппаратов, но запатентовать свое детище он не смог.

Ещё в донской станице Цимлянской первые удачные фотографии настолько окрылили молодого мастера, что в 1872 году он отправился «покорять» Северную столицу. Больше всего юношу увлекла задача создания универсального короткофокусного объектива. Из нескольких линз, помещённых в самодельную картонную оправу, изобретатель вскоре собрал удачный объектив, который позволял получать изображение высочайшего качества.

Сам Болдырев, считал себя в первую очередь изобретателем, а не фотографом,  однако соотечественники упорно не признавали его изобретения.

По некоторым параметрам собранная Болдыревым оптическая система превосходила существовавшие в те годы фабричные объективы. Угол изображения и светосила его конструкции превосходили фирменные, лишь несколько уступая им в качестве изображения. По рекомендации V фотографического отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО) фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье А. Деньера (Невский пр., 19) и показал удивительный результат, «позволяющий при портретной групповой съёмке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу». Однако эксперты отдела (ИРТО) отказали изобретателю в отправке его «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж.

С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И.В. Болдырев достиг «заметных успехов при фотосъёмке пейзажа из окна вагона поезда и портретов». Обо всех этих изобретениях и усовершенствованиях Болдырева помнят немногие, но зато до нас дошли его фотографии, которые производили сильное впечатление на современников.

Многие из работ Болдырева искусствовед Стасов называл «бытовыми картинами…, точно созданными талантливым художником». Наибольший интерес, несомненно, представляет коллекция снимков, сделанных им у себя на родине. 

В 1878 году И.В. Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую плёнку. Она обладала замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить её искривиться», – так писали тогда газеты об изобретении Болдырева.

В экспертном «Русском техническом обществе» изобретения Болдырева сочли пустыми затеями. Там посчитали, что и его «смоловидная лента» взамен громоздких стеклянных фотопластин, и фотозатвор, и оптическая система будущего не имеют.

Болдырев в 1889 году сконструировал точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Императорского Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже».

Долгие годы Иван Болдырев потратил на отстаивание приоритета предложенного им прототипа современной фотоплёнки, которую он не смог не только внедрить в практику, но даже получить на неё патент или, как тогда говорили, привилегию. Русскому умельцу не удалось наскрести 150 рублей, которые требовались для регистрации его изобретения.

Буквально через пару лет после неудавшихся попыток Ивана Болдырева запатентовать свои технологии,  удачливый предприниматель Джордж Истмен за океаном основал ставшее вскоре знаменитым на весь мир предприятие «Eastman Kodak», использовавшее в выпускаемых фотоаппаратах изобретения русского изобретателя Болдырева. Предприятие «Eastman Kodak» быстро наладили выпуск короткофокусных фотоаппаратов с механическим затвором и фотоплёнкой, изобретённой Иваном Болдыревым в России.

Хотя миллионы фотографов во всём мире больше сотни лет широко использовали изобретённую фотографом Иваном Болдаревым оптическую систему фотографирования и гибкую, эластичную фотоленту для негативных снимков, об этом нет никаких сведений в западной литературе.

 

По материалам статьи «Советское Фото» №5, 1959г. Автор: И.СОКОЛОВ, кандидат технических наук.

«Донской альбом» Ивана Болдырева
Шедевры русской разведки. "Златоуст" в американском посольстве.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*