Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Пандора послана богами в наказание людям

Пандора послана богами в наказание людям

 Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Пандора послана богами в наказание людям

Сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела, оружейник богов Гефест (др.греч. Ἥφαιστος), по велению Зевса вылепил подобие первой женщины, смешав землю с водой, как бы в насмешку над Прометеем, создавшим когда-то людей тоже из смеси земли и воды.

В микенских текстах (линейном письме B), найденных в Кноссе упоминается имя Гефеста, как A-pa-i-ti-jo, читается теофорическое имя (H) āpʰaistios, или Hāphaistion. Греческий теоним Гефастос (Hephaestus), скорее всего, имеет догреческое происхождение, так как форма без -i- (Аттический Гефастос (Gefastos) показывает типичную догреческую вариацию имени Гефеста.

Остальные боги украсили это искусное произведение рук Гефеста. Дочери Зевса и океаниды Эвриномы милые благодетельные богини Хариты (др.греч. χάριτες; греч. χάρι , «милость», «доброта») и Пейто (др.-греч. Πειθώ «убеждение») надели на женщину золотое ожерелье.

Дочери Зевса и Фемиды богини времён года Оры (др.-греч. Ὥραι, Hōrai —«Времена», от индоевропейского *Hioh-r- Яра, год ) увенчали её кудри весенними цветами.

Афина застегнула пояс на серебристом платье, набросила тончайшее покрывало, возложила ей на голову золотой венец.

Имя Афина имеет догреческое происхождение, потому что её имя содержит догреческую морфему * -ān — Athȇnai.  Афина (др.греч.Ἀθῆναι (Athȇnai) или Ἀθηναία — Атхэнайа; микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja — «Атана-владычица» с титулом Theonoe: «божественный разум» [θεοῦ νόησις, theoũ nóēsis]). Платон считал, что имя Афина произошло от греческого Ἀθεονόα, Atheonóa, которое более поздние греки перевели как «разум божества» (θεός, theós) (νοῦς, noũs).

Гермес же «вложил в грудь красавицы льстивые речи, обманы, хитрую душу» и назвал первую женщину Пандорой (др.-греч. Πανδώρα —  производное от πᾶν, pān, то есть «все», и δῶρον, d ieron, то есть «дар», то есть «всемогущая», «одарённая всеми», «всем одарённая», или «вседающая»), поскольку каждый из богов одарил первую женщину на погибель людям.

Гермес отвёл Пандору к недалекому Эпиметею (букв. — «Крепкий задним умом») забывшему все предупреждение своего брата Прометея не принимать такого дара.

Пандора, ставшая супругой Эпиметея, оказалась на самом деле виновницей всех бед, обрушившихся на человека. Любопытная Пандора открыла сосуд, переданный ей богами, и оттуда разошлись по миру беды, болезни и страдания.

По воле Зевса Пандора захлопнула крышку сосуда, оставив там Надежду. Оказалось, что люди лишились даже надежды на спасение от тысячи бедствий, которые отныне переполнили их жизнь (Гес. Труд. 69-105; Теог. 570-612). Так свершилась воля Зевса.

В истории Пандоры греческое мифологическое мышление не только осудило злую природу былой женской власти, не только представило женщину источником зла и соблазнов, но впервые показало несоответствие между внешней красотой тела и внутренним безобразием души.

Вся греческая культура пронизана идеей так называемой калокагатии, то есть гармонии прекрасного тела (греч. calos — прекрасный) и внутренней сущности человека, хорошем в нравственном отношении (греч. agathos — хороший). Примером идеального воплощения этой калокагатии, было классическое искусство греков и то, о чём мечтали поэты и философы, но не могло сохраниться в реальной жизни. Гесиод, живописуя прекрасную видом и злую душой Пандору, понял дисгармонию мифологического, а значит, и реального бытия и создал великолепный по своей жизненности символ.

Платон в диалоге «Пир» устами Алкивиада набросает выразительный портрет Сократа, где дисгармония внешнего безобразия и внутренней красоты духа окажется символом идеальной мудрости, не нуждающейся в украшениях и доступной только для тех, кто доберётся до мудрости, преодолев уродливую оболочку тела. Но до этих классических времён поэзии и философии ещё далеко.

А миф уже зафиксировал ужасную перспективу, открывшуюся для ограниченного человеческого ума, — вечно обманываться и вечно страдать, принимая зло за добро и соблазняясь ложью прекрасного лика. Нет надежды избежать этого пути. Надежда осталась на дне захлопнутого Пандорой сосуда.

Далее… Метида и рождение Афины

Метида и рождение Афины
Судьба людей и соперничество Прометея с Зевсом.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*