Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / О жрецах, исполнителях языческих обрядов

О жрецах, исполнителях языческих обрядов

Исследования о языческом богослужении древних славян.
Срезневский И.И.

Глава вторая.
Обряды Богослужения.

1. О жрецах, исполнителях языческих обрядов.

Полные веры в могущество своих богов, страха к их гневу и надежды на их благость, славяне старались выразить перед ними своё благоговение и покорность, отвратить от себя их негодование, заслужить их милосердие и помощь, и в часы богослужения сходились поклоняться богам. Богослужебные обряды совершались иногда и без пособия жрецов; но были и жрецы, как лица, посвященные в тайны религии и её обрядов…

Правда, что в сказаниях византийцев и арабов не находим ничего о жрецах славянских; но из этого ещё нельзя заключать, что у славян, известных византийцам и арабам, точно не было жрецов: если допустить, что условия и формы богослужения были одинаковы у всех славян, то нельзя не допустить, что и жречество, как одно из самых важных условий, существовало также повсюду. К тому же, все славяне сохранили или предания о знахарях и колдунах, или и веру в них, и притом то и другое так разительно одинаково запечатлелось в умах различных ветвей славянского племени, что невольно смотришь на всё это, как на остаток от старого языческого времени, когда знахари и колдуны могли быть единственными хранителями религии народа. Что касается до положительных свидетельств современников, то их имеем о жрецах русских, польских, балтийских и чешских славян.

Пермский звериный стиль. Жрец и две лосихи-рожаницы стоят на крокодиле

Составляли-ли жрецы касту, совершенно отдельную от народа, не знаем, не имея никакого понятия о их жизни домашней. Не знаем и о том, кто выбирал в достоинство жрецов. По одному намеку Титмара, который можно понимать различно, ещё нельзя решить, что народ выбирал их всегда и всюду224. Если народ и участвовал в избрании, то кто-же ручался за достоинство выбора, за знания выбранного, за его умение исполнять обряды. Необходимо предположить и участие других жрецов, тем более, что есть достаточно причин не сомневаться в существовании жреческой иерархии: современники отличали не только разные роды жрецов, но и жрецов низших разрядов от жрецов высших. Особенно ясно отличает это Саксо грамматик, замечающий, что храм Арконский был под ведением высшего жреца, а другие храмы, посвященные тому же Святовиду, управлялись жрецами меньшего достоинства и меньшей власти225.

Если жрецы и не составляли касты, то они же были отдельным сословием, отличным от других классов народа. Их отличала самая одежда; так об одном из жрецов знаем, что он отличался от народа длинными волосами, заплетенными в косу, и бородой; о другом, что его священническая одежда была белая; ещё об одном, что он имел палицу226.

Жрецы принадлежали к высшему разряду общества, участвовали в собраниях дворянства, председали в судах вместе с князьями, владели мнениями, владели богатствами227. Особенно почитаемы были жрецы на острове Руян, где им был подчинен не только народ, но и сам князь228; не мудрено что было так и в других местах. Сила жрецов подтверждалась их важностью в делах религиозных:
— они заботились о хранении святости и богатств, освященных именем божества, об употреблении даров, приносимых божествам, на украшение святилищ;
они были хранителями верований, истолкователями религиозных понятий, распространителями их между народом;
они были главными посредниками между божеством и человеком, возносителями молений, исполнителями жертвоприношений и гаданий
Жрецы одни имели право входить во внутреннюю часть святилища и очищать его229.
Жрецы заботились о священных конях, одни могли пасти их и садиться на них230.
Жрецы берегли изображения божеств и знамёна и все богатства храмов231.
— Жрецы были хранителями и истолкователями верований, и для этого обращались иногда к молельщикам с увещаниями.

