Среда , 18 Октябрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Минойская Богиня мака

Минойская Богиня мака

Ещё с античных времён внимание читателей «Одиссеи» Гомера привлекало чудесное средство, упомянутое в четвертой главе. Когда царь Менелай и Елена возвращались из Трои, их корабль буря занесла в Египет, где они были гостеприимно встречены египетским царем Тоном Thōn (греч. Θῶν, Θῶνοςи) и царицей Полидамной (греч. Πολύδαμνα) . На прощание Полидамна подарила Елене волшебное зелье. Когда Телемах в поисках вестей об отце посетил Менелая и Елену в Спарте, на пиру Елена подмешала египетское зелье в вино.

Снадобье бросила быстро в вино им, которое пили,
Тонут в нем горе и гнев и приходит забвение бедствий.
Если бы кто его выпил, с вином намешавши в кратере,
Целый день напролет со щеки не сронил бы слезинки,
Если бы даже с отцом или с матерью смерть приключилась,
Если бы прямо пред ним или брата, иль милого сына
Острою медью убили и он бы все видел глазами (IV, 220 – 226, перевод В. Вересаева).

Исследователи неоднократно высказывали предположение, что снадобье Елены могло представлять собой опиум. Древнейшие археологические свидетельства употребления человеком опийного мака обнаружены в западной части Средиземноморья в бронзовом веке, известно, что мак проник на Балканы и в Грецию.

«Богиня мака» (справа) в Национальном археологическом музее Ираклиона

В письменных памятниках Крито-минойской культуры упоминания мака пока не найдены, но его изображения встречаются неоднократно в памятниках Кносса и Микен. В центральном дворе Кносского дворца Артур Эван обнаружил каменную вершину колонны в форме коробочки мака.

«Богиня мака»- 1300-1200 г.г. до н.э. Крит

В 1937 году, во время раскопок минойского поселения 1400 – 1100 годов до н. э. в Гази на Крите была найдена «Богиня мака», на голове которой есть украшения в виде трёх маковых коробочек. В вертикальных бороздках на этих коробочках исследователи видят надрезы, с помощью которых происходил сбора опия, макового сока.

В микенском акрополе была найден золотой перстень-печатка середины XV века до н. э. с изображением богини, принимающий в дар стебли мака с коробочками. Археологи провели исследования содержимого найденных в раскопках керамических сосудов, и в некоторых из них были найдены маковые зёрна. Возможно, маковые коробочки и опиум использовался во время проведения религиозных обрядов.

В Микенах, в царской могиле III, нашли бронзовые булавки с хрустальными головками в форме коробочек мака. Сходные булавки находили и в ряде мест Анатолии. Бронзовые маковые головки были полыми и содержали внутри зёрна, которые шумели, если булавку потрясти, можно было услышать звук семена зрелого мака в высушенной маковой коробочке.

В начале 60 годов прошлого века австралийский дипломат и археолог Роберт Мерриллиз (Robert S. Merrillees) высказал предположение о торговле опием в древнем восточном Средиземноморье. Он считал, что с острова Крит культура опийного мака попала на Кипр.

Существует тип керамических сосудов – кувшины с округлым основанием, в литературе они часто упоминаются под арабским названием «билбил». Скорее всего речь идёт о маленьком кувшине, известным на Крите и в древней Греции под названием «арибалл». Родина таких кувшинов – Кипр, откуда они распространились по Сирии, Палестине, Египту и Нубии. Обычная высота кувшинов «билбил» 10 – 15 см. Они массово производились в 1600 – 1200 годах до н. э. По предположению археолога Роберта Мерриллиза, такие кувшинчики служили кипрским торговцам для экспорта опия. Форма округлого сосуда с длинным горлышком напоминала перевернутый стебель мака с коробочкой, и указывала на вид товара, подсказывая покупателям из других стран, что находится внутри.

Лагинос — небольшой сосуд плоский по форме и с узким горлом для хранения ароматических масел.

Лидион — сосуд без ручек сферической, округлой формы с узкой конусообразной ножкой и широким горлышком с горизонтальным ободом. Лидион использовался для хранения благовоний.

Гипотеза археолога Мерриллиза выглядела вероятной, но не безупречной. Его аргументов было явно недостаточно, чтобы убедить скептиков, необходимо было ещё обнаружить следы опиума в сосудах. Неоднократно предпринимались попытки обнаружить следы опия на стенках древних кувшинов химическим путём, даже сообщалось о находках, но потом каждый раз следовали опровержения, так как результаты анализа оказывались неубедительными.

В 1996 году в подобном сосуде из коллекции университетского музея Мартина фон Вагнера в Вюрцбурге действительно были обнаружены следы алкалоидов опиума и продуктов его окисления. Авторы работы пришли к выводу, что в древности в сосуде содержался раствор опия-сырца. В чём был растворён опий, неясно. Ранее Мерриллиз высказывал догадку, что скорее всего растворителем служил мёд, так как раствор опия в воде или вине быстро начинает плесневеть и для длительного хранения не годится. В произведениях  Диоскорида рассказывается о сборе макового сока.

Арибалл — небольшой сосуд шаровидной формы для ароматических масел, которыми растирались в бане, перед выступлением на спортивной площадке (палестре) 7—6 вв. до н. э. Арибалл украшали орнаментальной росписью, и рисунками с сюжетами из древнегреческой мифологии.

Арибаллы делали в виде небольших скульптурных животных, рыб, птиц, воинов, атлетов, или отдельных частей тела, ноги, руки, головы. Спортсмены часто прикрепляли совсем маленький, арибалл, как талисман, на кожаном ремешке к запястью. Говорят, такой талисман приносил атлетам удачу, а опиумное содержимое могло быть первым в мире допингом.

В 2015 году состоялось исследование 14 кувшинов кипрского производства. Следов опия в них не обнаружили, зато во многих нашли признаки ароматических масел растительного происхождения со следами мяты, полыни, лаванды, шалфея или розмарина. В результате авторы сочли гипотезу Мерриллиза неверной и пришли к выводу, что обычным содержимым кувшинов с круглым основанием были благовонные масла. В декабре 2016 года ученые из Университета Тель-Авива Шломо Бунимовиц и Цви Ледерман опубликовали статью, в которой обращали внимание, что в египетских источниках о торговле со страной Аласией (Кипром) нет упоминаний опия, зато часто упоминают привозимые оттуда в Египет ароматические масла.

В пользу гипотезы археолога Мерриллиза появились новые доводы. Недавно следы опия были найдены в одном из сосудов с круглым основанием (арибалл), хранящемся в коллекции Британского музея. При этом опий, судя по всему, был растворён в масле. По-видимому, в некоторых сосудах действительно перевозился опий с острова Кипр.

Однако, как отмечает Арсений Беликов, если археолог Мерриллиз оказался прав в предположении, что эти сосуды могли содержать опий, то его гипотеза о связи формы сосудов с коробочками мака, по-видимому, неверна.

Округлые основания сосудов стали результатом эволюции более ранних форм кипрской керамики, которая неплохо прослеживается. Узоры на стенках сосудов, которые Мерриллиз счёл изображением надрезов на коробочках мака, вероятно, изображают змей, символов Великой богини Минойского Крита.

По материалам статьи

Секрет архаичной улыбки.
Фракийский бог войны Арей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*