Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития

Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Торговый транспорт и структура товарооборота в экономике Балтики.

Общие и особенные черты в балтийской культуре. Этапы её развития.

В сфере экономических и социально-экономических отношений у народов и племен Балтики можно установить единые в своей основе тенденции, а в своём конкретном выражении значительно модифицированные в силу конкретно-исторических условий. Не были одновременными и процессы образования государства, становления городов и перехода к феодальному обществу. Тем не менее общие тенденции развития создавали основу для образования балтийской экономической системы, расширяющейся торговли и хозяйственного обмена.

Также выявляются тенденции к выравниванию и единообразию культуры. Нож, плуг, меч, даже домостроительство и кораблестроение в Балтийском регионе мало различались (илл. 52). Но это не означало нивелировки глубинных основ культурного своеобразия.

илл. 52. Скандинавский вертикальный ткацкий стан.

Славянский горизонтальный ткацкий станок

Погребальные обряды, традиционный набор украшений и пр. сохранялись, оставаясь устойчивым этническим признаком, как, например, обычай ношения парных скорлупообразных фибул у скандинавских женщин или наборов височных колец у славянок.

Не стирались и этнокультурные традиции в духовной культуры, во всяком случае пока она не подверглась нивелирующему воздействию христианства.  Скандинавы почитали Одина, Фрейра и Тора, руяне — Свентовита, лютичи — Сварожича. У поморян также был известен Свентовит, четырехглавый бог, наряду с трёхголовым Триглавом. В Новгороде Великом стояло святилище Перуна. Со всеми этими божествами были связаны различные ритуалы, мифы, представления, символы.

Во внешнем проявлении религиозных культов, в частности в области храмового строительства, возникает сходство между скандинавами и славянами. Оно проявлялось в конструкции, декоре и интерьере религиозных культовых зданий, частично выстроенных в технике «ставкирки», тщательно декорированных деревянных идолах.

Глубоки различия в письменности. В Новгороде и других русских городах писали на бересте кириллическими буквами. Тексты примерно одинакового хозяйственного содержания в Новгороде записывали на древнерусском языке кириллическими буквами, а в Бергене — на древненорвежском языке руническими знаками276.

Надпись на копье из Ковеля славянскими рунами — 4 век.

В Швеции и Дании вырезали руны по камню, дереву и кости. Такие стержни с руническими надписями или вещи с рунами найдены кое-где в славянских раннегородских поселениях*. Как впрочем, и кириллические буквы на серебряных слитках в некоторых кладах Готланда

 В Балтийском экономическом регионе не была создана унифицированная балтийская культура, и не была сформирована единая балтийская народность. Однако включение в Балтийский экономический регион  практически всех народов и племён, живущих на берегах Балтийского моря, ускоряло их социально-экономическое развитие, стимулируя рост производительных сил и вызывая интенсивный культурный обмен.

Если в Скандинавии VII–X вв. широкое распространение новых художественных форм было вызвано к жизни прежде всего деятельностью и потребностями домовых общин свободных бондов и особенно появившейся феодальной знати, то в славянских землях при быстром переходе к классовому обществу почвой для развития культуры и искусства формирующиеся государственные центры. Славянские центры развивались с IX века одновременно и как места концентрации ремесла, промыслов и торговли, и как центры, где имелись условия для развития художественного ремесла, обслуживавшего раннефеодальную знать.

надпись на славянском мече — «Коваль Людота»

В некоторых областях можно ясно различить течения, связанные с художественными вкусами местного населения и вырастающие из потребностей господствующего класса. Простой народ выражал свои эстетические представления в художественном оформлении предметов повседневного обихода, таких, как керамика или различные орудия из дерева, кости, рога, а также исконных народных украшений славян, вроде височных колец.

Господствующий класс устремлял своё внимание прежде всего на художественное оформление оружия, воинского снаряжения и украшений из благородных металлов.

В эту эпоху возникает новый вид искусства — архитектура. Прежде всего это замки, палаты и дворцы знати. В архитектуре, главным образом в деревянном строительстве, воплощается в жизнь единство функций и художественного образа как наглядное выражение ведущей роли, которую берет на себя раннефеодальная знать в формирующемся классовом обществе. Еще отчетливее это единство формы и функции проявляется в храмах и других культовых постройках. Храмовая обрядность, представленная великолепными образцами культовых зданий и относящейся к ним культовой скульптуры, с X века развивается у славянских племён между Одером и Эльбой.

Идол Святовит в стене католического храма

В государственных центрах Дании, Швеции, Киевской Руси и Польши с середины X века утверждается христианство. Вместе со становлением христианской церкви в этих странах начинается строительство каменных храмов и дворцов. В странах Балтийского региона в это время не только утверждается идеология крепнущего класса феодалов, но и возникают новые требования к формам художественного выражения новых отношений.  Эти изменения проявились в церковном и монументальном строительстве и глубоко воздействовали на развитие искусства малых форм, стилистических направлений, пластики, рельефной орнаментики. Они равным образом влияли на искусство славянских земель южного побережья Балтики и Скандинавских стран.

