Вторник , 20 Ноябрь 2018
Домой / Античный Русский мир. / Кельты / Кельтский каменный круг — Бельтайн

Кельтский каменный круг — Бельтайн

Впечатляющий мегалитический каменный комплекс Бельтени (Beltany Stone Circle) расположенный на вершине холма в графстве Донегал (Donegal), в ирландской провинции Ольстер (Ulster), является одним из крупнейших мегалитических сооружений Ирландии. Исследователи считают, что он был воздвигнут во времена позднего бронзового века (1400-800 гг. до н.э.)

Бельтени (Beltany Stone Circle) состоит из 64 камней различных размеров,  считается, что первоначально их могло быть больше — до 80 камней. Диаметр каменного круга мегалитов составляет около 45 метров, что делает его одним из крупнейших каменных кругов в Ирландии.

Романтический и мифический характер Кольца Бельтени ощущается в этом ландшафте в 3,2 км к югу от Рафаэ.  Beltany Stone Circle виден издалека и его довольно легко найти, он расположен в Tops Townland, примерно в 3 милях к югу от Рафаэ (Raphoe) и примерно в 75 милях от Леттеркенни (Letterkenny).

Потрясающий панорамный вид холма «Beltany» (Белтени) открывается с высокого холма Кроаган (Croaghan Hill), где по древнему преданию первый из легендарных захватчиков Ирландии воин Ита (Itha), дядя Милезиуса (Milesius), был погребён в кургане. По легенде воин Ита был убит в битве при Маг-Ите, возглавив набег на Туату-де-Данаан — племена Богини изобилия Дану, а люди её племени — «люди науки, которые были богами», то есть «Дананн» означает слово «дан» = «знание». Эквивалентами богини Дану и её народа в уэльской истории являются богиня Дон и её дети. Богиня Дану отождествляется с богиней знания Деа Бригантия на британских надписях, в  ирландских — «бриг» = «сила» или «ремесло», в уэльских — «бри»  =«честь», «слава». Деа Бригантия или Бригит, подобно Весте, была одновременно богиней земного плодородия и огня, её жрицы зажигали священный огонь.  Люди Туата де Даннан считались бессмертными мудрецами и волшебниками, они прибыли в Ирландию в праздник Бельтайн.

По письменным свидетельствам 1836 года в центре мегалитического круга находилась  «огромная куча камней», сложенная как пирамида, но со временем её растащили живущие поблизости местные жители, для строительства заборов на своих участках. Томас Фаган, видевший этот мегалитический памятник в 1846 году, заметил, что весь вид вокруг круга камней были «обезображен». Ему сообщили, что «многие камни были подняты и вывезены вместе с землей, покрывающей и окружающей курганные могилы», в которых были обнаружены останки человеческих костей. В 30-х годах прошлого века археолог Оливер Дэвис отметил, что в девятнадцатом столетии или даже раньше на холме велись беспорядочные раскопки.

Самым значительным камнем Кольца Бельтени («Beltany») является треугольная плита высотой 1,4 метра (4,5 фута), на которой творцы мегалитического искусства нанесли около 43 округлых лунок. Вершина треугольной плиты совпадает с вершиной самого высокого столба, стоящего на холме Tullyrap, примерно в 8 км (5 милях) от треугольной плиты. Появлявшееся над этими двумя каменными вершинами солнце, отмечает начало сезона тепла. В каменном круге есть ещё три или четыре других камня с лунками. Возможно, по ним ориентировались на дни зимнего солнцестоянием

В центре мегалитического круга, действительно сохранился низкий земляной курган высотой от 70 см до 1 метра — это останки ранее существовавшего крупного кургана или каменной пирамиды. Окружающий курганное захоронение каменный круг из мегалитов, возможно, представляет собой остатки ограждения языческого храма-солнца. Остается загадка то, для чего использовалась эта древняя каменная структура, многие исследователи считают, что она связана с религиозными ритуалами поклонения предкам, включающими наблюдения за солнцем и луной.

Было высказано предположение о том, что участок является останками могильника, и в пределах мегалитического круга могут быть древние захоронения, как в Стоунхендже, хотя это ещё не доказано окончательно.

Рядом с участком была обнаружена каменная голова, высота которой  всего 25,5 см, созданная в дохристианский железный век (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.), более точное время её создания не известно. Эта каменная голова, возможно, была изображением кельтского бога и почиталась как кумир.

Теперь каменная голова из мегалита Бельтени хранится в собрании Национального музея Ирландии, и является одним из семи каменных кумиров, названных «Группа Рафо» (“Raphoe Group,”), которые были обнаружены в этом же районе.

В 1962 году археолог Этьенн Ринн обнаружил в 3,2 км к востоку от Рафо (Raphoe) ещё три каменных головы, которые были вырублены в каменных столбах ворот дома, или встроенных в стену дома.

