Город Паллантий или Паллантион (др.греч. Παλλάντιον), реже Палантиум или Палантион (греч. Παλάντιον), Паллен (Pallene) был одним из самых древних городов Аркадии во времена царствования Менелия на земле пеласгов — Пеллопонесе в Греции. Как говорят античные авторы, Паллантий был основан Палласом, сыном Ликаона. Паллантий был расположен к западу от Тегеи (Tegea), на небольшой равнине, называемой Паллантийской равниной (Παλλαντικόν πεδίον — Pallantikón pedíon — Паллантийское поле), которая была отделена от территории Тегеи холмом (греч.χῶμα — хома — почва) или насыпной дамбой. Считается, что именно из этого города Паллантия Эвандрос (грес.Εὔανδρος) из Паллена (Pallene) привёл аркадских колонистов к берегам Тибра, и от него, как полагают, произошло своё название Палатино или Палатинский холм в Риме.
Город Паллантий (др.греч. Παλλάντιον) был заложен в основании Рима в 371 г. до н.э.; но Паллантий продолжал существовать как независимое государство, поскольку мы находим Паллантий, упомянутым вместе с Тегеатами (Tegeatae — Тегетцарь), Мегалополитами (Megalopolitae) и Асеатами (Aseatae), присоединившимися к войску Эпаминонда (греч. Ἐπαμεινώνδας, лат.Epaminondas) перед битвой при Мантинее (лат. Mantineia) в 362 г. до н. э. глава Фив Эпаминонд (ок. 410 до н. э., Фивы — 362 до н. э., Мантинея) — военный и политический деятель Древней Греции, сломивший военную мощь Спарты, внёсший большой вклад в развитие военного искусства, тактики боя и создавший Беотийский союз.
Все семь холмов Рима отделены друг от друга небольшими глубокими долинами, с крутыми склонами. По мере роста Рима, как мегаполиса, Паллантий превратился в простую деревню, но был восстановлен и расширен римским императором Антонином Пием (лат. Antoninus Pius, 86 — 161 г. н.э. ), который пожаловал ему свободу от налогов и другие привилегии из-за предполагаемой связи Паллантия с основанием Римом.
Этимология названия Паллантий (др.греч. Παλλάντιον) вероятно, оно образовано от существительного palātum — «небо», обитель Богов; римский поэт и писатель Энний (Ennius) употребил его однажды для обозначения «неба», Возможно, palātum — «небеса», связано с этрусским словом falad — «небо.
Название Палатинский холм является этимологической основой слова palātum — дворец, «ПАЛАТЫ царские», и его родственных слов в других языках — в греческом παλάτιον, итальянском palazzo, французском palais, испанском palacio, португальском palácio, немецком Palast, чешском palác.
По словам Вергилия, до Троянской войны Эвандрос (др.греч. Εὔανδρος) и его сын Паллас (греч. Πάλλας — «воин») из Аркадии основал в Италии у реки Тибр, город Паллантий. Мудрость Эвандра (лат. Euandros — «благородный человек», «сильный») превосходила всех аркадцев, а этимология имени, использовалась поэтами, чтобы подчеркнуть достоинства героя. В римской мифологии Эвандрос был легендарным героем из Аркадии, который за 60 лет до Троянской войны принёс в Италию греческий пантеон богов, законы Аркадии и алфавит, и основал в Италии город Паллантий на месте будущего Рима.
Город Паллантий (др.греч. Παλλάντιον) посетил Павсаний древнегреческий писатель и географ II века, автор труда «Описание Эллады«, нашёл на Палатинском холме, который в древности использовался как акрополь, святыню и храм истинных (греч. καθαροί — чистый) богов со статуями древнегреческого бога войны Палласа (др.греч. Παλλὰς ), легендарного основателя Паллада, сына Ликаона.
Согласно древнегреческим мифам, дочь Зевса богиня Афина содрала кожу с ещё живого гиганта Палласа (др.-греч. Πάλλας — «воин», Паллант или Палленей; санскрит: balin — мощный, сильный, могучий, крепкий; солдат, исПАЛИН) и сделала из неё панцирь, который защищал её в гигантомахии. За победу над могучим гигантом Палласом дева-воительница получила эпитет Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ– воинственная Афина) — богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны. Гигант Паллас, сын Крия и Еврибии, был отцом Ники — богини победы.
Древнегреческий писатель и географ II века, автор античного «Описание Эллады» Павсаний нашёл на Паллантийском холме храм Девы-Коры (Персефона, др.-греч. Περσεφόνη) — богини плодородия и царства мёртвых, статую Эвандра (лат. Evander, греч. ευγ ανηρ — — «благородный муж«), статую Полибия (греч. Πολύβιος, Polýbios, 204— 122 гг. до н. э.) — древнегреческого историка эллинистического периода, известного своим трудом «Истории» периода 264–146 гг. до н.э., времени подъём Римской республики, захватившей власть в древнем Средиземноморском мире.