Примером подобного увещания может служить то, которое было обычно на праздник Святовида: при конце богослужебного обряда жрец приветствовал народ во имя бога и увещевал его ревностно приносить ему жертвы, обещая верною наградой за богопочитание победы на суше и в море232. Что такие увещания были и при других случаях, хоть и не всегда принадлежали к богослужебному обряду, видно и из того, что жрецы более всего наставляли народ оставаться при вере предков233.

Жрецы были исполнителями богослужебных обрядов: так жрецу принадлежала обязанность служения Святовиду в Арконе234; так было и во многих других местах, как видим из свидетельств современников… Не припоминая здесь всего, что должно войти в рассмотрение самых обрядов, укажу на важнейшие свидетельства, упоминающие об участии в этом случае жрецов.

Жрецы возносили молитвы к божеству: так Титмар говорит, что жрецы сходились в храм умилостивлять гнев богов, и, совершая гадания, поочередно шептали тайные слова, без сомнения молитвы, которыми просили божество раскрыть свою волю и будущее; так и Саксо грамматик, описывая обряд богослужения в храме Арконском, рассказывает, что жрец наполня рог свежим вином и почтив идола, как будто он должен был пить прежде жреца, просил торжественными словами счастья себе и отечеству, а гражданам обогащения и побед235.

Жрецы были возносителями жертв, не всегда, но во многих случаях – и самых важных. Из Титмара знаем, что жрецы приносили жертвы в храме Ретрском; Гельмольд говорит в одном месте, что жертву закалал жрец и по заклании пил ее кровь, а в другом, что жрец приносил иногда в жертву христианина, на которого падал жребий236. Что жрец был жертвоприноситель, это показывает самое его название, хотя впрочем оно употребительно только в старославянском и русском237.

Другое название жреца в смысле жертвоприносителя есть «колдун»: для объяснения этого слова, кроме многого другого, служит и то, что в хорутанском наречии «калдовати» до сих пор значит приносить жертву, «калдовавц» – жрец, а «калдовница» или «калдонише» – жертвенник238.

Жрецы были и гадателями, истолкователями прорицаний.
Нестор рассказывает о волхвах, отгадавших смерть Олегу; хроника Лаутербергская о ворожее, пророчившей победу Владиславу Тонконогому; жиз-неописатели св. Отгона Бамбергского о жреце, совершавшем гадания конём в Штетине, о ворожеях и жребиеметателях, которых иметь запрещал св. Оттон и пр.;
Титмар говорит о жрецах, гадавших жребием и конём;
Гельмольд – о важности жреца Арконского, как истолкователя гаданий,
– об обычае жрецов пить кровь жертвы для того, чтобы одушевить себя силою пророческой и пр.;
Саксо грамматик – о том, что жрец гадал об урожае будущего года по вину, наливаемому в рог Святовидов и совершал гадания конём;
Козьма Пражский – о княгине Любуши как о прорицательнице, – ещё об одной ведунье, советовавшей исполнить волю богов для одержания победы, – о том, что князь Братислав изгнал из края всех магов, гадателей, жребиеметателей;
-песня Краледворской рукописи «о поражении Тагар» поминает о «чародеях, гадачах, звездочетах и кудесниках», гадавших о том, кто будет победителем;
Вацерад – о «гадачах, пророках, птицегадателях, вещцах, волхвецах и волхвицах» 239.
Изо всего этого видно, как разнообразна была важность жрецов, как разнообразны были их должности и разряды. Замечательно, что к сословию жрецов могли принадлежать и жрицы и как кажется те, которые обрекли себя на жизнь целомудренною – или девицы, посвятившие себя богу, или старухи, отжившие свою семенную жизнь: вспомним, что было выше сказано о девах огнеслужительницах, о девах с жреческим значением при совершении суда по обычаю Любуши; вспомним о старухах знахарках, до сих пор остающихся в народе и т. д.

