Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Предметы поклонения южных славян

Предметы поклонения южных славян

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян  I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками

Начинаю исследование о божествах славян с изложения имеющихся сведений о них и материалов, почерпаемых из сочинений древних, преимущественно же средневековых писателей о славянах. Материалы эти распределены мною по трём группам, согласно главнейшим группам славянских народов: южных, западных и восточных.

А. Южные славяне.

Италийские венеты 1, по словам Страбона (Strabo. V, 214—215.) венеты в I веке по Р. X., имели близ Адриатического моря посвященное Диомеду «замечательное святилище Тимаво», состоявшее из священной рощи, озера и семи источников пресной воды, которые изливались в реку, впадающую в море. (Гильфердинг. Древ. пер. ист. слав. II, 189, 227—228, 229) Река эта и ныне известна под названием Тимаво. Диомеду приносили в жертву белого коня. Тот же писатель упоминает и о других двух рощах, посвященных венетами богиням, которых он, как и вышеупомянутого Диомеда, называет греческими именами: Геры Аргивской и Артемиды Этолийской.

По свидетельству Тита Ливия (X, 2), венеты, ещё во время своей независимости, имели в главном городе своем, Патавии, старинный храм, который был посвящён Юноне (Юна; этрусская богиня Уни).

Полибий (во II веке до Р. X.), рассказывая о завоевании галлами принадлежавших этрускам земель в северной Италии, замечает, что край, прилегающий к Адриатическому морю, занимает другое племя, весьма древнее, называемое венетами; обычаями и образом жизни венеты немного отличаются от кельтов, но употребляют другой язык. (Гильфердинг. Древ. пер. ист. слав. II, 206).

Это была, вероятно, та же богиня, которую Страбон называет Герой Аргивской. На многочисленных древних надписях, найденных в Аквилее, Граде и нынешней Венеции, встречается имя бога Белена или Б едина (Belenus, Belinus), иногда являющееся в виде эпитета Аполлона (напр. Apollini Beleno). В надписях встречается иногда и имя какого-то «доброго [бога ] Б ? о н т о н а», напр. в Венеции: «bon Brontoni» (в Риме: «lovi Sancto Brontoni»).

О том, что италийские венеты поклонялись и огню, можно заключить из жизнеописания святого Аврелиана, написанного в IX веке, где, между прочим, упоминается местность Игнис — Ignis близ устья По, названная так по имени божества (in loco qui dicitur Ignis et Bajas, idem idolorumque nomine). «Имя Игнис — Ignis, — замечает Гильфердинг, — здесь, очевидно, заменило славянское огнь. Мы знаем, — прибавляет он, — что римляне при боготворении огня никогда не давали ему этого простого названия.» Имя Баяс — Bajas тот же автор сближает со словом бая (хорутан.), в смысле жребия, чары, обаяния, и видит в нём название богини того же имени, быть может соответствовавшей римской Фортуне.(Гильфердинг. Древ. пер. ист. слав. II, 189, 227—228, 229)

Прокопий Кесарийский в VI веке говорит, что славяне (без сомнения, слова его относятся к южным славянам) признают творца молнии за единого бога, владыку мира. Ему они приносили в жертву волов и других животных. Не веря в судьбу и не приписывая ей никакой власти над людьми, они, однако, при приближении смерти, в болезни или на войне, давали обет богу, как скоро он спасет их жизнь, принести жертву. Избежав опасности, южные славяне приносили обещанную жертву, и верили, что жизнь свою сохранили ею.

Кроме того, южные славяне почитали реки и нимф и некоторых других духов (?), которым всем они жертвовали и при том гадали о будущем.(Штритер. Изв. Виз. ист. I, 14.)

В славянском переводе Слова Григория Назианзина встречается вставка, которая, вероятно, относится к южным славянам: «Он реку богиню нарицает, и зверь живущ в ней, яко бога нарицая, требу творит». (Кепцен. Библ. л. № 7, 88.)

Этрусское надгробье-с-именами-Lanuel-Lagablab-Mainath-Arnth-Uplna

О существовании у южных славян идолов мы никаких сведений не имеем; это даёт повод предполагать, что у них идолопоклонство не успело развиться. Нет даже и никаких указаний на то, чтобы они строили языческие храмы, за исключением только вышеприведенного известия Тита Ливия о старинном храме Юноны в Патавии.

Фаминцын А. Божества древних славян. I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками. Б. Западные славяне.

Предметы поклонения западных славян
Славянское племя

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*