Отрывок из «Описание Греции» Павсания:
«Моя следующая история требует, чтобы я описал всё, что примечательно в Паллантии, и причину, по которой император Антонин Первый превратил его из деревни в город, предоставив его жителям свободу и свободу от налогов.
Что ж, история гласит, что самым мудрым человеком и лучшим солдатом среди аркадцев был некий Эвандр, чьей матерью была нимфа, дочь Ладоны (лат. Ladon), а его отцом был Гермес.* Посланный из Аркадии основать колонию во главе отряда аркадцев из Паллантия, он основал город на берегу реки Тибр. Та часть современного Рима, которая когда-то была домом Эвандра и сопровождавших его аркадцев, получила название Паллантий в память о городе в Аркадии. Впоследствии название было изменено, пропуская буквы L и N. * Это причины, по которым император даровал дары Паллантиуму (лат. Pallantium).**. То есть Паллантиум (Pallantium) стал Palatium».
*Гермес сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета, родился в Аркадии. Матерью его была обитавшая в тенистой пещере горная нимфа — ореада, которую Зевс посещал по ночам, когда мирно спала «белолокотная» Гера.
Дионисий Галикарнасский пишет, что Эвандр был сыном пелазгийского бога Гермеса (др.-греч. Ἑρμῆς — Херъмес) и нимфы Фемиды в Аркадии. Родным городом Эвандера был Паллантий в Аркадии, и он назвал новый город в Италии в честь своего родного города. Дионисий Галикарнасский также упоминает, что писатели ранней истории Рима называли нимфу Фемиду на своём родном языке Кармента (лат. Carmenta).
Дионисий Галикарнасский упоминает о том, что некоторые писатели, говорят, что город был назван в честь Паллада-воина, который был сыном Геракла и Лавинии, дочери Эвандра, основателя города в Италии, и когда Паллад погиб, его дед воздвиг ему могилу на холме и назвал место Паллантиум в его честь.
Согласно Ливию (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), Палатинский холм в Риме получил своё название от аркадских поселенцев из Паллантии, названных в честь своего основателя Паллада, сына Ликаона, внука Эвандра, поселившихся здесь задолго до основания Рима и за 60 лет до начала Троянской войны..
Страбон [греч. Στράβων] также упоминает историю о том, что Рим был аркадской колонией, основанной Эвандром [Strabo, Geography, 5.3.3] Страбон пишет, что римляне чтят мать Эвандруса, считая её одной из нимф Аркадии, и называют её в Кармента, от латинского слова «песня».
Эвандр был обожествлён после смерти, и ему был построен алтарь на Авентинском холме. Вергилий утверждает, что Эвандр Палленский назвал город в честь своего предка, Паллада.
Праздники Pales были сабинские, а стали римские
Согласно римской мифологии, на Палатинском холме, где находилась пещера Луперкаль (лат Lupercal — «волчья»), где волчица Лупа (лат. Lupa) вскормила Ромула и Рема и царский пастух Фаустул воспитал их, был заложен древний Рим. Эвандр учредил праздник Луперкалии.
Название Palatium связано с именем Сабинской или Умбрской богини Pales — охранительницы скота.
Сабинский бог солнца Аполлон (Apollo Soranus) также был волчьим пастырем и хранителем стад. Одним из главнейших символов божества солнца, у большинства древних народов, был волк. Вспомним стоявшее во служении Марса древнее братство «Волков» (Luperci) в Риме, святилище этих «Волков» находилось на Палатине (Lupercal); рядом с ним существовало ещё другое товарищество «Волков» (Фабийское), имевшее свое святилище, вероятно, на холме Марса-квирина (=«копьеносца») — Квиринале (Momrnsen. Röm. Gesch. I, 50, 53).
Достойно внимания, что в Этрурии, при слиянии рек Тибра и Пара, на сабинской границе, стоял город Horta или Horlanum, хорт (русс. = борзая собака; на Украине волки называются хартами св. Юрия (Георга).
Волки издревле служили эмблемою бога солнца: Аполлона, Марса, в христианстве – св. Георгия. Жрецы храма Аполлона Соранского (Apollo Soranus; связь между словом Soracte или Sauracte санскритом svar — «светить, блестеть» и с латинским Sol — Солнце) носили название волков соранских (Hirpi Sorani) и славились чудесным искусством в годовой праздник Аполлона Соранского босыми ногами ходить по зажжённым в честь бога кострам на священной горе Soracte, ныне Monte di San-Silvestro, южной части Этрурии. [Preller. Röm. Myth. I, 269-270].
