Среда , 17 Июль 2019
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Основные сюжеты петроглифов

Основные сюжеты петроглифов

Сходство фигур петроглифов из весьма отдаленных регионов учёные объясняют не столько контактами древнего населения, сколько общим корнем воззрений. В бронзовом веке ещё не было разделения народов на нации.

Великаны

Огромные антропоморфные фигуры наскального искусства встречаются главным образом на территории Енисея, в Хакасии и Средней Азии. Великаны на изображениях не одиноки, они сражаются с маленькими людьми. Возможно, великаны олицетворяли собой мощные силы природы.

 Великаны. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»
Великаны. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

Прародительницы 

Среди многих антропоморфных наскальных изображений выделяются фигуры с руками, поднятыми к небу, и нижними частями, похожими по форме на юбки. В нашей стране такие изображения можно обнаружить в Туве, на Алтае, на Енисее и на Кавказе.  Вероятно, связано с древним культом богини-матери-прародительницы.   Рожаницы и олени (лоси) 

Прародительница богиня-оленуха

Самый архаичный женский образ Прародительницы-Рожаницы мы находим в древнерусских вышивках, которые содержат изображения оленей или лосей, ещё не вытесненных конями и всадниками.

 Прародительницы. Иллюстрации книги Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»
Прародительницы. Иллюстрации книги Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России» 
 Матери-прародительницы с потенциальными партнёрами. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»
Матери-прародительницы с потенциальными партнёрами. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

Космическая погоня

 Тысячи изображений солнца, луны и звезд говорит о широкой системе солярных культов жителей древней Евразии. Солнце изображали так, как видели, в виде диска или круга с лучами, иногда окруженного зубцами вокруг. Символ солнца входит в состав многих композиций, которые иллюстрирует миф об умирающем и воскресающем солнце, о борьбе света и тьмы, о вечной космической погоне. Какое-нибудь существо вечно хочет поглотить солнце, а оно ускользает от лап фантастического хищника.

 Хищник среднего Енисея. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»
Хищник среднего Енисея. Иллюстрации из книги книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

*Трактовка по книге Е.Г.Дэвлет, М.А.Дэвлет «Мифы в камне. Мир наскального искусства России»

Символы петроглифов умели писать и умели читать, так как иначе не было смысла так щедро размещать их посреди рисунков. Разгаданы знаки «жилища», «ловчей ямы», «изгороди», «засеки», женского и мужского начала, «женщины» (клавиформы), «мужчины». (55 Leroi-Gourhan A. Prehistoire…, p. 453. Сводные аналитические таблицы знаков.)

Тува – огромный котёл, в котором смешаны все народы, ещё не знавших разделения на национальности в бронзовом веке. Через территорию Тувы прошли десятки кочевых племён, что напрямую связано с Великим переселением народов. Тем удивительнее результаты исследования московских и томских генетиков, проведённого в 1999-2000 гг.

Выяснилось, что современные тувинцы — потомки древних людей, обитавших на территории Тувы ещё 30 тыс. лет назад и один из древнейших народов Южной Сибири. Учёные сравнили ДНК современных тувинцев и американских индейцев. Выводы оказались поразительными: геномы этих двух народов почти идентичны, что делает вполне вероятным участие древних предков тувинцев в начальном этапе заселения Америки.

В эпоху верхнего палеолита на северо-востоке Сибири обитала группа охотников, родственных народам Европы и Америки.

Такое открытие сделала группа международных ученых, проанализировав 34 генома сибиряков, которым от 600 до 31 тысячи лет. Их выводы опубликованы в Nature.

Самая древняя ДНК была извлечена из двух молочных зубов, обнаруженных во время раскопок на Янской стоянке в Якутии. В 2001 году здесь нашли около 2500 артефактов, среди которых каменные и костяные орудия труда, а также украшения.

Исследователи планировали найти недостающее звено в генетической истории коренных американцев, которые, как известно, частично произошли от сибирских народов. В итоге палеогенетики выделили новую группу, которую условно назвали «северо-восточные сибиряки».

