Четверг , 19 Октябрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Прикладное искусство этрусков

Прикладное искусство этрусков

бочка-V-IV веке до н.э.Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. Глава 8. Мир этрусского искусстваПрикладное искусство этрусков.

Наряду с великими шедеврами пластического искусства наблюдается и бесконечное разнообразие повседневных предметов. Предназначавшиеся для того, чтобы украшать жизнь, они вводят нас в сферу, где этрусский гений проявляется во всей своей непосредственности и очаровании. Небольшие бронзовые статуэтки, зеркала и резные шкатулки, изделия из слоновой кости, камеи и украшения – всё это с большим старанием и вкусом сделано мастерами, умело использовавшими технику, детали которой иногда нам неизвестны. Эти небольшие предметы в огромных количествах оказываются в гробницах начиная с VII века и вплоть до конца Римской республики. Они занимают почётное место в этрусских музеях, где можно получить представление об их богатстве и разнообразии.

Браслет. 400-350 гг до н.э.Как и многие восточные народы, этруски питали пристрастие к изделиям из золота и слоновой кости. Слоновая кость и золото ввозились из Африки и Азии, чтобы удовлетворить потребности утонченной клиентуры. Невероятно богатые сокровища, найденные в больших гробницах VII и VI вв. до н. э., дают представление о роскоши, которая царила в этрусском аристократическом обществе в зените его могущества.

золот.светильник-ритуальныйРис. 39. Бронзовое зеркало из Пренесте с изображением Горгоны. II век до н. э. Музей виллы Джулия, Рим.

Этрусские ювелиры с древнейших времён владели отточенной техникой, которая, несомненно, происходит с Кавказа и из стран Эгейского бассейна. Два приёма – филигрань и зернь – позволяли им создавать украшения такой красоты и изящества, какое остается непревзойденным даже в наше время. золот. лунница и колесница солнца- 3 в до н.э.

Техника филиграни основывалась на том, что из золота благодаря его исключительной пластичности можно вытягивать сколь угодно тонкую проволоку. Из этой проволоки выкладывали изящные арабески на украшаемом предмете, будь то фибула, серьга или браслет. золот.кольцо -курочка - зернь - 4 в до н.э.Зернь представляет собой крохотные шарики из золота, диаметр которых не превышает двух сотых долей миллиметра. Несмотря на свои ничтожные размеры, под микроскопом они имеют чрезвычайно ровный и аккуратный вид. Самая сложная часть операции – припайка филиграни или шариков на основание. Этот процесс, в ходе которого нельзя менять форму шариков и проволоки, был исключительно трудным, и современные ювелиры не понимают, как он удавался этрускам. Специалисты выдвигают различные объяснения, и до разгадки этой тайны нам уже недалеко.золот.6-век до н.э.-украшенияОжерелья, перстни, браслеты, аграфы и серьги времен расцвета этрусской цивилизации представляют собой самую поразительную серию когда-либо создававшихся предметов, однако попытки имитировать их до сих пор оставались безуспешными.кьюзи-700 г. до н.э.-застёжкаЭтруски также достигли совершенства в гравировке на металле – тысячи дошедших до нас зеркал и шкатулок демонстрируют ту изысканность, которой они добились в этом способе украшения бронзовых изделий. суд париса -надписьДревнее этрусское зеркало представляет собой металлический диск, одна из поверхностей которого тщательно отполирована и отражает свет. Другая сторона украшена рельефами или насечками, но в Этрурии в основном были распространены гравированные зеркала. золот.гребень со сфинксами-Этруски, VII века до н.э.Зеркала, гребни и украшения хранили в изящных бронзовых шкатулках, обычно цилиндрических, но иногда имевших овальную форму. Ручки на крышке и ножки сделаны в виде изящных фигурок. Шкатулка была украшена несколькими выгравированными сценками, образующими подобие фриза.

Виллановы (X-VIII в.в. до н.э.-бронза Виллановы (X-VIII в.до н.э. - бронза вазаРис. 41. Бронзовая шкатулка с ажурной крышкой. Вторая половина IV в. до н. э. Музей виллы Джулия, Рим.

