Понедельник , 12 Апрель 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Одиссей. Многоумный и многострадальный герой

Среди самых изощренных умом древнегреческих героев особое место занимает царь Одиссей, участник Троянской войны.
Образ Одиссея, раскрытый в мифах, опоэтизированных Гомером, основан не только на подвигах и мощи героизма, но выражает расцвет классической мифологии, прославляющей человеческий ум и его творческие возможности. Героика мифологии Троянской войны, локализованная в одном месте, у стен Илиона, здесь претерпевает значительные изменения, включаясь в авантюрно-сказочный сюжет и напоминая собою известные мотивы — путешествие в страну чудес и возвращение мужа к верной жене, ожидающей его долгие годы.

Одиссей царь маленького островка Итаки, всё богатство которого заключается в стадах, имеет довольно сложную мифологическую историю. Одиссей сын Лаэрта и Антиклеи (Ил. IX 308), хотя существовала версия о том, что отцом его был знаменитый хитрец Сизиф, наказанный богами (Еврип. Ифиг. А. 524). Дед Одиссея по материнской линии — Автолик — тоже великий хитрец, сын бога Гермеса, помощника и покровителя умелых, ловких и практически настроенных людей.

Однако Одиссей гораздо более сложен, чем обычный хитрец. Он не просто пускается в странствие, но и возвращается на родину после окончания Троянской войны. Любовь Одиссея к семье и родному очагу самоотверженно преодолевает многочисленные препятствия. На путях дальних странствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и дело нарушая установленный ими с давних времён порядок.

Само имя Одиссея (греч.οδύσσομαιodýssomaio‘быть прогневанным’, ‘сердиться’, гневаюсь) указывает на человека, испытавшего божественный гнев, он тот, кто прогневал богов и «ненавистен» богам (Од. XIX 407 сл.). Судя по ряду фактов, Одиссей проявил себя ещё до того, как началась Троянская война. Он тоже стал одним из претендентов на руку царицы Елены, но скромно удовольствовался её двоюродной сестрой, Пенелопой. Совсем как будто не воинственный человек и любящий семьянин, Одиссей не хотел оставить жену и сына ради военных подвигов.

Известно, что перед началом Троянской войны, Одиссей притворился безумным перед Паламедом, звавшем его на войну. Изображая безумца, Одиссей стал пахать поле, засеивая его солью, тогда Палимед разгадал его хитрость, взял из рук Пенелопы грудного младенца-сына Одиссея и положил его в борозду, сказав: «Оставь притворство и иди вместе с остальными поклявшимися». Одиссей остановился, изобличенный Паламедом, вынужден был отправиться под Трою на двенадцати кораблях, но забыть этот эпизод он не мог. Долго  выжидал Одиссей удобного момента, чтобы отомстить Паламеду (Ил. II 631 — 637).

Вот как об этом рассказывает латинский автор Гигин:

  «Так как Улисс (лат. Ulixes; др.-греч. Одиссей) попался на хитрость Паламеда, сына Навплия, он день за днём обдумывал, как ему убить его. Приняв наконец решение, он послал к Агамемнону своего воина, чтобы тот сказал ему, будто видел во сне, как лагерь переносят на один день. Агамемнон, поверив ему, приказал на один день перенести лагерь. Улисс же ночью тайно зарыл много золота там, где была палатка Паламеда. Написав письмо, Уллис дал его пленному фригийцу, сказав, чтобы тот отнёс его к Приаму, а ещё прежде послал своего воина, чтобы тот убил фригийца недалеко от лагеря. На следующий день, когда войско вернулось в лагерь, другой воин принёс Агамемнону, написанное Улиссом письмо, лежащее на трупе фригийца. Там было написано «ПАЛАМЕДУ ШЛЁТ ПРИАМ» и обещалось столько золота, сколько Улисс закопал в палатке, если Паламед предаст лагерь Агамемнона на тех условиях, которые ему назначались. И вот когда Паламеда привели к царю и он отрицал все это, пошли его палатку и выкопали золото. Когда Агамемнон увидел золото, он поверил, что всё это правда. Таким образом попавшийся на хитрость Улисса Паламед был невиновный убит всем войском». Обвинённого в предательстве Паламеда побили камнями. Единственным человеком, вставшим на защиту Паламеда, был Аякс Теламонид, но и для него это окончилось печально.

