Пятница , 17 Сентябрь 2021
Домой / Новое время в истории / Первая русская кругосветная экспедиция

Первая русская кругосветная экспедиция

Команда Крузенштерна в Авачинской губе у побережья Камчатки, 1808 г. Картина Фридриха Вейча.

215 лет назад, 22 июля 1806 г., было почти завершено первое русское кругосветное плавание.

Оговорка «почти» не означает, что наши мореплаватели не добрались до исходной точки маршрута. Просто вышло так, что один из двух кораблей, трёхмачтовый шлюп «Нева», пришёл в Кронштадт первым. А шлюп «Надежда», второй корабль экспедиции, явился туда две недели спустя.

Два капитана

По идее, все лавры должны были достаться капитану «Невы» Юрию Лисянскому, который стал первым русским, обогнувшим земной шар. Но так как начальником кругосветной экспедиции был капитан «Надежды» Иван Крузенштерн, то первым в 1809 г. был издан его труд, посвящённый путешествию. Книга Лисянского была опубликована лишь три года спустя, да и то за счёт автора.

Лисянский имел полное моральное право смертельно обидеться, но он не стал этого делать. Лисянского и Крузен­штерна связывала долгая дружба, начавшаяся ещё в Морском шляхетском корпусе, – тогда 14-летний кадет Адам Иоганн Крузенштерн решил стать русским и настоял, чтобы все называли его Иваном. А отчест­во взял такое же, как у своего ближайшего друга Юры Лисянского – Фёдорович. Да и в команду кругосветки будущий командир «Невы» попал лишь благодаря тому, что Крузен­штерн, как начальник кругосветной экспедиции, настоял на праве набирать личный состав экспедиции самостоятельно. И первым, кого он рекомендовал, был Лисянский: «Человек беспристрастный, послушный, усерд­ный к общей пользе».  Так что до личных ли амбиций, когда речь идёт о Родине?

Невеликая держава?

А вопрос тогда стоял именно так.

«Морские силы России ныне почитаются страшными более по числу кораблей и по всегдашней возможности их строить, нежели по искусству своих офицеров. Сие путешест­вие около земного шара будет первым опытом высокой науки мореплавания, которую вообще не хотят признавать в русских». — Так описал тогда проблему журнал Карамзина «Вестник Европы».

Совершение успешной кругосветки означало, что Российская империя способна как минимум на две вещи: поддерживать торговые пути в планетарном масштабе и защищать «вооружённой рукой» русские торговые пути, а также заморские колонии. Кругосветное путешествие для тех времён – примерно то же самое, что в наши дни обладание ядерным оружием или собственной космической программой. То есть Кругосветное путешествие обеспечивало место в «круге великих морских держа­в».

При всём могущест­ве армии России, её флот не считался ни великим, ни мощным. С XVII века на морских торговых путях правила Британия, провозгласив своё господство на море в строках  патриотической песни  «Правь, Британия!» (англ. «Rule, Britannia!»  Britannia rule the waves… — «правь Британия волнами…»), написанной в 1740 году Джеймсом Томсоном на музыку Томаса Арна.

«Правь, Британия, морями!
Бритт – свободный человек.
Не бывать ему с рабами
Ныне, присно и вовек!»

Чужая рухнула страна:
Её тираны свергли в прах,
Но ты, Британия, сильна
Врагам на зависть и на страх!

Вслед за Британским флотом шёл морской флот Голландии, трижды побеждённый в серии войн за морское господство. В 1766 г. в эту когорту крупных флотов врывается Франция, снарядившая кругосветное путешествие де Бугенвиля.

Самое обидное, что мы могли бы ворваться туда ничуть не хуже и гораздо раньше. Согласно указу Петра I от 11 (22) декабря 1717 года была образована Адмиралтействколлегия, ставшая высшим органом управления Военноморского флота России с 1718—1802 годы.

На протяжении 70 лет – с 1732 по 1802 г. Адмиралтействколлегия представляла высочайшим особам многочисленные проекты русской кругосветки. Все они были основательно продуманными, точно рассчитанными и детально проработанными маршрутами, экономически обоснованными, однако отвергнутыми высочайшими властями, как пустые и прожектёрские проекты. При императрице Екатерине II вроде бы власти дали добро командиру линкора «Мстислав» Григорию Муловскому, который должен был возглавить первое русское кругосветное путешествие, но в 1789 году в жестоком бою со шведами у острова Эланд Григорий Муловский погиб. По счаст­ливой случайности в живых остался 18-летний мичман линкора «Мстислав» Иван Крузенштерн, успевший увлечься идеей русского кругосветного путешествия.