Как отметил Этьенн Ринн, «простой местный каменотёс мог легко вырубить каменного идола «раннего железного века» и, возможно, так и было». Согласно заверениям местных жителей, все три каменные головы, обнаруженные Этьенном Ринном, были высечены в XIX веке. Однако он считает, что местные жители, скорее всего, нашли каменные головы в мегалитическом комплексе поблизости, а затем заявили о них как о своей собственной работе.

В 60-е годы прошлого века местный землевладелец обнаружил поблизости с мегалитом Белтани другие доисторические артефакты. Самыми значительными находками около круга мегалитов стали два полированных каменных топора. Исследователи предполагают, что каменные топоры, возможно, связаны с магическими ритуалами древних кельтов, так как созданы во времена строительства мегалитического круга на холме «Beltany» (Бельтени), примерно в 3000 году до н.э.

Название холма «Beltany» безошибочно указывает на огненный кельтский праздник Bealtaine, который праздновали в майский день. Возможно, народная память долго считала холм и мегалитическим кругом камней центром ритуального обряда.

Некоторые исследователи считают, что каменный круг имеет астрономические ориентиры, связанные с дохристианским кельтским праздником Бельтайн (Bealtaine). Согласно древним легендам, язычники кельты собрались вместе на вершинах холмов, чтобы зажечь священный огонь, во время наступления нового сельскохозяйственного периода года.

Название Бельтайн (Beltany) ясно получено из Бельтейни (Bealtaine), или «огонь Беля» — «Бел-огонь». Бельтайн (Bealtaine) был одним из четырех крупных кельтских фестивалей древней Ирландии, его отмечали 1 мая в ознаменование начала лета.  «Первый день мая должен был, по представлениям кельтов, являться моментом рождения летнего солнечного бога Луга (Лунгасад)». 

В книге «Кельтские друиды» Франсуаза Леру пишет: «В праздник Бельтайн устраивалась ярмарка, на которой по обычаю обменивались разными изделиями, съестными продуктами и драгоценностями. Там же приносили жертвы великому богу, которому они поклонялись и который именовался Белем.[325 — Бельтайн, или «огонь Беля» (иль Белобога); это ирландское божество сопоставимо с галльским Беленусом; (3-ourvest, «Le culte de Belenos en Provence occidentale et lbn Gaule», — Ogam, VI, 257 sqq.] Существовал обычай в каждом кантоне Ирландии устанавливать по два огня в честь бога Бела, между которыми проводили болеющих домашних животных, дабы исцелить его и сохранить в течение года. Два огня Бельтайна были «tene shoinmech» — «огнями радости»,«двумя огнями, которые друиды зажигали с великими заклинаниями». И после этого возжигания огня назначался благородный праздник, выпадающий на день христианских апостолов Филиппа и Иакова. 

 Франсуаза Леру утверждает, что «изначальное содержание духовности кельтских друидов пришла из гиперборейских регионов.
На Западе черты великой гиперборейской традиции отчетливее всего проступали в сакральных доктринах древних кельтов, которые хранили и проповедовали друиды — духовная элита  кельтского мира».

Среди других древних языческих праздников кельтов Ирландии известен «Имболк» (Imbolc,«imb-» и «folc», «ливень» )  — очистительный праздник, который знаменовал начало весны, он обычно отмечался 1 февраля («februare» — «очищать»), и почти совпадал со Сретеньем.  Наши англо-саксонские братья и сестры

Лугнасад (Lugnasadh), или «свадьба бога Луга»,  который отмечался 1 августа и ознаменовал начало осени. Лугнассад являлся временем летнего солнцестояния. Бог Луг  управлял всем пантеоном галльских и кельтских богов в Ирландии, так же, как и в Галлии и в Испании, где мы встречаем это имя «Луг-» во многих топонимах и теонимах.

Профессор Райс о кельтских традициях, связанных с серединой лета пишет: «В древней Ирландии проводились ярмарки и собрания во время Лугнассада, когда отмечалась победа солнца в борьбе с силами мрака и смерти, когда теплота и сила солнечных лучей, одолев холод и мглу, начинала способствовать созреванию урожая. Это представало в своём мифологическом изложении как окончательное сокрушение Фомори и Фир Волга,гибели их короля и подавление их злобных заклинаний, а значит, и как торжественное возвращение Луга, несущего мир и изобилие, готового взять в жены деву Эринн и насладиться пиршеством, на котором не будут забыты и духи предков. Начинала проводиться свадьба, и тот принц, кто не пришёл на последний день праздника, не мог надеяться на процветание в этом году».

И наконец, праздник Самхайн знаменовал начало зимы, его праздновали 1 ноября, и длилось семь дней, отмечавшихся играми, обильными пиршествами, и королевским пиром, на котором отведывали мяса откормленных за год свиней. В праздник Самайн сюзерену платили подать и приносили дары — «рыба, пиво, орехи, колбаса — вот, что положено в Самайн — огонь в весёлом стане на холме, — сбитое молоко, хлеб и свежее масло».

Древнескандинавское "Сказание о Сигурде".
Золотые волосы богини Сив

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*