Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Народная мудрость Скифии.

Народная мудрость Скифии.

Древнегреческие мудрецы времён скифского философа Анахарсиса были тем рубежом философии, когда привычная народная мудрость была сформулирована могучими мыслителям античности. Мыслители античной древности не отрицали народную мудрость, а дополняли и развивали её, не чурались остроты слова и мысли своих простых сородичей.
Благодаря лаконичности высказываний Анахарсиса, скифские пословицы были популярны в античной Греции.

Мудрость народов Скафии заключается в «человеколюбии и честности».

 

Скифский мудрец Анахарсис писал на греческом языке, он считался автором 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов.  Как известно, среди афинян было немало выходцев из Скифии. Тем не менее, скифы часто сталкивались с пренебрежительным к себе отношением, со стороны афинян. В письме «К афинянам», презирающим людей только за то, что они не греки, скифский мыслитель Анахарсис выступал против греков, высокомерно и презрительно называющих другие народы «варварами», указывал, что греки оскорбляющие и унижающие людей по происхождению и языку, сами являются позором для своей страны.

Десяток писем скифского философа Анахарсиса приводили греческие философы киники (циники) в своих работах в I веке до н. э. , так как философские работы скифского мудреца Анахарсиса легли в основу философского учения киников и стоиков. 

«Скифы живут лучше греков,- говорил Анахарсис, — потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному — небо, другому — море, третьему — подземное царство. Но землю даже они не стали делить: её поделили вы сами и вечно из-за неё ссоритесь».

Греки смеялись над скифом: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более — в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить».

Философские идеи скифа Анахарсиса и греческих стоиков мы находим в более позних высказываниях мудреца Лао-Дзы: «Совершенно-мудрый отказывается от излишеств, ничего не накапливает, устраняет роскошь и расточительность. Воздержание должно стать главной заботой. Кто умеет удовлетворяться малым, всегда доволен жизнью. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Он всё делает для людей и всё отдаёт другим. Совершенно-мудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи». (Дао -дэ цзын. Мудрецы поднебесной)

Принятая за норму жизни спартанское военное воспитание, очень сближали Скифию со Спартой, так как оба государства вынуждены были рассчитывать только на свою силу в противостоянии постоянной угрозе нашествия персов.

Философские идеи скифа Анахарсиса о воинском духе, о силе, не желающей унижать слабых, о человеколюбии, о щедрости бережливых людей, умеюших довольствоваться малым, о честности и недопустимости обманывать и лгать, высказывал и мудрец Лао-Дзы:

«Народ презирает смерть оттого, что у него слишком сильно стремление к жизни. Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь. Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое — это человеколюбие, второе — бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым. Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным  вождем.
Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех, кто находится позади, — тот погибает. Кто ведет войну человеколюбиво, побеждает, и возведенная им оборона неприступна. Небо его спасает, человеколюбие охраняет».

Россиянам все ещё очень трудно представить, что почти 26 веков назад был у нас выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.), яркая фигура всего мирового античного мира, философ достойный почитания среди «семи мудрецов Платона», правда, западные учёные не всегда помнят, что был он именно скифом, а не греком (Греки. М.: Росмэн, 1995, с. 34).   Анахарсис родился на скифской земле, у самой большой в Скифии реки Борисфен (Днепр).

Скифский философ Анахарсис,  потомок скифских князей, является выразителем тысячелетней мудрости царских скифов-сколотов, пра-славянских народов — русских, белорусов и украинцев.

Почитание мудрого скифского философа Анахарсиса дошло и до средневековья. Ученик Иоанна Златоуста и представитель его школы, Феодорит (390—457 гг.) владел письмами Анахарсиса, одного из «семи мудрецов, живших после пророков». Имя скифа Анахарсиса можно встретить в трудах авторов позднего средневековья и нового времени.

С V века у побережья Азовского и Чёрного моря стала править династия Спартокидов, правителей Боспорского царства (438—109 до н. э.) сменившая династию Археанактидов. Основатель царской династии Спарток I правил на Боспоре Киммерийском в 438—433 г.г. до н.э., и вероятно, был эллинизованным выходцем из скифских князей.

В средние века на Таманском полуострове возникло Тмутараканское княжество, имевшее тесные связи с Новгородом со времен князя Святослава Игоревича (942 – 972 г.г.) и Бравлина, легендарного русского князя, совершившего набег на византийский город Сурож (Судак, Сугдею) в Таврии (Крым) на рубеже VIII—IX веков.

К концу VI века византийцы отмечали у славян Скифский образ жизни, а позже около IX века арабы писали о словянах-русах продолжателях скифских традиций и обычаев. По мере христианизации северяне русские купцы стали активнее заниматься торговыми делами и составлением капиталов, кладов из драгоценностей и разных монет. Во времена скифского философа Анахарсиса в VI века до н. э. скифы-купцы активно занимались античной торговлей, и в Приазовье, и в низовье Дуная.

Византиец Василий Великий  (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), сузил понятие «скифы» до диких кочевников, атаковавших византийский Царь-град (Константинополь), чего уже не делали многие авторы той поры. «Скифы же кочевники, воспитанные в диких и бесчеловечных нравах, прирученные к взаимным грабежам и насилиям, невоздержанные в гневе и легко раздражительные , к взаимной ярости, привыкшие всякий спор решать оружием и наученные оканчивать битвы кровью».

Василий Великий видел опасность христианской элите разных стран во «взаимном человеколюбии и честности» народов Скифии, единство которых уже сокрушил Рим и свою волю диктовала Византия: «своими доблестными деяниями, если скифы проявят взаимное человеколюбие и честность, представляют для нас более тяжкое наказание».

За что скифы убили Анахарсиса?

Анахарсис и Скил
Беседы скифа Анахарсиса с мудрецом Солоном

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*