Айякс и Ахиллес играют в шашки

По преданиям Паламед изобрёл трехступенчатое деление войска, игру в шашки и игру в кости. Некоторые древние авторы считали, что Паламед изобрёл греческий алфавит, календарь, научил людей наблюдать за светилами в ночном небе и определять по звёздам путь кораблей в море. Сократ считал, что Одиссей погубил Паламеда из зависти к его мудрости.

Поединок коварства против Правды почти всегда оказывается гибельным для тех, кто привык говорить правду в лицо. Почему же такое происходит? Ложь, коварство, хитрость, обман всегда имеют множество скрытых ходов, невидимых путей и тайных действий. Люди чести остаются верны одной Правде, погибают, сохраняя свою Честь, ведь для них она дороже жизни. Честное имя и Правда для них дороже всего на свете, обман для них страшнее смерти. Бесчестные идут кривыми, запутанными дорожками обмана, ради выгоды, которая для них стоит на первом месте. Всё, что приносит выгоду, всё в их глазах оправдано. Два разных мироощущения.

Одиссей хитростью заставил участвовать в войне юного Ахиллеса и также хитростью доставил под Трою героя Филоктета с его луком, бьющим без промаха .

Однако хитрость Одиссея не примитивна, она направлена на скорейшее взятие Трои. Он устраивает приезд дочери Агамемнона Ифигении в Авлиду, а значит, способствует её жертвоприношению и, как следствие этого, разрушению Илиона (Трои). Одиссей ведёт вместе с Менелаем мирные переговоры в Трое.

Топоним Троя/Тртсу и имя Трос происходят от речной основы рос, точно также как и этноним турсены и имя Турсений, от которого и производят этноним турсены; тогда не исключена связь этого имени также и с этнонимом трасийцы — народ, который известен нам как фракийцы, с которым возможно связан гидроним Истрос – Дунай, которых иногда связывают с упоминавшемся в Библии Тирасом, младшим сыном Япета, от которого вероятно происходит мужское имя Тарас

Вместе с Диомедом Одиссей пробирается тайно в Трою и с помощью Елены похищает древнее изображение Афины Паллады (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости. Имена бога войны Палласа, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Залогом победы Трои считался Палладий (Аполлодор. Эпит. V 13) — изображение Афины Паллады в полном вооружении, в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны. По преданию Палладий приносил победу для тех, кто им обладает.

Хитроумному Одиссею принадлежит идея постройки деревянного коня, в котором спрячется он вместе с другими воинами. Одиссей по праву носит эпитет «разрушитель городов», деля его с Ахиллом. Не раз Одиссей выступает заодно с такими суровыми героями, как Диомед или Аякс. Он совершает ночную разведку вместе с Диомедом или наряду с Аяксом участвует в посольстве к Ахиллу, прося его выйти в бой.

Энергичный, практический, проницательный Одиссей вступает в противоречие и даже соперничество с тяжеловесной мощью раннего героизма. Одиссей жестоко ссорится с Ахиллом (Од. VIII 75-77). После гибели Ахилла тот же Одиссей получает, как храбрейший, его доспехи, обойдя в этом сомнительном споре Аякса, что приводит великого героя Айякса к самоубийству. Даже в царстве мёртвых Аякс не может забыть Одиссею этой кровной обиды.

Самоубийство Айякса

Ряд изложенных здесь фактов оттеняет облик древнегреческого героя Одиссея, объясняя не совсем понятную жестокость Одиссея, не только устроившего по возвращении на родину побоище женихам Пенелопы, но приказавшего изрубить на куски и бросить на съедение псам пастуха Мелантия и приказавшего сыну Телемаху казнить неверных служанок, повесив их на одном корабельном канате, натянутом во дворе.

