Вторник , 21 Сентябрь 2021
Домой / Новое время в истории / Наука побеждать Суворова

Наука побеждать Суворова

Военно-теоретическая и практическая деятельность Суворова отражена в его огромном литературно-документальном наследии, включающем «Полковое учреждение», «Науку побеждать», различные наставления, инструкции, приказы, памятные записки, переписку с военными и государственными деятелями.

Александр Суворов выдающийся военный теоретик, стратег и тактик, глубоко понимавшего проблемы военного дела и суть военного искусства. Суворов сформулировал систему взглядов по стратегии и тактике ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, во многом опередившую свое время. Одержав множество побед над различными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях.

Опираясь на вековые военные традиции России, Александр Суворов возродил воинское искусство и претворил в жизнь новые требования к организации русской армии, боевой подготовки солдат и знания военного искусства.

По значимости личности и следу в русской военной науке, который оставил после себя полководец не проигравший ни одного сражения Александр Суворов , его можно сравнить, пожалуй, лишь с великим китайским полководцем Сунь Цзы, жившем в VI веке до н. э., автором одного из самых известных воинских трактатов всех времен и народов — «Искусство войны».

«Наука побеждать» Александра Суворова является подробным, простым и понятным наставлением по строевому и тактическому обучению войск.

Для солдат русской армии «Наука побеждать» стала памяткой, в которой изложены не только тактические указания, но и основные правила поведения, служебный и нравственный кодекс русского воина.

«Наука побеждать» раскрывает сущность воинской стратегии и тактики военных действий, и системы обучения тактического строевого обучения войск и предназначено для командиров частей, батальонов, полков.

Стратегия и тактика Александра Суворова.

Стратегия — это видение перспектив и конечных целей наступательных тактических действий. Стратегические планы военных действий намечают выход на определённые пункты и освобождения территорий от вражеской армии в определённые стратегией сроки. Основным способом осуществления стратегических планов Суворов считал активные и решительные военные действия, массированное наступление армии на важнейших направлениях и уничтожение армии противника в открытом бою.

«Истинное правило военного искусства, учил Суворов,прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами… дело может быть решено только прямым смелым наступлением».

В «Науки побеждать» Суворов изложил общие принципы ведения победоносной войны — должна быть продумана главная стратегическая цель военной операции и разработаны тактические боевые действия для решения этой задачи.

Отдавая предпочтение наступлению, Суворов считал возможным иногда прибегать к обороне и даже к отступлению в интересах сохранения войск от удара превосходящих сил противника.

Суворов был не только талантливым военным стратегом, но и не превзойдённым тактиком.

Тактика — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями  и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск. Тактическим новшеством Суворова были артиллерийские обстрелы противника перед началом наступления армейских колонн. Особой заслугой Суворова было совершенствование тактики наступления армейских колонн в сочетании с рассыпным строем, штыковым ударом и рукопашным боем. Этот способ ведения боя был не известен в западном военном искусстве.

Суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке, тщательном учёте обстановки, передвижении войск и ресурсов противника, быстроте, внезапности военных действий. Тактика быстрого и внезапного нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего над обороняющимся противником.

Чему следует учить солдат и командиров во время воинских учений? Александр Суворов перечислил главные направления воинского обучения: глазомер, быстрота, натиск, целеустремленность, простота, наступательность.

Глазомер – это качество Суворов считал одним из важнейших, как для офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в проведении разведки на местности и в умении правильно оценить ситуацию в бою, для правильного принятия решения и последующего действия с учётом необходимого времени.

Быстрота самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Время необычайно ценно на войне. Суворов говорил:

«На войне деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а Время дороже всего…».

Умение Суворова обращаться со временем не может не восхищать. «Я действую не часами, а минутами» — говорил Суворов, и это было правдой, и именно это давало ему ещё одно огромное преимущество перед противником, который столь бережным отношением ко времени не отличался.

«Одна минута решает исход баталии, — говорил Суворов, — один час – успех кампании, один день – судьбы Империи».

Суворов сам был решительным и необычайно быстрым человеком — «решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств».

