Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Римские гладиаторы

Римские гладиаторы

Гладиаторские игры римляне позаимствовали у этрусков. Жёсткие спортивные состязания были частью этрусского погребального обряда в качестве человеческих жертвоприношений.

Римляне приняли этрусский погребальный  обряд и со временем изменили его, участников смертельной схватки перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы умершего, в поединке погибал слабый, а сильный боец оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 году до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми», а официальное наименование — mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме. Отныне государство возлагало на своих магистратов заботу об устроении гладиаторских игр, и они стали любимейшим зрелищем, и в Риме, и в провинциях Римской империи. Цезарь в 65 году до н. э. устроил гладиаторские игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы, страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении»).Бойцы андабаты были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

Бестиарий были вооружены дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Велит — пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской римской армии.

Димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Сражались они без шлема и щита двумя кинжалами в каждой руке.  Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

Галл. Бойцы были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Гопломах (от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»). Бойцы были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из плотной хлопковой или льняной ткани, набедренную повязку, пояс, поножи. Из доспехов надевали на предплечья (манику) правой руки, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, украшенный кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Из вооружения они носили очень маленький круглый щит, сделанный из одного листа толстой бронзы, образцы щитов сохранились в Помпеях. Бойцов выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

Лаквеарий — «боец с лассо». Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

Мирмиллон — «mormylos» — «морская рыба», бойцы носили шлем со стилизованной рыбой на гребне, доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы. Мирмиллоны были вооружены мечем гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Пегниарии использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Провокатор — «соискатель». Бойцов изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

Ретиарий — «боец с сетью». Они появились на заре Римской империи. Бойцы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами. 

Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение и награждённый деревянным мечом — rudis, но решившие остаться гладиатором. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать по-настоящему захватывающую гладиаторскую игру.

Самниты — древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывает на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Секутор — это тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями.

Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Секуторы были экипированы латами и оружием, большими прямоугольными щитами и гладиусами. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») — гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие — два малых меча, имевшие одну рукоятку или, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили. В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки от плеча до локтя,  состоявшая из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

Тертиарии также назывались «Suppositicius» — «заменяющие». В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием — «третьим». 

Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Фракийцы носили большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный грифоном на лбу или на передней части гребня Грифон был символом богини возмездия Немезиды.  Фракийцы носили маленький круглый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч-секира — sicca, длиной около 34 см. Фракийцы сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Венаторы устраивали показательную охоту на диких животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Они выполняли трюки с животными — клали руку в пасть льва, ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке, заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Эквит («всадник»). На санскрите:  Ек+вос — héḱ+wos – конь. В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Римской империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

Эсседарий — «боец на колеснице», (от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э., возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии.

Прегенарии выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Почему римские граждане становились гладиаторами?

Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались многих прав свободных граждан, в том числе и права на свою жизнь, которая зависела от исхода боя. Возможно, это освобождало гражданина от долгов, и давало возможность уйти от кредиторов, да ещё и заработать, если на арене понравишься публике во время гладиаторского боя. Видимо, для многих римских граждан гладиаторские бои были хорошей работой — «обут, одет, есть крыша над головой и живёшь на всём готовом».

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара, обеспечивая гладиаторов всем необходимым для подготовки и обеспечения профессиональных бойцов.

Хорошим стимулом для смелого, ловкого и воинственного гладиатора было высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на часть вознаграждения за победу на арене, им доставались монеты, которые зрители бросали на арену во время боя. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Император Тиберий предложил тысячу золотых монет одному из освобождённых рабов-гладиаторов, если тот вернется обратно на арену.

Утром перед состязанием гладиаторов проходила охота на диких зверей (венатио), днём проводилась казнь приговоренных к смерти преступников, их  бросали на растерзание зверям. Перед поединком гладиаторы ужинали на публичных банкетах, совместно с  местными жителями. Перед началом гладиаторских боев бойцы выходили на арену, устраивая своеобразный парад для предварительного настроя публики и демонстрации своей боевой формы, затем начинались бои гладиаторов.

