Пятница , 25 Сентябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Образование Готской епархии

Образование Готской епархии

мозаичное панно на подворье мужского монастыря Космы и Дамиана над главным входом в храм Святого Иоанна Готфского

М.Б. Кизилов. «Крымская Готия: история и судьба».  Глава 1. Готы, страна Дорн и княжество Феодоро (Мангуп).

Образование Готской епархии

По всей видимости, именно после подавления восстания в 787 году было принято решение произвести изменения в церковной структуре Таврики. Наряду с уже существовавшей Херсонской епархией была основана самостоятельная Готская епархия, в юрисдикции которой находилось христианское население на подвластной хазарам территории1. Границы Готской епархии простирались от Алустона (Алушты) до Каламиты (Инкермана) и Качинской долины; резиденция самого епископа находилась в Доросе2. Впрочем, и здесь у учёных нет единого мнения.

Согласно мнению одних исследователей (А.А. Васильев и др.), институт епископата существовал у крымских готов уже в IV веке. По мнению других историков (А.И. Айбабин), Готская епархия была основана в период между 692 и 753 годами3. Известно также, что в начале IX века архимандрит Готии обратился за разъяснением некоторых вопросов к константинопольскому богослову Федору Студиту. В церковно-административном смысле Готския епархия была подчинена Константинопольскому патриарху.

Одним из результатов повторного упрочения византийских позиций в горном Крыму к середине IX века и создания Готской епархии является усиление христианской церкви в этом регионе. В конце IX века в Доросе (Мангупе) и Эски-Кермене реконструируют сооруженные ещё по-видимому, в конце VI века монументальные трёхнефные базилики, пристраивая к ним, несколько позднее, крещальни. Приблизительно в это же время на территории многих других «пещерных городов» строятся наземные и пещерные храмы, часовни, монастыри и церкви.

Население юго-западного Крыма окончательно расстается с рудиментами языческой обрядности и перестает использовать старые склепные могильники. Новые некрополи с могилами из каменных плит возникают главным образом неподалеку от христианских церквей. В результате в X веке на территории юго-западного Крыма преобладает материальная культура, характерная для византийских провинций. С этого времени, после введения единообразного христианского погребального обряда, готов уже никак нельзя археологически отличить от их соседей4.

Современный вид руин церкви Петра и Павла в Партените

Обращение крымских варварских племён в православное византийское христианство, несомненно, вызывало изрядное раздражение у римской католической церкви. Например, письмо папы Иннокентия IV (1245 год) упоминает алан и готов в числе народов, которых необходимо обратить в лоно католицизма. Другой глава римско-католической церкви, папа Иоанн XXII, с сожалением констатировал в 1333 году, что население «обширной и густонаселенной страны Готии» принадлежит к «схизматической» греческой церкви5.

Готской епархии в Тавриде было суждено просуществовать более тысячи лет и перенести вторжение половецких и татарских орд, падение княжества Феодоро, османское завоевание Крыма, ассимиляцию готов, изгнание турок российскими войсками и многое другое.

Архиепископы Готии участвовали в Константинопольских церковных соборах XI и XII веков. Так, в 1147 году в одном из соборов участвовал архиепископ Константин, а в 1166 — архиепископ Иоанн и Константин. В XIII веке Константинопольский патриархат решил повысить статус крымских епархий и возвёл их в ранг митрополий. Живший в XIII веке клирик Арсений уже известен нам как митрополит.

Митрополит Готии Софроний принял участие в очередном Константинопольском соборе в 1292 году; по некоторым сведениям, он пребывал в этом сане и в 1319 году6.

Митрополит Готии Пётр подписал в 1347 году т.н. «Паламитский томос», т. е. предписание Святого Григория Паламы. Митрополит Готии Феодосий (ок. 1377—1386) конфликтовал с митрополитами Херсона и Сугдеи по поводу того, какой митрополии должны были принадлежать некоторые приморские селения7. После Феодосия митрополитом Готии стал Митрополит Антоний. Между 1397 и 1399 годами был рукоположен митрополит Иоанн Оловол, являвшийся, как считает Ф. Хартахай, главой митрополии до 1410 года (по мнению Х.-Ф. Байера, до 1403). В 1427 году митрополию возглавил митрополит Дамиан, восстановивший церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Партените8.

Руины храма Христа Спасителя на горе Бойка. По некоторым предположениям, именно с бойкинским горным массивом следует отождествлять топоним «Пойка», упоминающийся в двух греческих надписях XIV века с территории княжества Феодоро

Как уже упоминалось, в раннесредневековое время резиденция епископа Готии находилась в Доросе. Тем не менее, как нам известно из археологических данных, в X—XIII веках жизнь на территории Дороса еле теплилась. Как следствие, резиденция епископа, скорее всего, была перенесена в расположенный неподалеку Эски-Кермен, где в XX веке были раскопаны руины монументальной базилики.

Однако после набега беклярбека (правителя западного улуса Золотой Орды) Ногая на поздне-византийские города Таврики в последней четверти XIII века Эски-Кермен также приходит в упадок. По предположению В.Л. Мыца, с этого момента и до начала XV века местопребыванием митрополита Готии являлся горный массив Бойка, где на высоте 1100 метров над уровнем моря находилась одна из крупнейших церквей позднесредневекового Крыма, храм Христа Спасителя. Начиная со времени правления феодоритского князя Алексея, приблизительно с 1411 года, резиденция митрополита Готии, по-видимому, вновь возвращается в Дорос-Феодоро9.

Около середины XV века, в связи с угасанием жизни на территории города Херсона, Херсонская митрополия была присоединена к Готской. После этого у нас нет практически никаких сведений о Готской митрополии вплоть до второй половины XVI века. О судьбе Готской митрополии после османского завоевания Крыма мы расскажем в разделе «История Готской (Гото-Кафской) митрополии в раннее новое время» в 3 главе нашей книги.

Примечания.

1. Герцен, Могаричев. О возникновении… С. 119—122; Могаричев, Сазанов, Шапошников. Житие Иоанна Готского… С. 182. Там же см. подробную историографию вопроса.

2. Бертье-Делагард А.Л. Исследования некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде // ИТУАК. 1920. № 57. С. 61—62.

3. Айбабин А.И. Некоторые аспекты истории Готской епархии в Юго-Западном Крыму // МАИЭТ. 2006. Вып. XII. С. 617—618.

4. Колтухов, Юрочкин. От Скифии… С. 201; Айбабин. Некоторые аспекты… С. 621.

5. Vasiliev. P. 174—175.

6. Байер Г. Митрополии Херсона, Сугдеи, Готии и Зихии по данным просопографического лексикона времени Палеологов // АДСВ. 1995. Вып. 27: Византия и средневековый Крым. С. 65—76.

7. Байер Г. Митрополии… С. 74.

8. Васильев. 1927. С. 206.

9. Подробнее см. Мыц. С. 28—30; Домбровский О.И. Средневековые памятники Бойки // АИСК. С. 83—96.

Далее… Готия во время татаро-монгольского нашествия

Готия во время татаро-монгольского нашествия
Вторжение хазар и восстание Иоанна Готского

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*