«Примечательно, что северо-восточные сибиряки были более тесно связаны с европейцами, чем с азиатами», — говорит профессор Лоран Эксоффье из Бернского университета.

Учёные считают, что около 38 тысяч лет назад северо-восточные сибиряки отделились от западных евразийцев, вскоре после того, как последние отделились от восточных азиатов. Затем, 11−20 тысяч лет назад, их заменили народы с восточноазиатскими корнями.

Граффити от пращуров

Ещё одно сокровище Тувы – петроглифы. Для бесписьменного народа – это один из главных способов рассказать о себе и окружающем мире. Это молитва в камне и одновременно документ своей эпохи. Петроглифы дают информацию о духовной жизни людей, об их представлениях и верованиях.

Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года
Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года

— Люди изображали то, что во что верили, что могло им принести богатство и здоровье. Но есть и такие картинки, которые спустя тысячелетия донесли до нас представление о местном населении, —делится наблюдениями Марина Килуновская.

На данный момент специалистам известно о почти 200 наскальных рисунках. Воды Саянского моря разрушают петроглифы, рано или поздно они погибнут совсем.

— Под солнцем на горах образуется корочка кальцитовая, так называемый «пустынный загар», и рисунки на этой корочке нанесены. Все петроглифы выбиты костяными и каменными орудиями на поверхности скал, — знакомит с древней технологией Марина Евгеньевна. — Есть петроглифы, что затапливаются полностью, есть те, что наполовину. Так,  есть святилище Гутс-Арголы, которое мы изучаем. Оно относится к бронзовому веку и имеет ряд удивительных рисунков. После строительства водохранилища это место полностью затоплено. В этом году вода низкая. Надеюсь на днях съездить и зафиксировать, как святилище сейчас выглядит под водой.

Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года
Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года

В рамках экспедиции РГО и Института истории материальной культуры РАН их разыскивают и пытаются сохранить для потомков.

— К сожалению, петроглифы невозможно оторвать от скалы, — сетует Марина Килуновская. —  Мы их зарисовываем, создаём 3D-модели, прорисовываем в специальных программах, затем описываем, печатаем статьи и  книги.

Иногда благодаря тому, что вода смывает верхний слой кальцита, на скалах выступают более ранние петроглифы.

Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года
Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года

— В прошлом году, — рассказывает руководитель Саяно-Шушенской экспедиции, — нам удалось зарисовать удивительный памятник на юге Тувы. Он относится к периоду бронзы, предскифскому времени. На скале изображены интересные жанровые сцены: двое мужчин приносят в жертву быка, жилые дома, шествие животных, зарисована любопытная битва между двумя лучниками за кабана. Есть семейные зарисовки: мужчина, женщина, ребёнок. Масштабная интерпретация впереди, но понятно, что все изображения представляют собой повествовательные сюжеты из повседневной жизни.

Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года
Фото предоставлено ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года

Но мало найти, надо ещё правильно интерпретировать. По словам Марины Килуновской, чаще всего истоки сюжетов ищут в двух письменных источниках – «Ригведе» и «Авесте».

— Мы знаем, что они были индоевропейцы, индо-иранцы, и у них была индоевропейская религия, которая затем перешла в зороастризм. Мы пытаемся из мифов получить определённую информацию. Например, есть любопытная фигурка быка с вьюком на спине, в котором сидят человеческие фигурки. Мы нашли подобный миф в «Авесте». Там упоминается бык Сарсаок, который перевозит души умерших из царства живых в царство мёртвых.

Рисунок предоставлен ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года
Рисунок предоставлен ИИМК РАН. Экспедиция 2018 года

Признанные эксперты в области петроглифов, историки Марианна и Екатерина Дэвлет посвятили тувинской наскальной живописи несколько книг. В своих работах они выделяют две изобразительные традиции: енисейскую (минусинскую) и ангарскую. Прослеживая смену культур от раннего бронзового века до средневековья (Окуневская, Карасукская, Таштыкская, Тагарская археологическая культура ), они отмечают изменение «репертуара» наскальных рисунков по характерным образам и сюжетам.

По материалам статьи

Загадки истории. Геты, готы, даки.
Почему воины казаки носили длинные чубы?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*