Количество поединков гладиаторов зависело от количества участвующих соперников. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый поединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Гладиаторский поединок представлял собой рукопашную схватку бойцов с разным оружием. После того как один из бойцов получал ранение или обессиливал, бросал щит на землю и поднимал палец вверх, сообщая о своём  желании сдаться и прекратить бой. Судья гладиаторского поединка обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения собравшейся публики — он мог пощадить (миссио) побеждённого или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам, но такое освобождение происходило нечасто, так как это приносило мумерарию только убытки. Владелец гладиаторов Мумерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч рудис (лат. rudis), что означало, что гладиатор больше не раб, а свободный. Два гладиатора по имени Вер (Verus) и Приск (Priscus) сражались до последнего и оба получили рудис и пальмовые ветви в награду за свою храбрость и мастерство от императора Титуса ( Titus ).

Мумерарий мог поднять большой палец вверх или направить его вниз — («Pollice verso» или «verso pollice» — «поворотом большого пальца») решить судьбу побежденного. Публика тоже выражала свое мнение, показывая большой палец, поднятый вверх, что означал «миссио» (лат. miserere — пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус (лат. ludus — школа) и готовиться к следующей схватке. Большой палец, опущенный вниз, означал, что победитель боя должен нанести побеждённому бойцу смертельный удар (фр. coup de grâce — последний удар).

К гладиаторам мужчинам в Риме было двоякое отношение, их любили и презирали одновременно. Одни граждане Рима смотрели на воинственных гладиаторов, как на своих кумиров, другие — относились к ним с презрением, как к варварам.

Для знатного римлянина было позором участие в гладиаторских боях на арене, и считалось воинской доблестью участие в военных походах, сражениях и войнах.

Автократы — гладиаторы-добровольцы могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные студии для тренировок. Автократы выходили на гладиаторскую арену достаточно редко, два-три раза в год.

Известны имена самых популярных гладиаторов

Спикул (Spiculus) был одним из самых известных гладиаторов Рима. Он сражался в середине первого века нашей эры и стал особым любимцем императора Нерона, который правил с 54 по 68 годы нашей эры.

Как признание его боевых побед, изображение и имя Спикула сохранилось на нескольких фресках и мозаиках раннего имперского периода в Риме.

Другим знаменитым гладиатором был Марк Аттилий (Marcus Attilius), современник Спикула. Аттилий был свободным римлянином, который, вероятно, вызвался сражаться в качестве гладиатора, чтобы расплатиться со своими долгами.

Аттилий смог победить ветерана гладиатора и чемпиона Хиларуса (Hilarus). Аттилий одержал целую серию побед, и его победы были отмечены в граффити на руинах города Помпеи.

Известно имя гладиатора Карпофор (Carpophorus), бестиария, специализирующегося на борьбе со львами и другими дикими животными.
Другой гладиатор того же времени, Гермес (Hermes), относительно мало известен, но римский поэт Мартиал (Martial) написал о нём стихотворение, где упомянул его имя, начиная каждую строку с имени Гермес.

Первый век нашей эры был временем расцвета гладиаторов.
Популярность гладиаторских боев сохранялась и во втором веке нашей эры.
Римских император Коммодус (Commodus), сражался как гладиатор в амфитеатре Флавиев (или Колизее) в Риме.
Коммодус был секутором, вооружённым мечом-гладиусом и тяжёлым щитом. Коммодус вступил в бой один на один со многими другими гладиаторами, каждый из которых был вынужден проиграть императору. Однако Коммодус всегда сохранял им жизнь.

Самых элитных гладиаторов в отставке называли Сумма Рудис (лат. summa rudis), так как они получили рудис — право на свободу. Отставные гладиаторы (summa rudis) носили белые туники с пурпурной каймой (лат. clavi) и выполняли функции технических экспертов, следивших за тем, чтобы гладиаторы сражались храбро, умело и в соответствии с правилами, они могли остановить игру, если гладиатор слишком серьезно ранен, заставить гладиаторов продолжать бой или передать решение судье. Отставные гладиаторы, ставшие summa rudis добились славы и богатства уже во второй карьере в качестве официальных экспертов боевых действий.

Одним из знаменитых бывших гладиаторов (summa rudis) был Элий (лат. Aelius). Другая надпись из Далмации восхваляет бывшего гладиатора — ретиария Телоника (лат. Thelonicus), получившего рудис и освобождённого, благодаря щедрости народа.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Воспитать, обучить воинскому искусству, и содержать такого бойца было очень дорого. Гораздо выгоднее было получать деньги от зрителей за выступление хорошего бойца-гладиатора, чем заплатить за его погребение.