Одиссей убивает женихов.

Жестокость Одиссея — достояние архаики, относящейся к более старому пласту древнегреческих мифа. В более поздних мифах его жестокость отступает на задний план, давая место интеллектуальному героизму, находящемуся под неусыпным покровительством Афины.

В более поздних мифах перед нами новый тип умного, любознательного, многоопытного героя, хитрость которого направлена на познание мира с его чудесами. Эпитет Одиссея «многоумный» включает в себя разнообразную гамму переходов — от элементарной хитрости к сложнейшей работе мысли. Одиссей сам признается царю Алкиною в том, что славен хитрыми измышлениями, а богиня Афина подтверждает, что в ловкости и выдумках с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Одиссей ловок не только в стрельбе из лука, в которой не превзойдет его ни один из живущих людей. Он не только славен копьём. Одиссей велик душой, велик сердцем. Он вдохновенный оратор, возбуждающий боевой пыл воинов и дающий благие советы. Слова устремляются из его уст как снежная вьюга, и ни один из смертных не может с ним состязаться в ораторском искусстве (Ил. III 221-224). Одиссей очаровывает своими речами богиню Афину, царя Алкиноя и юную Навсикаю, изящно сравнив её со стройной делосской пальмой, он тонко восхваляет и родителей, и братьев царевны, и её будущего мужа.

Однако проницательный ум, а также страсть к познанию мира ставят Одиссея в столь сложные обстоятельства, что характерное для него благочестие нарушается либо самим героем, либо его спутниками. То по неведению, а то и сознательно Одиссей вступает в конфликт с богами, испытывая гнев Посейдона, Эола, Гелиоса, Зевса, почему и появляется в его жизни мотив страдания.

Одиссей многострадальный. Судьба его полна драматических коллизий, и он, несмотря на свою безудержную энергию, скорбит, плачет, тоскуя по жене, сыну и дыму родного очага, обладая как будто бы всеми радостями жизни и любви на острове нимфы Калипсо, и даже отвергает даруемое ею бессмертие — ради своей скудной Итаки. Одиссей не может забыть погибших спутников; его посещают мысли о смерти, и он в конце концов остаётся в полном одиночестве, с тоской простирая руки к умершим друзьям и матери, проливая слезы в беседе с тенями бывших соратников, которые очень его недолюбливали.

Одиссей, восхищённый пением слепого певца Демодока, посылает ему почётный кусок мяса, оставив, однако, большую часть себе. Этот же многострадальный герой успевает перевязать сундук с царскими дарами хитрым узлом, как его научила когда-то волшебница Кирка. А попав на Итаку и погоревав вдосталь о своей судьбе, Одиссей, спохватившись, немедленно пересчитывает богатые дары феаков. Он припадает в умилении к родной земле, но ухитряется сочинить поразительную по выдумке историю, удивив ею даже богиню Афину. «Скорбью безмерной крушась» «в жестокой тоске по отчизне», Одиссей все-таки со свойственным ему практицизмом по совету Афины прячет свои сокровища в пещеру нимф; а затем они оба, сидя под старой оливой, обдумывают, как бы погубить наглых женихов.

Одиссей и сирены-3-2 век до н.э.

В мифах раскрываются два мира. Один — древний, полный ужасов, страхов и чудес, с которыми сталкивается Одиссей с опасностью для жизни, но гордый преодолением ужаса. Это явные чудовища, такие, как Полифем — одноглазый сын Посейдона, людоед (его ослепил Одиссей), Скилла и Харибда (Одиссей проплыл мимо них). Сирены тоже людоеды, только сладкоголосые, но Одиссей слушает их пение, привязав себя к мачте. Злая колдунья Кирка не только зачаровывает путников, превращая их в животных, но и сама поддается чарам Одиссея. Что же касается нимфы Калипсо, то она даже как будто не причиняет никакого физического вреда, но зато семь лет не выпускает из любовного плена Одиссея, вполне оправдывая свое имя — «Та, что скрывает». Она уводит человека от дорогой ему жизни. Забвением родины, утерей памяти грозит Одиссею страна лотофагов, а милые и добрые феаки тоже обладают притягательной магией сказочного блаженства. На чудесном кораблике, управляемом мыслью кормчего, за одну ночь доставляют феаки Одиссея на родину. Но они могут и не выпустить полюбившегося им героя, который глубоко задел чувство царевны Навсикаи, мечтавшей именно о таком супруге.

