Вторник , 7 Декабрь 2021
Домой / Мир средневековья / Раскопки средневековых селищ при строительстве автодороги Москва–Казань

Раскопки средневековых селищ при строительстве автодороги Москва–Казань

На трассе скоростной автодороги Москва–Казань во Владимирской области Институт археологии РАН в 2021 г. провёл спасательные раскопки трёх средневековых селищ, представляющих значительный интерес для изучения древнерусского расселения и исторического облика сельских областей Руси. Два из этих памятников (Чаадаево 5 и Катышево 1) находятся в окрестностях Мурома, третий (Столбище) – в округе Владимира. Раскопкам предшествовала историко-культурная экспертиза территории будущего строительства, проведенная в 2020 г., позволившая собрать первичные данные о памятниках и определить их границы.

Древнерусские сельские поселения, сеть которых покрывала огромные территории от Киева до Ладоги, знакомы археологам, в основном, по материалам разведок и небольших раскопок, лишь единицы исследованы широкими раскопками, позволяющими представить их пространственную организацию, домостроительство, хозяйственные занятия и повседневную жизнь их обитателей.

Раскопки селища Чаадаево 5

На всех трёх селищах, оказавшихся в зоне строительства автомагистрали, раскопками вскрыты значительные площади – от 12 000 кв.м. (Столбище) до 20 000 кв. м (Чаадаево 5, Катышево), что впервые позволило выявить планировочную структуру поселений XII–XIV вв. в Волго-Окском междуречье.

В культурном слое собрано более 4500 средневековых предметов, характеризующих жизнеобеспечение, быт и культуру муромских и владимирских сёл. Каждое из трёх поселений имело собственную индивидуальную историю, однако в их планировке, застройке и материальной культуре заметны и общие черты, свойственные средневековой деревне, но ещё недостаточно известные науке.

Тын — ограда домов в Рязани

На всех трёх селищах раскопками выявлены следы частокольных оград, окружавших поселения и отдельные усадьбы – канавки в материке с гумусированным заполнением. На обоих муромских селищах прослежены въезды на поселения – разрывы в частокольных канавках длиной около 2 метра с крупными столбовыми ямами, в которых, вероятно, были закреплены вереи ворот.

Остатки наземных построек не сохранились в культурном слое, однако участки, на которых располагались жилища, выделяются по наличию материковых ям, содержавших бытовой мусор, пережженные камни и обмазку от разрушенных печей. На всех трёх поселениях выявлены сельские дома с глубокими прямоугольными в плане подпольями со следами деревянных конструкций – погреба, находившиеся непосредственно под наземными жилыми постройками.

Муромские поселения имели уличную планировку: на обоих селищах прослежены не занятые постройками полосы, шириной до 8 м, примыкавшие к воротам, с следами частоколов усадеб по обеим сторонам. Площади усадеб варьировали от 1000 до 7000 кв. м. Изменения линий частокольных канавок, указывают, что границы дворов и владений могли периодически меняться.

Находки с селища Чаадаево 5- смоленский конёк 

Под Муромом отряды Волжской экспедиции ведут раскопки двух средневековых селищ – Катышево 1 и Чаадаево 5. Округа Мурома была центром расселения финно-угорского племени мурома, которое проживало на этих территориях с VII века до конца XI века, а с XI века, после прихода сюда древнерусского населения, стала территориальным ядром Муромского княжества. В раскопках на селищах выявлены культурные отложения XII – XIII вв., относящиеся ко времени освоения этих территорий древнерусским населением.

Находки с селища Чаадаево 5-  костромская уточка.

На всех трёх поселениях (Чаадаево 5.Катышево 1.Столбище) в изобилии представлены разнообразные бытовые предметы (ножи, кресала, детали замков, ключи), орудия труда (шиферные пряслица, шилья, иглы, оселки, фрагменты топоров), металлические украшения костюма, кресты-тельники.

Селище Чаадаево 5. Нашивные серебряные бляшки очелья в погребении 1

На муромских селищах собраны предметы вооружения и воинского снаряжения, обломки амфор, стили для письма, книжные застежки и некоторые другие статусные вещи, связанные с обиходом социальной элиты.

Вблизи обоих этих селищ, с внешней стороны оград, у въездов, выявлены могильники, в Катышеве – лишь два погребения, в Чаадаеве – 46 захоронений в неглубоких грунтовых ямах, образующих четыре ряда.

Селище Чаадаево 5. Кресты-тельники

Поселение Столбище на р. Ворше под Владимиром возникло не позднее середины XII века и продолжало существование до XVI века. Собранная здесь вещевая коллекция скромнее, чем на муромских селищах, но содержит ряд выразительных украшений костюма и предметов христианского культа домонгольского времени.

На одном из участков здесь расчищены остатки плотной застройки XV–XVI века – расположенные в ряд котлованы семи подполий, датировка которых определена по монетам. Селище интересно как памятник, отражающий длительную преемственность жизни небольшого поселения с периодическими сдвигами его основного ядра.

Селище Столбище.. Наперстный крест, иконки, стрелы, шумящая привеска, привеска-лунница

На поселении Катышево на р. Илемне под Муромом жизнь продолжалась с XII по XIV вв., значительная часть сооружений и находок относится к XIII веку. О сельскохозяйственных занятиях его обитателей свидетельствуют находки серпов (7 экз.), кос-горбуш (5 экз.) и металлических частей плугов (2 экз.).