На войне быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

В «Науке побеждать» сказано: «солдатский ранец – не ранец, а ветер… взвод не поднимается с привала, а вспрыгивает, надевает ветры и бежит вперед…»

Быстрота движения армии Суворова, даже при меньшей численности, поражала грозного противника, ошеломляла врага внезапностью действий, что позволяло захватить инициативу в бою, что являлось тактическим залогом победы.

Суворова ценил время и всегда использовал его максимально эффективна.Накануне сражения Суворов продумал план будущей баталии до малейших деталей, поминутно планируя действия своих войск. Успешный пример претворения продуманных действий – штурм Измаила. Все поставленные задачи были выполнены точно и в срок всеми войсковыми подразделениями. И как результат – взятие неприступной крепости меньшими силами с минимальными потерями.

Натиск — неудержимый порыв вперёд.

Однако быстрота и внезапность наступления, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Натиск, -говорил Суворов, — это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Натиск Суворова – это принцип бесстрашного действия, ведущего армию к победе.

«Первая рвёт, вторая валит, третья довершает…» — говорил Суворов, описывая действия шеренг солдат в ходе рукопашного боя.

Суворов возвёл натиск в систему и на учениях довёл его исполнение до технического совершенства. Полководец очень тщательно продумывал этапы последовательного натиска на неприятеля, всегда оставляя за собой инициативу боя, независимо, от того, на чьей стороне находится численный перевес.

Натиск предполагает такое качество личности, как несокрушимую веру в свои силы и упорство в достижении цели – качество, которое Суворов в высоко ценил в русских солдатах. Инструкции к военным действиям он давал всегда очень подробно, живо и эмоционально:

«Богатыри, неприятель от нас дрожит!».

Целеустремленность. «Всегда имей цель определенную. Сражения, цель которых остается непонятной, — излюбленный приём невежд» — считал Суворов.

Наступательность. «Ничего кроме наступательного боя» вот лозунг, который провозгласил Суворов и придерживался всю свою жизнь. Хорошая физическая подготовка солдат – основа неутомимой бодрости тела и боевого духа, успешно ведущего наступательность, проявляя инициативу. Суворов призывал солдат и офицеров учиться, учиться и учиться.

Простота действия должна быть понятна каждому солдату. Гениальное всегда просто. Суворов учил солдат и офицеров простым тактическим приёмам наступления и обороны и методам боя, в ходе постоянных учебных военных тренировок доводил их выполнение до автоматизма и полного совершенства, и эта тактика его никогда не подводила.

Завершенность. «Недорубленный лес всегда вырастает» — говорил Суворов и в своей практике боевых действий всегда старался окончательно разбить врага. Полководец Суворов всегда доводил ход сражения до полного и окончательного разгрома противника, используя все возможности армии, и завершая разгром и бегство противника кавалерийскими частями.

Торжественная встреча Суворова в Милане в апреле 1799 года.
«Над ним шутили в штабе иногда, а он в ответ брал с ходу города», — писал о Суворове лорд Байрон. О качестве профессиональной подготовки в суворовских войсках ходят легенды. Французские генералы называли суворовских солдат взрослыми, а солдат других европейских стран по сравнению с ними – детьми.

измаил-диорамы Штурм крепости Измаил

Суворов учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Излюбленный прием обучения войск для Суворова – это сквозные атаки: пехота на пехоту, конница на конницу, пехота на конницу.

«В двусторонней сквозной атаке – обороняющаяся сторона встречает атаку огнём, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки.»

Суворов для обучения своих войск использовал любую предоставляющуюся возможность. Проходит дивизия мимо монастыря с высокими крепостными стенами, Суворов тут же командует: «Штурмовать монастырь!».

Суворов мог потребовать от своих воинов огромного физического и морального напряжения, но они не боялись ни трудностей, ни  опасностей, потому, что воины были подготовлены на учениях и тренировках. Суворовские солдаты не сомневались, что для них нет непреодолимых препятствий. «Ров не глубок, вал не высок!»

