Четверг , 28 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Краткая периодизация греческой мифологии

Краткая периодизация греческой мифологии

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Краткая периодизация греческой мифологии

Греческая мифология развивалась вместе с историей общиннородового общества, поэтому она никак не может быть представлена в виде раз навсегда данной, застывшей картины, прекрасной в своей неизменности, где вне времени и пространства находят себе место вечно пирующие на Олимпе бессмертные боги, а смертные люди призваны совершать героические подвиги на земле. Чтобы такая картина появилась в представлении древнего человека, должно было пройти немало времени, измеряемого тысячелетиями. Начинается греческая мифология не с прекрасных богов и героев, а с мира смутного и страшного, где ни о богах, ни о героях нет ещё и помину. Греческая мифология имеет периоды своего развития, которые в кратчайшем виде можно назвать доклассическим, или архаическим, и классическим, или героическим.

Архаический идол из Беотии. VIII в. до н. э. Терракота. Берлин. Государственные музеи

Первый период греческой мифологии начинается в сумраке тысячелетий и завершается ко II тысячелетию до н. э., о чём свидетельствуют, главным образом, археологические данные, подкрепляющие исторические источники.

Второй период греческой мифологии охватывает, в основном, II тысячелетие до н. э., достигая расцвета в середине этого тысячелетия и завершаясь в его конце мифами о гибели героического поколения.
Старая наивная мифология уходит в небытие вместе с родовым строем, когда в первой трети I тысячелетия возникает классовое рабовладельческое общество и создаются принципиально новые формы жизни.

Мифологические сюжеты и образы приобретают в дальнейшем развитии греческой культуры вплоть до конца античности художественные и идеологические функции. Однако не они являются предметом нашей книги. Нас интересует живой мифологический процесс, поэтому, принимая во внимание эти грандиозные сдвиги социально-исторических и мифологических пластов, остановимся подробнее на указанных выше периодах.

I. Доклассический период

Главные определения
Доклассический период развития греческой мифологии совпадает с периодом собирательско-охотиичьего хозяйства и начальными ступенями хозяйства производящего, наиболее законченно выражая жизнь древнейшей материнской общины, период связан с матриархально-родовым строем. В связи с этим доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата.Так как это древнейший период, то он вполне может называться архаическим (греч. arche — начало, отсюда и греч. archaios — архаический, древний).

1900-1700гг. до н.э-пифас из Кносского дворца на острове Крит

Древнейшая ступень мифологии именуется к тому же доолимпийской или дофессалийской. А что же это такое? Неужели были времена, когда и горы Олимп на севере Греции, в Фессалии, не существовало? Нет, и Фессалия и Олимп существовали. Более того, Олимп не один, их несколько, и не только тот, самый главный — в Фессалии, но и в Малой Азии (Аикия и Мизия), на острове Кипр (целых два Олимпа), на юге Греции (в Лаконике и Аркадии), на западе Греции (в Элиде, вблизи Олимпии).

Само название «Олимп» относится к балканскому догреческому субстрату, то есть к древней языковой основе, существовавшей до более поздних напластований греческого языка. Ведь все вообще греческие географические названия — топонимика, уходят вглубь балканского субстрата, несут на себе печать большой древности, устойчиво сохраняясь на протяжении тысячелетий.

Происхождение названия Όλυμπος Olumpos обычно считается «догреческим». В гомеровском греческом (Odyssey 6.42) встречается вариант Οὔλυμπος Oulumpos, как резиденция богов и не отождествляемый с какой-либо конкретной горной вершиной. Гомер (Илиада 5.754, Одиссея 20.103) также использует οὔλυμπος как существительное нарицательное, как синоним οὐρανός ouranos — «небо». Гора Олимп исторически была также известна как гора Белус (Belus) в Илиаде (1.591), где трон богов упоминается как βηλ [ός] θεσπεσίο [ς]  (bēlós] vilós] thespesios]) «небесный порог»

1600 г. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.Сосуд с изображением осьминога с острова Крит. XVI в. до н. э. Гераклеон. Музей

Среди многочисленных пиков, называемых в древности Олимпос, находятся горы Мисии, Лаконии, Ликии, Кипре, Аттики, Эвбеи, Ионии и острова Лесбос и другие. Фессалийский Олимп является высочайшей вершиной среди всех известных Олимпов на территории с греческими поселениями, поэтому его рассматривают как «панэллинский» Олимп — мифологическое место обитания богов, по определению Геродот (1.56)  в 5 веке до нашей эры, «Олимп — пик в Фессалии».