Palatium, как нарицательное понятие, означает пастбище, а затем место, освященное культом богини Палесьи — Pales. Римский Палаций считал богиню Pales своей покровительницей и устраивал праздник в её честь 21 апреля. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палесьи, то Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь бескровные жертвоприношения. Палилия (Парилия; Palilia, от Pales) считался празднеством в честь богини Палесьи и «dies natalis urbis Romae» — днём рождения города Рима.
На рассвете праздника Палилия — 21 апреля приносились бескровные жертвы в виде пирогов, молока, мёда и другой крестьянской пищи. Во время праздника очищали конюшни и стойла символическим окроплением их серой и отварами различных трав, перегоняли скот через дым подожжённой соломы или сена, что должно было отогнать болезни от людей и животных. Выметали из дома и хлева весь сор свежими метлами, несли в дом свежие ветки, а двери украшали зелёными венками и гирляндами. Вечером разводили огонь, большие костры.
В жертву богине Pales приносили корзинку проса, как любимого богиней злака, испеченные из проса пирожки и молочные яства; при этом произносили молитву о ниспослании благословения на скот стойла и дом, молились о прощении грехов, об избавлении от мора и болезней, об изобилии травы, корма и чистой воды и т. д.
Молитву пастух должен был произнести четыре раза, обратившись к богине Pales, и выпить смеси из молока и свежего муста, и наконец, перепрыгнуть через кучу зажжённой дымящей соломы. Последний обряд, как известно, существовал в древности у сабинских племён и существует ныне у многих славянских народов. Праздник в честь богини Pales отмечали 21 апреля шумно и весело.
Подобный сабинскому обычай, связанный с культом божества солнца — в честь славянского Сварожича, во время высшего солнцестояния есть обычай возжигать костры, почти повсеместно в Европе, в том числе и в большинстве славянских земель, и есть обряды, унаследованные из глубокой древности, к которым принадлежит обычай скакать через огни костров и проводить через них скот, с целью предохранения и людей, и скота от болезней и вообще вредного влияния злых демонов.
Демонизация противника.
В «Энеиде» Вергилия, VIII веке, где Эней и его команда впервые встретили Эвандра и его людей, почитающих Геракла за то, что он победил великана Какуса.
Древняя римская традиция основания Рима приписывает Эвандру возведение Великого алтаря Гераклу на Бычьем форуме.
Согласно описанию древнегреческий историка и мифографа Диодора Сицилийского (греч. Διόδωρος — «дар Бога»; Σικελιώτης — сицилийский, лат. Diodorus Siculus; 90 — 30 гг. до н. э.), Какус жил на Палатине и оказал радушный приём Гераклу. Возможно, Какус был варварским вождём, побежденным войском эллинов во главе с Гераклом. На Палатинском холме, где некогда стоял дом Какуса есть каменная лестница Какуса, которая спускается с Палантийского холма в Большому цирку (Массимо), названа так в память о десятом подвиге Геракла.
По рассказу латинского поэта Проперция, огнедышащий людоед, великан Какус (Какий, брат Каки, др.-греч. Κακός — «плохой», «уродливый») — сын кузнеца Гефеста (лат. Вулкана — бога огня), и жил в пещере на Авентинском холме, по другой версии на Палатинском холме, месте будущего Рима, и добывал себе пропитание разбоем. Вход в жилище Какоса был украшен человеческими черепами.
Из работ древнегреческий историк I века до н. э. Дионисия Галикарнасского — «Римские древности» известно, что, когда Геракл пировал у Эвандра, великан Какос украл у Геракла из Герионова стада четырёх быков и четырёх телиц и за хвосты втащил их в свою пещеру. Услышав мычание коров, Геракл нашёл пещеру Какоса и убил его дубиной, разрушил пещеру и воздвиг алтарь Зевса.
Археологические раскопки.
Город Паллантий расположен недалеко от современного Холма Палатина (Палантио — Palantio, ранее известного как Бербати — Berbati = «палати»), был обнаружен во время археологических раскопок в 1939–1940 годах Итальянской археологической школой в Афинах (Гвидо Либертини, и Альфонсо де Францискис), а затем в 1984-1986 годах, при сотрудничестве Норвежского института в Афинах и итальянской школы (Эрик Остби и Марио Иоццо).
В самом начале Римской империи в 27 г. до н.э. император Август построил на Палтийском холме свой дворец, и храм Аполлона, постепенно холм стал исключительной собственностью последующих императоров; руины императорских дворцов со времён Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), Тиберия (14 — 37 г. н.э.) и Домициана (81 — 96 г. н.э.) всё ещё можно увидеть на Палтийском холме Рима.