Одиссею помогают великие Олимпийские боги, спасая его в мире, полном явных и тайных опасностей. С помощью Гермеса и его волшебной травы Одиссей обращает во благо злое чародейство Кирки. Афина убедительной речью склоняет Зевса вернуть своего любимца на Итаку, а Калипсо повинуется приказу все того же Гермеса, со слезами собирая Одиссея в путь.

Мудрая Афина и мудрый Одиссей неразлучны. Особое, интимное тёплое дружеское чувство привязывает богиню Афину к этому великому выдумщику и многострадальному скитальцу Одиссею. Афина, можно сказать, прямо любуется Одиссеем как своим детищем. Никогда не появляясь перед ним в своём божественном величии, Афина незаметно следит за Одиссеем, попадается ему на пути то в виде прекрасной девы, то в облике друга и ровесника Одиссея, Ментора, то пастуха в утро высадки Одиссея на Итаке. Ночью перед побоищем женихов Афина сама несёт светильник, освещая путь Одиссею и Телемаху, которые прячут оружие в укромном месте. Во время боя с женихами Афина маленькой ласточкой сидит на закопченной потолочной балке, подбадривая своего друга и его товарищей. Наконец, грозная Афина во время последней схватки Одиссея с мятежниками устрашает их и устанавливает мир на Итаке.
Одиссей прославлен в героической мифологии как странствующий герой, который преодолевает стихию древнего ужаса, вступая в союз с мудрыми богами Олимпа.

Наш герой одинаково хорошо орудует веслом и топором, мечом и луком, «многоумный» и «многоопытный», он наподобие мастера-демиурга пытается сам строить свою судьбу. Помощь богов отнюдь не мешает Одиссею в его самостоятельном, творческом отношении к жизни. Борясь с бурей на море, Одиссей как бы борется с самим Посейдоном, заметившим на море своего врага и наславшим страшную бурю. Когда море затянулось мглой, а волны вздымаются громадами и мачта сломана, Одиссеем овладевает отчаяние, он в кипящей и бурлящей воде тщетно хватается за плот. Морская богиня Аевкотея бросает ему спасительное покрывало, но Одиссей не может расстаться со своим плотом. Уже плот разбит Посейдоном, сам Одиссей носится по бурному морю третьи сутки, и перед ним встают скалистые утесы неведомой земли. Упрямо карабкается Одиссей по прибрежным скалам, обдирая кожу. Афина, изумленная таким мужеством, приходит ему на помощь.
Чего в этой сцене больше — самостоятельности Одиссея или его зависимости от богов? Самостоятельность Одиссея подчеркивается не раз, и боги возвращают его на родину, побаиваясь, как бы этот герой не вернулся на родину, как говорится, «судьбе и богам вопреки».

Одиссей распространяет свою самостоятельность и творческую выдумку не только на область повседневной жизни, но и на проникновение в чудеса мира и, главное, на решительное устроение своей судьбы. Мужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляют богов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическим типом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.
Однако классический героизм развивался еще и по иным направлениям. Одиссей интересен своей собственной судьбой, но были герои, которые воплощали в себе как бы сгусток энергии героизма той или иной части Греции или даже всего греческого мира вообще. К таким героям относятся Тесей и Геракл. Тесей — знаменитый аттический герой, Геракл — общегреческий.

Далее… Тесей — аттический герой

Тесей — аттический герой
Ясон. Героизм в союзе с древней магией

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*