Суббота , 18 Август 2018
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Когда появились древнерусские былины?

Когда появились древнерусские былины?

Былины – форма русского героического эпоса, долгое время существовавшая в устной форме в народной среде. Записывать их стали сравнительно поздно – лишь в 19 веке.

Естественно, возникает вопрос, когда же они были созданы. И тут исследователь сразу же сталкивается с трудной задачей. Устные источники нельзя точно датировать, так как в народном предании не сохраняется дата сочинения эпоса. Древних же письменных памятников с записанными текстами, по которым их можно было бы датировать, тоже нет.

Интересную методику выяснения времени появления былин предложил современный русский историк Вадим Викторович Долгов. О ней здесь и пойдёт речь.

Он предлагает провести текстологический анализ былин и выявить, какой же эпохе истории России соответствует социально-психологический образ былинных героев.

Итак, былины начинаются с того, что Герой покидает родной дом без каких-бы то ни было видимых причин, и начинает свой Путь. Герой может быть как богатым (Добрыня Никитич), так и бедным (Илья Муромец). Он едет в чисто поле для того, чтобы «погулять», то есть показать свою удаль и силу богатырскую. Герой былин – типичный пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией.

Далее Герой решает ехать в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Князь здесь предстаёт, во-первых, как потенциальный работодатель, и, во-вторых, как податель разных благодатей. Герой хочет не просто служить князю, но – «людей посмотреть – себя показать». Здесь же, в Киеве, при дворе князя Владимира, собираются и другие богатыри Руси.

Для того, чтобы его приняли должным образом при дворе князя, Герой должен совершить два подвига. При этом первый подвиг, как правило, совершается героем ради удовольствия, как-бы играючи. Так, например, Добрыня без всякой цели нападает на Змея и топчет его детёнышей, а Алёша Попович убивает никого не трогающего Недотолища.

Второй же подвиг Героя обязательно носит общественно-полезный, и, как бы мы сегодня сказали, патриотический характер. Во второй раз сражаясь со Змеем, Добрыня освобождает княжескую племянницу Забаву Путятишну. Алёша Попович же во время своего второго подвига освобождает Киев от Тугарина.

Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну.

В.В. Долгов отмечает, что патриотизм в былинах «присутствует не столько в виде осознанного убеждения, сколько как глубинная определяющая мировоззрения… Участие в делах общества и государства становится для героя смыслом жизни». Защита интересов Земли Русской для Героя выше личных интересов, на защиту своей земли Герой идёт даже несмотря на конфликт с князем Владимиром.

Ещё одна черта былинного Героя – особое внимание к своей чести и достоинству. Богатыри самолюбивы, горды и запальчивы, не могут сносить ничьих обид, даже княжеских.

Если обидчиком чести Героя выступает другой богатырь, он вступает с ним в поединок. Если же обида исходит от князя, Герой не проявляет покорности и смирения, он отказывается служить князю, даже если враг угрожает Киеву. Конечно же, это несомненный маркер средневекового мышления.

Другая отличительная черта былинного Героя в том, что он не причисляет себя к элите – князья и бояре для него «они». Одновременно с этим, он не считает себя приниженным, не считает себя рабом или холопом, имеет чувство собственного достоинства, и никто не вправе его оскорбить. Если богатыря оскорбили, он запросто может развернуться и уйти, сказав «сами тогда воюйте». В условиях угрозы врага князь Владимир Красно Солнышко вынужден идти на уступки Герою и признавать его достоинство.

Важной особенностью русского эпоса, отличающей его от западноевропейского является, как отмечает В. Долгов, является то, что Герой служит прежде всего не князю, а Киеву, Руси, своей земле.

Итак, рассмотрев данные особенности поведения и мировоззрения Героя русских былин, Вадим Викторович задаётся вопросом, какому же периоду может соответствовать данный социально-психологический образ? С одной стороны – Герой проявляет аристократические черты, характерные для эпохи Средних веков и рыцарства. С другой – былинный Герой не дистанцируется от народа, он демонстрирует демократическое социально-политическое мировоззрение.

И Долгов находит такой период в истории России.

То, что сегодня нам кажется аристократизмом – особое отношение к своей чести, достоинству, самолюбие, не всегда было присуще исключительно аристократам. Такой же менталитет был и у свободных древнерусских общинников, которые были не только землепашцами или ремесленниками, но и воинами, способными в любую минуту встать на защиту своей земли. Лишь позже, с развитием социума, данные черты были закреплены за аристократией, а всё более закабаляемое крестьянство забыло о таком менталитете.

Такой аристократический менталитет свободных древнерусских общинников был свойственен русским людям 10 – 13 веков, когда полноправный общинник участвовал в военных операциях.

На этот же период древнерусской истории ложится и вольное поведение Героя по отношению к князю. Именно в  10 – 13 веках свободные общинники не знали рабского служения князю, не воспринимали его как всевластного монарха, в исторических источниках имеются факты того, что община запросто могла изгнать князя.

И именно в менталитет свободного древнерусского общинника укладывается патриотизм былинного Героя. Главный подвиг древнерусского былинного Героя – это защита Отечества, даже несмотря на распри с князем. Древнерусский общинник понимал, что князь князем, но свою землю нужно защищать.

Итак, и упоминание стольного Киева, и упоминание князя Владимира, и, самое главное, специфический менталитет Героя – всё это указывает нам на то, древнерусские былины были сложены примерно в 10 – 13 веках.

Источник

Избушка на ножках - погребальный обряд славян
Культы славянских богов и жрецы.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*