Камень Харальда Синезубого в Еллинге — Дания

В последней четверти X века эти тенденции нашли выражение в так называемом «Еллингском камне» (Дания), где, помимо рунической надписи, сообщающей о крещении датчан, представлены заимствованные из христианской орнаментики растительные мотивы образа «Большого Зверя», характерные «усики». На серебряных украшениях появляется не только крест в различных вариантах, но также и голова Христа как символический образ.

Знать, богатые купцы, викинги, прославившие себя далекими походами, священники и скальды испытывали настоятельную потребность запечатлеть свои деяния в письменных памятниках. Руническая письменность в условиях многовековой эволюции письменной культуры в других, сопредельных странах не имела исторической перспективы.

Футарк — рунический алфавит.

Однако скандинавские племена, создавшие в начале I тысячелетия н. э. на основе этрусского письма** собственный рунический алфавит футарк, использовали его для письма на камне, кости, роге и керамике. В специальной рунологической литературе более распространено мнение, что старший рунический алфавит из 24 знаков возник на основе латинского и греческого алфавитов.

этрусский алфавит читается справа налево

От эпохи с 950 по 1100 г. известно свыше 3500 таких рунических надписей. Находки этого рода встречаются кое-где и в странах к югу от Балтийского моря, а также в Древней Руси.

Самая древняя кириллическая надпись Руси найдена в торговом центре славян Гнездово, датируется 925 – 950 годами. То есть за несколько десятилетий до крещения Князя Владимира в Херсонесе Таврическом, до прихода христианства на Русь и распространения на Руси письменности «кириллицы»

Однако в отличие от северных стран в южных славянских землях, и прежде всего в Древней Руси, пошли по более рациональному пути, приняв алфавит, созданный в середине IX века Кириллом и Мефодием на основе греческого. В Новгороде было  найдено множество берестяных грамот с хозяйственными текстами и личной перепиской, что говорит о грамотности славян, использующих для письма самый простой и доступный всем письменный материал: береста.

Из различных горизонтов культурного слоя в Новгороде известны многочисленные (свыше 600) берестяные грамоты, древнейшая из которых относится к XI веку. По-видимому, с письменными знаками экспериментировали и языческие жрецы вильцев и поморян. Христианизация, при которой письменность перешла в ведение церкви, а также создание латиноязычных церковных и монастырских школ привели к угасанию местных форм письменности.

В развитии экономики, социального строя, культуры и искусства стран Балтики при общих тенденциях и единой социально-экономической, формационной основе процесса можно выделить несколько периодов, характеризующихся специфическими проявлениями и признаками.

Первый период охватывает VII–VIII вв.

В Скандинавии он отмечен формированием домовых общин, укреплением общественного положения свободных крестьян — бондов, но одновременно и усилением власти племенной аристократии, вождей и знати. И свободные общинники, и знать предпринимают первые попытки установления контактов с заморскими землями. В первых стабильных торгово-ремесленных центрах типа Хельгё зарождается специфический «вендельский стиль»***, характеризующий аристократическое искусство и отличающийся от орнаментальных традиций предшествующего и последующего времени.

Название «вендельский стиль» дано по династическому могильнику Вендель в Средней Швеции с погребениями знати по новому для Скандинавии обряду захоронений в ладье.

На южном побережье Балтийского моря по мере стабилизации славянской оседлости происходит объединения славянских племён, проявившаяся в создании системы городищ и началом торгово-ремесленной деятельности славян.

Балты и финно-угры в этот период жили ещё в условиях родоплеменного строя, а их искусство, насколько можно судить по имеющимся образцам, находилось под воздействием художественного стиля эпохи Великого переселения народов, сформировавшегося в Северном Причерноморье и Центральной Европе в V–VII вв. Двусторонние влияния через Балтийское море в этот период действовали еще в сравнительно узких пределах. Первый период (VII–VIII вв.) можно поэтому назвать «начальными веками».

Второй период охватывает IX и большую часть X века.

Он выразился в расширяющихся торговых связях и возникновении крупнейших торговых центров и раннегородских поселений на берегах Балтийского моря, так же как в походах викингов. Как в Скандинавии, так и на юге Балтики выделяются центры формирующихся государств, которые становятся центрами культурного развития.

Искусство викингов, представленное стилем Борре и Еллинге в Скандинавии, достигло своего высшего расцвета. Оно представлено такими высокохудожественными произведениями, как резьба по дереву в находках ладья из Усеберга, литье и чеканка по металлу, кузнечные изделия, произведения ткачества или работы скульпторов и камнерезчиков.