В режиме аврала

Однако поначалу не везёт и ему. В 1799 г. император Павел I (1754—1801), ознакомившись с выкладками Ивана Крузенштерна, одобренными Адмиралтействколлегией, фыркнул: «Что за чушь!»

Спустя три года новый император Александр I (1777 — 1825) старший сын Павла Петровича и Великой Княгини Марии Фёдоровны, внезапно проявил интерес к идее кругосветного путешествия. Могучий бюрократический аппарат империи моментально пришёл в движение, началась чудовищная суета подготовки, в спешке были подняты старые проекты кругосветных путешествий, разыскивались их инициаторы… В чём дело?

Встреча Наполеона и императора Александра I на Немане в 1807 году

Тут надо забежать вперё­д, в страшный для России 1812 год. Известно, что Наполеон тогда предлагал Александру I мир на кабальных условиях. На что русский император ответил: «Я готов отступать хоть до Аляски, но такого мира не подпишу!» Но, чтобы отступать до Аляски, нужно эту самую Аляску иметь в своём распоряжении. Именно это и предлагал Крузенштерн:

«Утвердить и защитить русскую торговлю по морю между Камчаткой, Аляской, Китаем и Японией».

Император Александр I проявил личную заинтересованность в этом проекте, приобретя акции Российско-американ­ской компании на 10 тысяч рублей, и члены его семьи купили акции ещё на 5 тысяч рублей.

Однако из-за начавшейся спешной подготовки кругосветного путешествия в плавании шли не лучшим образом. Для начала, толком не разобрались, что важнее – «утвердить торговлю» или «защитить торговлю» В результате экспедиция сопровождалась постоянными выяснениями отношений между Крузенштерном и Резановым — военным и штатским руководством экспедиции.

Во главе первой русской кругосветной экспедиции назначили сразу двух людей – военного капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна и штатского главу Российско-американской компании камергера Николая Резанова. Полномочия между военным и штатским не разграничили.

В 1802 году Резанов и Крузенштерн начали подготовку к первому кругосветному путешествию. Корабли Российско-Американская компания решила приобрести за границей. Юрий Фёдорович Лисянский — командир одного из фрегатов, купил в Лондоне за 25000 фунтов стерлингов два корабля — «Леандру» и «Темзу», которые были переименованы в «Надежду» и «Неву».

Крузенштерн обратился к императору через Румянцева с просьбой предоставить экспедиции военный флаг:

«…Только военный флаг нас может предохранить от неудовольствия и обид, почему и почитал долгом представить вашему сиятельству, что для лучшего и вернейшего успеха сей экспедиции я нахожу военный флаг иметь непременно нужным…»

И всё-таки первая русская кругосветная экспедиция состоялась — 1803 — 1806 г.г.. Это кругосветное путешествие признали триумфальным не только в России, но и во всём мире. Во всяком случае, пресса тех лет с изумлением и даже разочарованием констатировала, что никаких особенных бедствий «эти русские» во время плавания не пережили. Вот как у нас перевели сообщения гамбургских газет об окончании кругосветного плавания:

«Крузенштерн объехал кругом земный шар, не претерпевши ни кораблекрушения, ни болезней…»

Итогом первого русского кругосветного путешествия стала паника среди великих морских держав — Британии и Голландии. Выяснилось, что совершив первую кругосветную экспедицию, русские не намерены останавливаться.

С 1802 до 1821 года состоялось ещё 6 кругосветных плаваний русских моряков. В одном из них русские открыли Антарктиду. Другим удалось утвердиться на Гавайских ост­ровах, да так, что гавайские короли запросились в русское подданство. Расклад вырисовывался блестящий. Дальний Восток – наш. Аляска – наша. Трудами Николая Резанова в те же примерно годы без пяти минут нашей стала и Калифорния. Словом, добрая половина Тихого океана становилась своего рода внутренним русским морем. Английские газеты The Morning Chronicle и Courier вынуждены были констатировать:

«Мы скоро обнаружим эту нацию с её славным и активным правительством во всех частях света!»

Ром и морская мощь Британии
О чём предупреждал Оруэлл в романе «1984»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*