Суворов осуждал и искоренял всё, что бесчестит доброе имя русского воина: «бесплодное геройство», «мерзкое отступление», «проклятую оборонительность», праздность, леность, малодушие, трусость, ложь…

На воинских учениях Суворов требовал от подчиненных ясного понимания сути стоящих перед ними задач.

После сражения два-три часа длился анализ боевых действий, с критикой неудачных действий и поощрением успешных воинских манёвров.

В войсках каждый командир отвечал за обучение своих солдат, к обучению привлекали и ветеранов воинской службы – экзирцимейстеры из рядового состава, имеющих большой опыт. Суворов также всячески поощрял самостоятельную военную подготовку офицеров, подавая им в этом пример, рекомендуя к чтению, самые передовые источники военной мысли.

Высокая профессиональная выучка добавляла суворовским солдатам уверенности в своей непобедимости. Вот и выглядели суворовские чудо-богатыри в глазах других «взрослыми» по сравнению с «детьми».

Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньше внимания, чем профессиональному военному делу. Высокий моральный дух верных ему войск явился той основой, на которой зиждется непобедимая мощь его войск. Как ему это удавалось? За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера Суворов, в целом не слишком суровый в наказаниях карал очень строго. Известен случай, когда в ходе итальянской кампании два офицера русской армии обокрали раненого французского генерала, находящегося в плену. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.

Победоносное служение Отечеству невозможно без честного имени, слов и действий.

«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Я забывал себя там, где надлежало мыслить пользе общей».

Суворов сам был религиозным человеком и развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего, в силу суворовской стремительности совершалась не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам.

Воспитывая мужество и волю к победе в войсках, полководец должен заботиться о нравственном здоровье войск, искренней вере в Бога и в праведность поступков, ведущих к победе.

Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Он наставлял солдат:

«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит. Он нам генерал!.. Умирай за Дом Богородицы, за Матушку!».

Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в мире. Так надо понимать и его знаменитый возглас:

«Мы – русские, какой восторг!».

Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: плененных поляков просто отпускал домой, плененным французам возвращал их шпаги.

Во времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, Суворов себя с гордостью называл солдатом, и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.

военные походы- Суворова

Суворов создал передовую систему воспитания и обучения войск, он был убеждён, что человек является решающим фактором победы. Суворов считал бесцельной и бессмысленной солдатскую муштру, стремился пробудить в солдатах чувство национального самосознания и любовь к Родине, приучить их к смелым, инициативным и искусным действиям в самых разнообразных условиях боевой обстановки.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Суворов говорил: «Каждый воин должен понимать свой маневр».

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат ежедневным довольствием, питанием и дровами для обогрева в походе. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово наказывал за мародерство.

«Кто не бережет людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет».

Полководец проявлял неустанную заботу о солдатах, в результате чего резко сократились заболевания в русской армии, которые были самой большой бедой европейских армий XVIII века.
Разделяя с солдатами и офицерами все тяготы походной жизни, Суворов завоевал безграничное доверие и любовь русской армии, он был уверен, что «в свете храбрее русского солдата нигде нет».

Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства.

«Кто любит своё Отечество, — говорил он, — тот подаёт лучший пример любви к человечеству».

Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:

— Мы русские, мы всё одолеем;
— От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком;
— Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. -Там, где не пройдёт олень, все равно пройдёт русский солдат;

Эта вера удесятерила его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.

Читая эти суворовские слова, удивляешься тому, как же быстро мы растеряли его драгоценное суворовское наследство веры в свою непобедимость. Тем не менее, не все потеряно, пока жива память. В наших жилах течет та же суворовская кровь.

Мы русские — этим все сказано.

В «Науке побеждать» Суворов теоретически обосновал преимущества наступательной тактики, описал основные принципы и технику ведения стремительного наступательного боя, решительной атаки и удара в штыки — рукопашного боя.

po-marshrutu-armii-suvorova-cherez-7-perevalov-alpy

Легендарный Швейцарский поход 21 тысячной русской армии под командованием Александра Суворова (10 [21] сентября — 27 сентября [8 октября] 1799 года) через швейцарские Альпы за 17 дней, стал образцом военного искусства, показавшего силу, натиск, быстроту передвижения и внезапность появления русской армии перед противником.