На славянском побережье Балтики наблюдается повсеместный расцвет производства керамических форм, а также золотых и серебряных украшений в мастерских ювелиров. В этот период образцы художественного творчества вместе с торговыми товарами поступают из арабско-азиатских стран, Византии и областей Великой Моравии, а также из Скандинавских стран. Увеличивающаяся концентрация в раннегородских центрах разного этнического населения, в первую очередь мастеров-ремесленников, значительно усилила культурный обмен на Балтике.

Торговые отношения, военные походы, переселения и связи вели к тому, что в этот период Балтийское море становится связующим звеном между всеми живущими на его побережьях народами.

По новейшим данным, к этим столетиям относятся предметы культуры и искусства, несомненно, западнославянского происхождения, найденные не менее чем в 240 пунктах на территории Скандинавии. Равным образом в западнославянских землях имеется 300 пунктов, в которых найдено свыше 6100 предметов, целых и во фрагментах (в том числе более 6000 монет), скандинавское происхождение которых или идентичность скандинавским традициям неоспоримы.

Однако нужно присоединить сюда бесчисленные находки, которые по своим стилистическим особенностям не могут быть отнесены исключительно к той или иной области Балтики и имеют повсеместное распространение. Это ножи с искусно выполненным плетеным орнаментом на рукояти — в славянских землях; серебряные браслеты и гривны — в Скандинавии и на южном побережье Балтики; или же художественные произведения мастеров-оружейников в Скандинавии, Киевской Руси, Польше. При анализе связей установлено, что особенно тесными, интенсивными и взаимообогащающими они были в периоды мира и мирных отношений между народами.

Польский археолог Я. Жак (J. Źак. «Importy», część syntetyczna, s. 61) выделил четыре фазы в развитии связей между западнославянскими странами и Скандинавией:

I фаза 800–890 гг.
II фаза 890–970 гг.
III фаза 970–1050 гг.
IV фаза 1050–1100 гг.

Большая часть предметов и монет скандинавского происхождения в западнославянских странах приходится на третью фазу277. Одна из проблем, оказавшихся нерешенными в работе Я. Жака, заключается в том, что он опирался только на достоверно скандинавские по происхождению находки, не учитывая — арабское серебро и предметы, попадавшие в результате балтийской торговли. Отсюда неустойчивые датировки каждого из этапов. По сравнению с хронологией и динамикой связей, предложенной Я. Жаком, картина оказывается более сложной и динамичной. Ни в коей мере нельзя отождествлять объём балтийской торговли и импорт «чисто» скандинавских изделий.

Освоение Балтийского моря в качестве внутреннего моря стало возможным только тогда, когда кораблестроение достигло необходимого уровня.  Для скандинавов оно было одной из существенных сторон их ремесленной и художественной деятельности. До нас дошли лишь немногие образцы кораблестроительного искусства; первое место среди них занимает великолепный корабль из Усеберга на Осло-фьорде.

По многочисленным каменным стелам с изображениями кораблей мы знаем, что корабль из Усеберга не уникален, а представляет определенный тип морских судов, распространённых на Балтике.

В славянских землях корабли не имеют художественно-мифологических украшений: драконов и змей, — но развиваются в более практичных формах. Областью безусловного господства славянского деревянного искусства в первую очередь было сооружение крупных «градов», крепостей, а также храмов с их художественной отделкой.

Гардар — Русь; «Из Гардов».

Третий период экономического, социально-политического и художественного развития (конец X- XII века) неотделимо связан с укреплением феодальных государств в Норвегии, Дании, Швеции, Киевской Руси, Польше и в землях ободритов, так же как с реакцией на укрепление феодальной государственности сохранявших военно-демократический и родо-племенной уклад племен балтов, финнов, вильцев, лютичей.

Со второй половины X века в большей части Балтики значительную роль играло распространение христианства, которое оказывало влияние на романские и византийские элементы в строительстве, производстве украшений, орнаментике. Появляется каменная архитектура, в то время как деревянное зодчество в Скандинавских странах, находит новую область применения.

Централизованная государственная власть воздвигает свои укрепления, архитектурно оформленные опорные пункты с укреплениями нового типа, в виде так называемых «круглых крепостей» или, как их неточно обозначали раньше, «лагерей викингов»; священники в Скандинавии поддерживают и продолжают местные традиции в церковном строительстве.

илл.53. Северная «ставкирка»

Показательны сооруженные в это время деревянные церкви — подлинные шедевры композиции и художественного оформления, в которых навыки скандинавов в художественной обработке дерева достигли наивысшего выражения. В особенности это относится к раннесредневековым храмам и технике норвежской «ставкирки» (илл. 53).

Далее…  Оле Клиндт-Енсен. Рунические камни — зеркало социальных отношений.

Рунические камни - зеркало социальных отношений
Странствующие мастера и унификация культуры

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*