Пятница , 29 Март 2024
Домой / Кельты / Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве

solnca-vosxod

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру. Глава V. УЧЕНИЕ И ИСТОКИ ДРУИДИЗМА. 4. ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ.

Слово «ichtar» в ирландском языке обозначает одновременно «низ» и «север», тогда как «tuas» — вместе и «верх», и «юг»; в бретонском языке сохранились следы этой первобытной пространственной ориентации в диалектах островов Маяны и Сены: «an tu dehou» – «правая сторона», обозначает юг (санскрит: дакшина — честный, правый; Др.рус. ДЕСНЫЙ, десть — правый; ДЕСНИЦА – правая рука.), a «ан ту клейз» — «an tu kleiz», «левая сторона» — относится к северу. То же обнаруживается в валлийском со словами «dehau» и «gogledd». [492 — J. Cuiliandre, La droite et la gauche…, 22-223, и J. Loth, Rev. celt., 21, 27.]

solnce-orientir

У наблюдателя, стоящего лицом к восходящему солнцу, юг будет находиться справа, север — слева, а запад — позади; солнце, проходящее с востока на запад, весь день остается на юге: это светлая половина мира, предоставленная живым, — по крайней мере, не утаённая от них. Всю ночь солнце пребывает на севере: для живых это тёмная и скрытая половина, обитель мёртвых, мифологических существ, героев и богов, — сид. Друид Катбад преподает ученикам свою науку [493 — См. наст. изд. стр. 94, 97.] именно на востоке от Эмайн Махи — на пороге владений дня.

При передвижении желательно сохранять направление движения солнца, слева направо, что сопоставимо с римскими представлениями о «dexter-sinister» — «правый-левый». Так, возничий королевы Мэдб поворачивает поводку вправо, желая отвратить сгустившиеся недобрые предзнаменования.[494 — См. наст. изд. стр. 177.] Это «deisil» («des», «правый»), и такой обычай, должно быть, сохранялся в Ирландии достаточно долго, — во время похорон процессия один или три раза обходила вокруг кладбища по ходу солнца. [495 — Joyce, op. cit., I, 302.]

svastika-ostrov-gotland-shveciya-hellvi-4-6-v

Такого же рода движением слева направо (dex-tratatio), на этот раз осуществленным божественным существом, заканчивается одно благополучное приключение, в которое попал Сенхан Торпеист: он был вынужден сесть со своими спутниками в лодку вместе с прокалённой старухой, безобразной и одетой в лохмотья. Затем старуха оборачивается красивым молодым человеком, и, «когда они прибыли в Ирландию, они снова увиделись с этим прекрасным царственным юношей, с удлинёнными очами, с волосами, светлыми, как золото, превосходившим всех смертных красотою стана и одежд. Затем он обошёл справа Сенхана и его свиту». Писец заканчивает на латыни: «С тех пор он никогда больше не появлялся. Значит, нет сомнений, что это был дух поэзии…». [496 — Strokes, Three Ir. Gl., 38.] Напротив, возвращаясь в Эмайн Маху после первого похода на границу Ульстера, Кухулин, желая показать свой воинский гнев «повернул повозку левым боком к Эмайн Махе, хотя это и было ему запрещено». [497 — T. В. C, version du Livre Jaune de Lecon, op. cit., 28, lignes 715-716] С тем же пагубным знаком довелось столкнуться этому герою уже против своей воли, когда он упорствует в желании отправиться на битву, которая должна стать для него последней: «Он сказал Лоегу, Риангабаира сыну:
— Заложи нам колесницу, Лоег друг!
Клянусь богом, которым клянётся мой народ, — отвечал Лоэг, — что даже если бы все улады из королевства Конхобара собрались нынче у Серого из Махи, то и они не смогли бы запрячь его в колесницу. Никогда до сегодня не упирался он и привык лишь угождать мне. Если желаешь, пойди сам и спроси Серого.
Кухулин подошёл  к коню, а тот трижды повернулся к нему левым боком (impa in t-ech a chle fiss fo thri). Накануне ночью Морриган разбила колесницу Кухулина, ибо не желала пускать его в битву. Знала она, что тогда уже не вернуться герою в Эмайн Маху». [498 — Livre де Лейнстер, 119А, 44-52. — Пер. С. В. Шкунаева.]

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

Движение по кругу порождает магическую силу: по замечанию Плутарха, [499 — Plut, Cesar, 27.] Верцингеторина, при капитуляции после поражения в Алезии, пустив коня в галоп, объехал вокруг своего врага-победителя. Жаль только, что греческий автор не уточняет, в каком направлении предводитель галлов совершил этот объезд. Впрочем, писатели классического периода не всегда ясно сознавали, что у кельтов представление о том, как действовать правильно, было развито не меньше, чем у них самих. В то время как Посидоний у Афинея [500 — Posidon. Hist, XXIII apud Athen. (IV).] справедливо указывает, что «дабы почтить богов поворачиваются вправо», Плиний[501 — Plin, Hist Nat, XXVIII, 4.] утверждает обратное. «Благое» осуществляется по ходу солнца, и короли Ирландии, совершая объезды, соблюдали это правило;

Кельтский фольклор сохранил немало воспоминаний о соответственном значении правой и левой сторон. На Гебридских островах ещё не так давно свадебные процессии трижды обходили вокруг церкви или дома по ходу солнца,[502 — Rhys, Celtic Heathendom, 567.] а в Бретани каждые шесть лет церемония, называемая Трамени в Локронане, производится всегда в направлении движения солнца.[503 — J. Loth, R. Archeol., 1924, 67.]

Далее… Глава V. УЧЕНИЕ И ИСТОКИ ДРУИДИЗМА. 5. ОСТРОВА НА СЕВЕРЕ МИРА.

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.

bronze_8-v-n-e

Острова на севере Мира
Потустороннее и смерть друида

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*