Селище Катышево 1.-  «склад» сельскохозяйственный орудий – плужный лемех и серп в процессе расчистки

Исключительный интерес представляет набор земледельческого инвентаря, сокрытый в подполе средневековой постройки, в составе которого четыре плужных лемеха, шесть серпов, коса-горбуша, плужный нож (чересало) и клин для крепления наральника. Учитывая количество предметов и ценность железа, данный комплекс вещей обладал не малой стоимостью. Находка характеризует высокий уровень развития хозяйства и благосостояния населения.

подвеска-образок с изображением Спасителя и процветшего креста

На поселении также найдены остатки гончарного производствагорн для обжига посуды с остатками горшков, следы железоделательного производства и кузнечного ремесла (горшок с остатками железа, клещи, наковальня, заготовки орудий) и ювелирного производства (находки литейных формочек, тиглей и выплесков металла).

Селище Катышево 1. Пряжки, нательный крестик, витой браслет

Среди статусных вещей, связанных с военными занятиями, наконечники стрел, фрагмент кольчуги, фрагменты шпор, детали наборных поясов. Памятник выделяется необычным для сельских поселений обилием стеклянных браслетов (полторы сотни фрагментов) – предметов, более свойственных городской культуре.

Селище Катышево 1.  – фрагменты стеклянных браслетов, и – энколпион.

Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.

Селище Чаадаево 5 выделяется лучшей (среди трех памятников) сохранностью культурного слоя и остатков углубленных в материк сооружений и большим количеством находок. Основной период жизни этого поселения определяется в пределах XII века.

На селище Чаадаево 5 найдены артефакты первой четверти XII века. (грушевидный крестопрорезной бубенчик, золотостеклянная бусина), в единичных экземплярах представлены стеклянные браслеты, получившие массовое распространение в первой трети XIII века.

Селище Чаадаево 5. Шиферные пряслица, каменные бусы, бусы из стекла, стеклянные браслеты, костяной гребень

В северо-восточной части селища Чаадаево 5  открыты остатки двух крупных усадеб, общей площадью 9,5 тыс. кв. м, с котлованами погребов, выделяющихся необычно крупными размерами.

Редкими находками, отражающими религиозный обиход, являются крест-энколпион с эмалями и фрагмент решетки хороса (др.-греч. χορός — круг, хор, хоровод) — одноярусное или многоярусное поликандило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса. Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой поликандила.

 

Селище Чаадаево 5. 1 – деталь хороса, 2, 3 – писала, 4 – накладка на книжный переплет(?)

В вещевой коллекции представлены предметы, связанные с письменностью (4 стиля для письма, 4 детали книжных застежек), 6 фрагментов хороса, более 40 фрагментов амфор, предметы вооружения и снаряжения всадника (шпора, псалий, наконечники стрел). Редкая находка – свинцовая подвесная печать с погрудным изображением Иисуса Христа и изображением неизвестного святого в рост на оборотной стороне.

В Чаадаеве не выявлено ярких археологически уловимых следов ремесленной деятельности, за исключением нескольких матриц для тиснения, использовавшихся в ювелирном ремесле. В целом характер находок свидетельствует о сельскохозяйственной направленности поселения (серп, жернова, ямы для хранения зерна).

Первая половина XII века – это время окончательного заселения территории  низовья Оки древнерусским населением и завершением процесса ассимиляции муромы – одного из племён поволжских финнов. Свидетельством этих процессов являются редкие находки, относящиеся к кругу финских древностей – подвеска-лунница с орнаментом в виде плетеной косички, кольцевые застежки, детали привесок, ножи с прямой спинкой, костяная копоушка.

Селище Чаадаево 5. –сюлгама — нагрудная застёжка-фибула с круглой или овальной дужкой и подвижной иглой, подковообразные фибулы, крестопрорезной бубенчик.

нагрудная финская фибула

Набор этих предметов небольшой, но он, вместе с фрагментами лепной финской посуды, выделяется среди обнаруженных находок и составляет яркую группу, которая, вероятно является следами более раннего муромского поселения, существовавшего здесь до древнерусского селища.

Селище Чаадаево 5. – иконка, подвеска, лунница и муромская лунница.

Проведенные в 2021 г. раскопки селищ в Волго-Окском регионе на трассе скоростной автомагистрали Москва–Казань дали важные материалы, принципиальные для характеристики сельских поселений домонгольского времени. Впервые в изучении этих поселений раскопками целиком вскрыты сельские усадьбы и установлен усадебный характер планировки сел XII века. Находки на сельских поселениях, традиционно рассматриваемых как «рядовые», статусных вещей, связанных с повседневным обиходом и профессиональными занятиями элиты, существенно укрепляет сделанные ранее на материалах Суздальского Ополья выводы о присутствии «дворов знати» на сельских поселениях и перспективности их поиска. Наконец, собран обширный материал для изучения культуры Муромской земли как особой исторической области средневековой Руси, незаслуженно остающейся на периферии исследовательского внимания.

Н.А. Макаров, О.В. Зеленцова, С.И. Милованов, П.Е. Русаков,
Д.Ю. Бадеев, Ф.Ф. Кукушкин, С.В. Сазонов, Вал.В. Бейлекчи,
М.Е. Курятникова, Д.Б. Соловьев, Т.А. Марьенкина

Скандинавские надгробные камни - хогбэк
Боевой топор и меч эпохи викингов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*