224.Титмар. 6: 17
225.Саксо грам. 826.
226.Саксо грам. 824, Свфрид. 128. Эббо. 79. и пр. Марескалк Тур. Annal. Herul. 9 (Jahrbücher für Slav. Lit. 1844. 95–96.)
227.Эббo. 65. 76. Сефрид. 128, 158. Гельмольд. 1: 84. 2: 12.
228.Гельмольд. 2: 12.
229.Саксо грам. 826.
230.Саксо грам. 826. Сефрид. 109.
231.Титмар. 6: 17. Саксо грам. 825
232.Саксо грам. 825
233.Эббo. 65. Сефрид. 128 и пр.
234.Саксо грам. 824
235.Титмар. 6: 17. Саксо грам. 824
236.Титмар. 4: 17–18. Гельмольд. 1: 52. 2: 12
237.Жрец от жрети. См ниже примечание о слове: жертва.

238. Гутсман, Deutsch – Windisches Wörterbuch. Klagenfurt. 1789. 255–256. В других наречиях kaldun–внутренности и т. п. (ср. Нем. Kaldaunen). Славянский корень есть: клед–колд–калд–клуд– куд (как тлек–толк–талк–тук п пр.). Клудити – клидити в Чеш: значит очищать собирать жатву – успокоивать,– отнимать, уничтожать (mor mnoho lidi klidi). Кудити в Срб. значит – произносить бранные слова, заговаривать,-презирать, удалять). Тут смешаны два корня – куд-клед и куд кужд (кудж). От второго корня в Срб. происходят слова: кудженик (ругатель) куджеnje (клевета); в Хрт. ку- дити (бранить), куjamu (дуть, дышать,– шептать?); в Чеш: кудити (бранить), кудол густой дым; срав: чуд запах), кузло (чара), кузлити (чаровать), кузелник (кудесник), паскуда (нечистота), паскудити се (ругаться, ссориться;, паскудник (rheuma); в Поль: паскуда и пр, в Рус: кудо, кудеса (срав: чудо, щудо), кудесник, кудеяр,– паскудить, прокудить и пр. – В. С. Караджича. Срп. Pиjeчник. 349. J. Стулли, Rjecsosloxje. Dubrawnik. 1806 1: 364 Ярник, Etymologik. 152. Мурко. Slov. Ném. Besednik. Gradez. 1833. 1: 153. Юнгман, Slownik 1: 321. 2: 40, 216 3: 37. Линде Slownik. 2: 641.
239. Летописец. М. 1781. 9. Хроника Лаутербергская у Вишневского, Hist Liter. Pol. 1: 274–275. Сефрид. 109. Титмар. 6: 17. Гельмольд. 1: 52. 2: 12. Саксо грам. 824, 827. Козьма Праж. 11.20, 27, 197. Краледвор. рпсь. 3: 47–60. Вацерад. 212, 222, 223, 229. Значение слова вещец понятно О слове Кудесник-Kouzedlnik, см. выше. Что же касается до слова волхв (вльхв-влъхъв), то Копитар производит его от. -влъснжти» (влъснжщеи ижзыци-lingиае balbutien– tes. Glagol. Gloz. 69.). В Блг. нар. есть до сих пор волхв- вохв (прорицатель) и волшина (брань); в Хрв: есть вухвец- вуховец (python) и вухвица (pythonissa). См. И. Белостенца, Gazophylacium Latino– Jlliric. Zagrab. 1740. 1:1005. В Вологод. (а может быть и в друг) губерн. есть волхат (колдун) и волхатка (ворожея); в Мрус. есть волшити (хитрить). В Лаврент. списке Нестора стоит » Волхъве» (вин пад. «Волъхи») вместо «Волохове» других списков Нестор, ib. 10–11. Песню очародее Волхве Всеславьевиче см. в Древ. Рус. Стихотвор. 45.

Далее… Глава вторая. Обряды Богослужения. 2. О языческом поклонении и молитвах.

О языческом поклонении и молитвах
О языческих храмах и идолопоклонстве

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*