Поединки  на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. В 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам.

Женщины на гладиаторской арене бились подобно мужчинам, и тренировались перед выступлением, подобно мужчинам-гладиаторам. Известно, что большая часть гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обречёнными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). К концу Римской республики около половины римских гладиаторов были добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во многих  крупных городах страны.

Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Жизнь женщин-гладиаторов была, возможно, тяжелее, чем у мужчин, ежедневные физические тренировки готовили их к владению различными видами оружия во время гладиаторского боя. Некоторые римские женщины, попирая все рамки всех приличий, посещали специальные студии,  иные же тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Римский историк  Тацита  с осуждение упоминает о женщинах с достаточно высоким социальным статусом, участвовавших в гладиаторских боях ради развлечения, и считает эти выступления на арене их позором. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене». В целом римское общество считало женские гладиаторские бои предосудительными и не достойными!

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказал о гладиаторских боях с участием женщин, при императоре Домициане, перещеголявшем в своих развлечениях Калигулу, Нерона и Гелиогабала.  Дион Кассий (др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος,) писал, что эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов поздней ночью, в завершение всего гладиаторского представления.

Римский поэт Статий  в поэме о гладиаторских боях при императоре Домициане сообщает, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
По свидетельству римского сенатора и историка Тацита (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, желавшие выступить на гладиаторской арене и получить лавры победительниц.

Римский поэт-сатирик Децем Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), обличая пороков римского общества, едко высмеял женщин-гладиаторов: и подробно описал гладиаторское представление:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приёмами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай её хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на её шею, сгибаемую тяжёлым шлемом.
Посмотри, как забинтованы её ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Совершенно очевидно, что женские гладиаторские бои вовсе не выдумка, а факт запечатлённый в античной литературе и истории! Археологические находки подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме, обнаружены надписи  местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, барельеф из Геликарнасса, на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. На них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почётное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio) от публики, наблюдающей за ходом боя.


Легенда об Амазонии и Ахиллии.

Ахиллия из Пергама, римской провинции в Малой Азии, была дочерью ‘кастора’ Пергама. Годы ее жизни пришлись на правление императора Марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда её жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

В отличие от своих знатных сверстниц, Ахиллия была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристым характером. Поскольку в обязанности её отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама, его дочь была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и жестокие поединки. Ахиллия не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и не пропускали гладиаторские бои. Ахиллия стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора Партакоса. В людуме она встретила известного учёного  врачевателя Клавдия Галена, который изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах, позднее он стал личным врачом императора Аврелия. Галену было около тридцати лет, и он влюбился в привлекательную юную девушку. Гален не отговаривал Ахиллию от занятий по гладиаторскому искусству, а наоборот обучил ее основам человеческой анатомии, показывая самые уязвимые и болезненные для ударов точки тела. Поскольку Ахиллия от рождения была левшой, Партакос научил её использовать это преимущество в бою с правшами.
Эти знания помогли ей Ахиллии совершенствоваться в искусстве вооруженного единоборства, она готовилась по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Ахиллия овладела основами гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвовала в женском гладиаторском поединке. Её умение превзошло все ожидания, она была сильной и красивой девушкой.

Соперницу для Ахиллии нашли быстро, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что её прозвали «Амазония». Вскоре Ахилии и Амазонии пришлось встретиться на гладиаторской арене. Хорошо знакомая с основами гладиаторского искусства, После интенсивных тренировок Ахиллия сразилась с дикой и свирепой сарматской воительницей Амазонией, дравшейся, как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Гладиаторская карьера Ахиллии закончилась так же внезапно, как и началась,

Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью, любила гладиаторские бои и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, Фаустина совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе на юге от Пергама, она увидела поединок Ахиллии и Анахиты. Грозная и непобедимая Анахита ловким ударом поразила Ахиллию, и та запросила ‘миссио’ (пощады). Публика была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались воинственные женщины гладиаторы и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих двух женщинах-воительницах.

Барельеф сражающихся женщин гладиаторов сохранил этот поединок на века «потомству в пример».

Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство.

Древнегреческие вазы
Таинственный город царя Мидаса Гордиан

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*