Однако представления о том, что боги обитают на Олимпе в Фессалии, ещё не появилось в эти далекие времена. Отсюда с полным правом можно говорить о доолимпийском или дофессалийском периоде мифологического развития.
Учёные применяют к нему также название хтонического, от греческого слова «chthon» — «земля», так как в эти архаические времена земля мыслилась всеобщей матерью, которая всех порождает и вскармливает.

Вся природа, и всё то, что есть на земле, оказывалось живым и даже одушевленным. Всякое же физическое тело и вообще любой предмет, понятый как нечто живое, является не чем иным, как фетишем — «предмет, вещь«, почему архаический период мифологии можно назвать также фетишистским культом неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.

Богиня из святилища Двойного топора в Кносском дворце. XVI в. до н. э. Гераклеон. Музей

Древний человек, погруженный в стихию природы, воспринимает её как нечто дисгармоничное, ужасное, страшное, чудовищное, что определяется термином «тератоморфизм» (греч. teras — чудовище, чудо), а сама мифология — тератоморфной, то есть имеющей дело с чудовищными образами, а значит, и с чудесами, подстерегающими человека на каждом шагу, вызывающими у него и ужас, и удивление.

Древнейшая мифология не знает человеческих форм, она доантропоморфна, дочеловечна, а будучи порождением природы, где все живет своей тайной и неведомой жизнью — и камень, и животное, и растение, — эта мифология с полным правом обозначается не только как фетишистская, но еще и как фетишистски-анимистическая (лат. animus — дух, anima — душа), а детальнее как зооморфная (греч. dzoon — животное) и фитоморфная (греч. phyton — растение). А поскольку всеобщее одушевление, анимизм, предполагает наличие примитивных человеческих праформ, ещё не отделенных от животного и растения, так же как не отделён от них и сам человек, то и архаическая мифология именуется микс-антропической, то есть состоящей из смешения образов живой природы с человеческими формами.

Кентавр. Килик Пинфия. Около 510 г. до н. э. Карлсруэ. Музей

Таким образом, перед нами возникает интереснейший комплекс наименований, зная смысл которых, уже можно сразу в целостном виде представить специфику доклассической мифологии.

Специфика доклассической мифологии.

Главное, на что приходится обратить здесь внимание, — это слияние архаического человека с природным миром, не разделенность человека из природного бытия, ощущение себя, как часть всего животного мира, как частью природы, порождением одной и той же материи — матери Земли.


Поскольку же границы между «я» и «не-я» размыты, неясны, то человек ещё не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему так характерны для древнейшей мифологии смешанные миксантропические формы вроде сочетания человека и коня (кентавры), человека и змеи (Ехидна) или сразу нескольких образов в одном — голова и грудь человека, крылья грифона, туловище льва (Сфинкс).

Становятся понятными и мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуют оборотничеством.

Если и человек, и животное, и растение, и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек с легкостью превращается в серого волка, оборачивается сизой птицей, течет быстрой речкой, не меняя своей единой со всем миром сущности.

Одним из важнейших принципов архаической мифологии является господство в мире несоразмерности, беспорядочности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Это станет понятным, если учесть, что в период собирательства и охоты, когда человек, пользуясь готовым продуктом, проявляет себя достаточно пассивно, природная жизнь воспринимается им как смутное, не расделённое, беспорядочное течение явлений, без твердо очерченных образов и границ, когда человек не может себе представить жизненную силу вне того или иного предмета или существа, независимо от её носителя, как некую вечную сущность.

Вот почему каждая частица природы, все её порождения сменяют друг друга в бесконечном чередовании жизни и смерти, ибо вечна только сама мать-земля, из лона которой все появляется на свет и которая принимает в себя всех уходящих в небытие.

Далее… Первые порождения мифов. Архаический фетишизм, магия и оборотничество.

Первые порождения мифов
Источники мифологической традиции

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*