Вторник , 10 Декабрь 2019
Домой / Новое время в истории / Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?

Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?

Подготовка к подрыву льда толовыми шашками

Мало, кто помнит, что первый Крымский мост уже был построен в годы Великой Отечественной войны. Строить мост через Керченский пролив начала немцы в 1943 году.

Весной 1943 года Гитлер отдал приказ начать строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив. Переправа была нужна фашистам для осуществления планов по вторжению в Иран (Персию) через Кавказ. Немцы даже завезли материалы и успели соорудить временную канатную дорогу.

«Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста через Керченский пролив, – вспоминал министр вооружений 3-го рейха Альберт Шпеер. – Здесь мы построили подвесную дорогу,которая была пущена 14 июня 1943 года и доставляла каждый день тысячу тонн груза. Однако Гитлер не отказался от своего плана прорыва в Персию через Кавказ. Работы велись непрерывно, и относительно них, начиная с зимы 1943 года, одно за другим поступали указания».

Город Керчь был освобожден 11 апреля 1944 г. в ходе Крымской операции. 

мост--2

«Проект 2К».

Проектирование нового мостового перехода был зашифровано под аббревиатурой «2К» – скорее всего, от первых букв в словах «Крым» и «Кавказ».  Подготовительные и строительные работы на восточном подходе к мосту и на сооружении эстакады со стороны Кавказа начались ещё до освобождения Керчи.

Место для перехода выбрали между косой Чушка и восточным мысом Керченского полуострова. Там же, где сейчас построили новый мост. Были изучены геология и сведения о ледовой обстановке в Керченском проливе за несколько десятков лет. По многолетним наблюдениям, ледовые условия в проливе были различны. В некоторые годы льда практически не было, а в другие появлялись значительные ледовые наносы, движущиеся из Азовского моря в пролив.

мост--3

На освобожденной от фашистов территории начались подготовительные работы. Канатная дорога была быстро восстановлена – она была необходима не только для будущего строительства моста, но и для поддержки наступления Красной армии. А 25 января 1944 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив.

Завершить строительство моста требовалось в рекордные сроки – за полгода, до середины июля 1944 года, но в сроки тогда не уложились.

мост--5

Динамику строительства можно проследить по оперативным донесениям тех дней. Первая деревянная свая в эстакаду Кавказского берега забита 24 апреля 1944 г. Первая металлическая свая забита 5 мая, первое пролетное строение изготовлено 10 мая.

За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. т металлических конструкций пролетных строений и опор, уложили более 5 тысяч кубометров бетона, отсыпали 35 тысяч кубометров каменных дамб.

мост--1

Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ проехал лишь 3 ноября 1944 года к очередной годовщине Великого Октября.

Вот как вспоминал поездку по мосту один из участников проекта архитектор Борис Надежин:

«По окончании строительства я уезжал в Москву через Краснодар и с понятным нетерпением ждал переправы через пролив. Не на понтоне, катере или мотоботе, а в поезде по железнодорожному мосту! Я не знал тогда, что это исключительный случай, что повторить его будет невозможно… Переехали путепровод, значит, сейчас, сейчас мост… Сразу исчезло все. За окном черная тьма. Но внизу под вагоном, чуть видимые в отсветах паровозной топки, лениво катятся в темноту волны. По мосту едем долго. Звук пневматических молотков, на минуту в окне свет, видны конструкции ферм, люди на них заканчивают клепку разводного пролета. И опять тихо, темно, одни волны внизу. Кончился мост…»

Принимавшая объект госкомиссия отметила, что, несмотря на трудные условия работы при частых штормах и сильных ветрах, «коллектив… поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 метров моста в сутки». Качество работ первой очереди комиссия признала удовлетворительным. Вместе с тем госкомиссия рекомендовала «…форсировать работы второй очереди и до 1 января 1945 г. закончить постановку шпренгелей в 40 пролетах и удаление в них временных промежуточных опор».

мост--4

Однако к зиме 1944 г. обстановка на стройке значительно осложнилась и ухудшилась. Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабло, мостовой переход оказался в глубоком тылу, и воинские перевозки для фронта шли по другим направлениям. К тому же зимой сильно ухудшились погодные условия — участились штормы, волнения в Керченском проливе, приближался ледостав.

Сложившиеся условия не позволили успешно вести работы второй очереди, и мост оказался не подготовленным к ледоходу.

Из телеграммы в ГУВВР от 26 декабря 1944 г. «В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду».

В этой сложной обстановке строители продолжали бетонировать ростворки опор, забивать наклонные сваи. Начали сооружение ледорезов, но успели сделать только пять ледорезов. Рабочие не успели построить защиту ото льда. В результате случилось страшное. Принесенный течением лёд начал деформировать опоры моста…

мост--6

Авария произошла 18–20 февраля 1945 г. Ледяные поля под действием ветра и течения двигались на мост со стороны Азовского моря. Лёд обладал большой прочностью, так как температура воздуха была -5-6° С.

Кстати, за несколько дней до разрушения по мосту проследовал поезд советской делегации, который возвращался с Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля 1945 года.Они  успели проскочить по мосту.

Несмотря на широкие мероприятия по борьбе со льдом — обстрел из орудий ледяных полей с берегов, бомбежка льда с самолетов и бросание на лёд с опор специальными командами толовых пакетов — лёд в ряде мест моста надавил на опоры и разрушил 15 промежуточных пролётов, большая часть пролётных строений упало в море.

К 20 февраля 1945 года было разрушено 32 опоры, пролеты упали в море. Через неделю было повреждено уже 42 опоры. Помочь разбомбить лед было некому. Ледоколов на Черноморском флоте отродясь не бывало. Бомбардировщики были нужнее в другом месте (конец зимы 1945-го).

Учитывая, что причиной разрушения моста явились условия чрезвычайно суровой стихии — мощный ледоход с одновременным сильнейшим штормом, Верховный Главнокомандующий в этом случае никаких репрессивных мер не принял, поняв, что стихия человеку не всегда подвластна. Фактически, мост строился из некондиционных, часто подручных материалов.

В результате власти решили, что восстанавливать мост себе дороже. Для военных нужд он уже не был нужен, а в мирное время целесообразнее было организовать паромную переправу. Остатки опор еще долгие годы мешали судоходству.

По материалам Руденко М.С. Мост через Керченский пролив // Транспортное строительство – 1991 — № 6.

Как Британия хотела построить Крымский мост

Проект моста через Керченский пролив 1949 года

Проект моста через Керченский пролив 1949 года
Крымская роза для советских духов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*