Понедельник , 24 Июнь 2019
Домой / Мир средневековья / Конское убранство

Конское убранство

Любор Нидерле. Славянские древности. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава XI. Военное дело. Конское убранство.

К снаряжению конницы относится также конское убранство, и поэтому мы остановимся сейчас на нём. Поскольку в некоторых славянских областях коневодство получило значительное развитие, а славянская конница упоминается в описаниях войн с VI века, то естественно, что у славян получило развитие конское снаряжение и что они сумели быстро воспринять в этой области всё то полезное, что видели у соседних кочевнических племён, которые издавна как бы срослись с конём.

Седло.

Что касается древних сёдел, то о них ничего не известно, в могилах также ничего не было найдено, за исключением незначительных остатков, в одной из могил у Чернигова (79). Несколько больше сёдел было найдено в могилах кочевников, например около Россавы. Но уже в первых памятниках древнеславянского языка начиная с X века имеется собственный термин для обозначения этой части конного снаряжения: седло от слова седети (80), считается, что оттуда произошло немецкое Sattel — «седло», а с IX века говорится о седле славянских воинов (81). Прага в X веке была известна производством сёдел и удил для лошадей. С XII века в русских летописях и былинах — в «Слове о полку Игореве» и других источниках, встречаются упоминания о золотых седлах, то есть седлах, обитых золотыми пластинками и вышитых золотом, что свидетельствует о стремлении подражать византийским и восточным образцам (82).

Стремя, подвешенное к седлу, является также достижением более позднего времени; до IX века оно не встречается среди находок, нет упоминаний о нём и в письменных сообщениях. Однако в соседней Германии стремя (нем. Steigbügel)  было известно уже в эпоху Меровингов (от 481 г. до 814 г.) и ещё шире в эпоху Каролингов (с 751 по 987 годы), когда дуга стремени приобрела характерную коническую форму, а подножка располагается под острым углом к дуге.

Восточные и славянские стремена: А – Сент Ендре; В – Касса; С – Жирак; D – М. Добра;

Е – Чорна; F – Перещепино; J – Драчи; Н – Уппланд — стремя викинга.

Гораздо более распространенными были стремена иной формы, заимствованной у кочевых народов (от аваров до половцев), соседних славянам на юге и на востоке. Их стремена имеют круглую или грушевидную форму и снабжены вверху либо специальной петлей, либо отверстием в верхней части дуги. Легко предположить, что форма стремени у славян сложилась под влиянием обоих соседей. И в самом деле, начиная с X века в западных славянских областях мы видим стремена каролингского типа, а в восточных областях и в Венгрии – стремена кочевнического типа, так что они потеряли здесь значение специфического признака народности (83). Стремена также богато украшались, а в «Слове о полку Игореве» упоминаются даже золотые стремена (84). Древним общеславянским названием было стрьменъ (85).

Шпоры.

Гораздо более распространены среди славянских находок шпоры. Пути развития их различны начиная с конца Латенской эпохи,кельтской археологической культуры железного века (V—I вв. до н. э.), распространённой по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. В I в. до н. э.  шпоры впервые встречаются в Центральной Европе (86). Славянские шпоры берут своё начало от полудужных римских шпор, в славянских погребениях шпоры появляются начиная с VIII века, например в погребении у Гогенберга в Штирии; наиболее интересные экземпляры шпор найдены в хорватских погребениях, открытых недалеко от Бискупина, Врлики и Скрадина в Далмации.

Шпоры имеют большую параболическую дугу с крупным шипом. По своей форме они полностью совпадают с одновременными им каролингскими шпорами, от которых и произошли славянские, хотя для их обозначения у славян существовал опять-таки свой специальный термин острога (87). Термин общеславянский, но древние письменные доказательства мне не известны. Наряду с этим в древне-болгарском языке мы встречаем pętno. Славяне не могли заимствовать шпоры у соседних кочевников, потому что ни у мадьяр, ни у аваров шпор не было; в древних кочевнических погребениях нет также и русских шпор. Интересные экземпляры славянских шпор известны как из вышеуказанных далматских погребений, так и из погребений близ Колина в Чехии. Шпоры украшены зернью и позолочены.

Основные типы древних шпор: 1-9 – латенская и римская эпохи. 1 – Страдонницы; 2 – Чешский Брод; 3, 5 – Добржихов-Тшебицка; 4 – Злив; 6 – Райхерсдорф; 6-14 -значительно уменьшены

7 – Могуч; 8 – Саальбург; 9 – Керско; 10 – Гогенберг; И – Пересопница; 12 – Старый Рупии (Alt-Rupin);

13 – Мартыновка; 14 – Вариводы около Скрадина; 15 – Гнёздово.