Эти предметы повседневного обихода, дорогие сердцу женщин, в целом являются творениями позднего периода. Нам известно лишь несколько архаических зеркал. Их становится больше в IV веке до н. э. и в эллинистический период. Именно тогда главным центром их производства становится этрусско-латинский город Пренесте. Шкатулки почти все без исключения изготовлены в Пренесте. апи-зеркало-бронза

Постепенно изображавшиеся на зеркалах и шкатулках сцены из мифологии или национальной истории свелись к нескольким темам, подходящим для таких помощников красоты: это либо юноши, ведущие беседу, либо женщины, идущие к фонтану; Туран – Венера в окружении нагих юных женщин, ее подопечных и служанок; Парис, выбирающий между Юноной, Минервой и Венерой, хотя сердце его уже выбрало последнюю.etrurie-Бронзовое зеркало

В изяществе и грациозности этих сценок нередко чувствуется эллинистическое влияние, и гармония композиции, столь милая греческим художникам, оказывается едва ли не более присуща знакомому миру обиходных предметов, чем пластическим искусствам. Современные художники не зря берут за образцы шедевры этрусско-греческой гравировки. В работах современных мастеров снова создается тот мир очарования, который оживал перед глазами модных дам древней Этрурии.

грифоны-Этрусская посеребренная амфора. II век до н. э.

Этрусская посеребренная амфора. II век до н.э. Из Кальи. Музей виллы Джулия, Рим.

алабастрон для духов-7 в. до н.э.-золот-этрсковЗаключение

Мы убедились, насколько необъятна сфера этрусского искусства и сколь многое нам ещё предстоит открыть. Пока же трудно высказать своё мнение по поводу некоторых формалистических теорий эстетики, которые пытаются дать определение этому искусству в чрезмерно жестких формулировках.

Одни отрицают, что оно обладало художественным самосознанием и даже традициями стиля, но это, безусловно, неверно для многих периодов этрусского искусства и форм этрусского художественного творчества. По нашему мнению, было бы неверно считать этрусское искусство неким единым целым и искать в нём, как говорят, фундаментальную структуру. Люди, очевидно, не понимают, насколько трудно, а то и просто невозможно несколькими словами определить суть искусства, насчитывавшего более семи веков развития.Золотая цепь с головы льва-300 г. до н.э

Следовательно, наше суждение должно быть более проницательным и более тонким, уподобляясь тому искусству, о котором идёт речь. Этрусское искусство, не будучи ни полностью автономным, ни рабски зависимым от Греции, прошло через много периодов, различавшихся и качеством работ, и творческим вдохновением. Чёткое личное видение мира и вещей, постоянная тенденция к стилизации линии и формы, определенный вкус к цвету, движению и жизни придают этрусским творениям оригинальный и порой современный вид.золот.серьги---

Не меньшая осторожность требуется, чтобы вынести свое мнение об этрусском народе и его поразительной судьбе. Невзирая на тайну, окружающую происхождение и язык этрусков, мы более чётко представляем себе их историю с резкими поворотами судьбы, а также пассивными и активными влияниями.золот. дисковые серьги из Цере, запад-этрурия, 500 до н.э.

Этруски являлись активными проводниками цивилизации в сердце Италии, и заданный ими импульс вкупе с усилиями греческих колонистов вывел полуостров из тьмы раннего варварства. Этрусская цивилизация отличалась чрезвычайной сложностью начиная с архаического периода она приняла сильно эллинизированную форму. Этруски принесли на италийскую землю не только восточный образ мысли и выражения, но также искусство и религию Эллады.апи-колесница

История этрусков, укоренившихся на земле Италии, не была ни автономной, ни изолированной; она сыграла свою роль в эволюции окружающих народов. Присутствие этрусков на семи холмах послужило истинным началом Рима. Рим рано избавился от этрусских тиранов, но сохранил большую часть их наследия. Хоть Рим столетиями испытывал ненависть к Этрурии, мы не должны недооценивать, сколь многим Рим был обязан этой стране.амазонка-400 B.C.from Vulci, Etruria.

Этрусское влияние проявлялось в государственном устройстве Рима и в его нравах, в его религиозной мысли и в искусстве; оно вошло составной частью в то культурное наследие, которое Рим, в свою очередь, передал Западу.

Реймон Блок. Этруски. Предсказатели будущего. Глава 8. Мир этрусского искусства
Архитектура
Этрусская живопись и скульптура – архаический период, с V в. до н. э. до конца эллинистического периода
Прикладное искусство. Заключение

Этрусская богиня Ванф
Этрусская живопись и скульптура – архаический период

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*