Русская армия успешно прошла Сен-Готард — самый важный перевал горного массива Швейцарских Альп, расположенный в самом центре Европы, на пересечении важных европейских путей.

Переход Суворова через Альпы, стал ярчайшей демонстрацией силы духа русского солдата. За этот поход, вошедший в историю под именем Швейцарского, государь Император Павел Петрович пожаловал Суворова званием генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге.

Сила воздействия личности Суворова на солдат русской армии была чрезвычайно велика.  Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

переход через альпы 1799

Духом победы дышит каждое распоряжение Суворова, каждая инструкция, в которой нет и намека на современные воинские уставы, в которых больше, прусского следа, чем русского Суворовского. Вот пример Суворовской инструкции по штурму крепости:

«Ломи через засеки, бросай плетни через волчьи ямы, быстро беги, прыгай через полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки очищай колонны, стреляй по головам. Колонны лети через стену на вал, скалывай, на валу вытягивай линию, караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице. Неприятель бежит в город! Его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо. Недосуг за этим ходить. Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница, руби. В домы не ходи. Бей на площадях. Штурмуй, где неприятель засел. Занимай площадь, ставь гауптвахт, расставляй вмиг пикеты к воротам, погребам, магазинам. Неприятель сдался? – Пощади!»

Всё, всегда и везде у Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями, что и как делать после разгрома врага. Такие слова как поражение и отступление вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами:

Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, слава, слава!

Швецарский поход суворова через альпы

Суворовские заповеди:

1. Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.

2. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

3. Ученье свет, а неученье – тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.

4. Ближайшая к действию цель лучше дальней. (о тактике)

5. Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.

6. Смотри на дело в целом. (о стратегии)

7. Ноша службы легка, когда дружно подымают.

Суворов был одним из самых образованных военных деятелей XVIII века, он прекрасно знал философию, историю, математику, инженерное дело и фортификационное искусство. Он в совершенстве владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, немного говорил по-арабски и по персидски.

Полководец внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, читал, и анализировал политические и экономические статьи многих иностранных газет, журналов, научных изданий.

Осуждая «тиранство» самодержцев, резко критиковал придворные нравы, такие как фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, прусские военные порядки при Павле I и бессмысленную жестокость в войсках, Суворова ратовал за «просвещенную монархию».

Когда Суворову один доктор сказал: «Вам надо здоровьюшко подлечить: поистрепались в походах-то, – на курорт в Карлсбад, на грязи съездить», наш полководец ответил: «Милостивый государь, ну что вы говорите? Мне, старику, на курорты? На курорты ездят богатые бездельники, хромые танцоры, интриганы и всякая сволочь – вот пусть они и купаются в этой грязи. А я истинно больной человек – мне нужна молитва, изба в деревне, баня, каша и квас».

Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для тайного надзора, опалы и постоянных унижений.
Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокий боевой воинский дух и способности русского воина в военный талант своих подчинённых.

Суворов оказал значительное влияние и на иностранную военную мысль.  В 1877 году русский военный историк Ф. Н. Глинка в «Кратком начертании Военного журнала» писал:

«Теперь уже ясно и открыто, что многие правила военного искусства занял Наполеон у нашего Суворова. Этого не оспаривают сами французы; в этом сознается и сам Наполеон; в письмах из Египта, перехваченных англичанами, он явно говорил Директории, что Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать и не противопоставят ему его собственных правил».

Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, А. А. Брусилов и другие известные русские военные деятели.

Преданность Родине, вера в творческие силы русских людей и в их способность преодолевать любые препятствия – это то, что положено в основу русских воинских традиций и описано великим русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым в «Науке побеждать».

Наука побеждать актуальна и по сей день и должна быть настольной книгой каждого защитника Родины, от солдата до главнокомандующего.

Путин «Об историческом единстве русских и украинцев»
На чьей стороне была Чехия во Второй мировой войне?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*