Изображение восточного воина с остроконечным шлемом и панцирем. Серебряное блюдо из Березова (по Смирнову)

Носили ли славяне шпоры на одной или обеих ногах, определить пока еще нельзя. Если и были случаи находок обеих шпор, то условия этих находок не ясны. В хорватских погребениях, правда, обычно шпор бывало две.

Узда и удила.

Узда и удила представляют собой очень древнее приспособление для управления лошадью, известное в Центральной Европе уже с неолитической эпохи (88). О древнейшей узде праславян мы ничего не знаем. Первые достоверные доказательства мы встречаем только в погребениях конца языческого периода, а в первых письменных памятниках уже известен термин узда, наряду с которым Асбот предполагает специально для удил ещё и термин zobalo (89). В летописи конь с уздою упоминается впервые под 968 годом. В этот период мы различаем два вида удил, оба они существовали ещё в эпоху римской цивилизации, а также встречаются в погребениях восточных кочевников: 1) простой вид, состоящий из двух сочлененных друг с другом частей, с кольцами на концах для продевания ремня; 2) вид, снабженный двумя неподвижными или подвижными псалиями, которые предотвращали выскальзывание удил изо рта лошади; 3) вид с неподвижным мундштуком очень редок.

В славянских погребениях встречается, как правило, простой вид, состоящий из двух сочлененных друг с другом частей, с кольцами на концах для продевания ремня. Соседние погребения венгерских всадников также обычно сопровождаются этой формой удил, в то время как другая является более редкой, хотя у древних кочевнических народов, например скифов и сарматов, именно она была обычной и очень нарядной (90).

Удила из славянских и венгерских погребений, сверху вниз: Гнёздово, Пилин, М. Флисс;

Удила из славянских и венгерских погребений, сверху вниз: Мощино, Каррас, Цико.

К славянам проникла и эта форма, но в находках она встречается реже. Следовали ли славяне в формах своей узды римско-германским или восточным образцам, я сказать пока не могу. Термины узда и удила, однако, славянского происхождения; кроме того, в X веке славяне изготовляли узду сами, о чем свидетельствует Ибрагим (91).

Славянский крестьянин управлял, конечно, лошадью просто с помощью вожжей, вложенных в рот лошади (92).

Подкова.

Что касается подковы, то тут я скажу кратко, что к славянам проникли её римские образцы через посредничество германцев, у которых существование подковы твёрдо доказано ныне, например, раскопками в Заальбурге на германском лимесе (93). В славянских погребениях подковы встречаются очень редко, а в культурных слоях древних славянских городищ X и XI веков чаще. Подкова (94) – древнее славянское название.

 

——————————————-   ***

79 Д. Самоквасов, Могилы русской земли, стр. 194.  (ibid., 223 и сл.).
80 В Man. II.294, Miklosich, Etym. Worterbuch, 289; Срезневский, Материалы… III.323.
81 Лаврентьевская летопись под 964 годом, Annales Fuld., 871; Ibrahim (ed. Westberg), 53.
82 Срезневский, Материалы… 1.
83  «Źiv. st. Slov.», III, 591.
84 К вопросу об истории стремени: Schlieben, Gesch. des Steigbtigels (Nassauer Annalen, 1892) и R. Forrer, P. Zschille, Der Steigbtigel, Berlin, 1896.
85 Miklosich, Etym. Wórterbuch, 325.
86 R. Forrer, P. Zschille, Der Sporn in seiner Formenentwickelung, Berlin, 1899; M.Jahn, Der Reitersporn, Wtirzburg, 1921. См.статью Л. Нидерле в «Pam. arch.», 1915, 196.
87 Miklosich, Et. Wórterb., 227.
88 По вопросу об истории узды: R. Forrer, Р. Zschille, Die Pferdetrense in ihrer Formenentwickelung, Berlin, 1893.  см. в «Ziv. st. Slov.», Ill, 599.
89 Срезневский, 1. с., III. 1169; Asbóth, Archiv fur slaw. Phil., XXV.569.
90 Minns, Scythians, 75; Ханенко, Древности, II, табл. 14 и сл.; 40 и сл.; 48 и сл.
91 Ibrahim (ed. Westberg), 53.
92 «Vita Sti Adalberti», auct. Canapario, 8.
93 Jacobi, Saalburg, 1.522.
94 Miklosich, Et. Wórterb., 153; Berneker, Etym. Wórterb., I, 593.

Оборонительные сооружения славян
Вооружение славян

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*